Кто и зачем скупает клубы по всему миру
Владельца «Анжи» Сулеймана Керимова называют новым акционером «Пармы». Кирилл Благов и Владислав Воронин – о других случаях, когда несколько клубов объединяет один владелец.
Семья Поццо (Джампаоло и его сын Джино), Италия
Бизнес: производство инструментов и оборудования для промышленности, в первую очередь для деревообработки (Freud Group)
Клубы: «Удинезе» (серия А), «Гранада» (испанская примера), «Уотфорд» (английский чемпионшип)
Джампаоло Поццо купил «Удинезе» в 1986 году, но получать удовольствие от инвестиций в первое время совсем не получалось: сначала прогремел скандал с договорными матчами, потом началось бултыхание между дивизионами. Полноценная стратегия развития «Удинезе» сформировалась после 1993 года, когда в бизнес вошел сын Джампаоло Поццо. Именно Джино и придумал систему отслеживания перспективных футболистов через разветвленную сеть скаутов. Спустя 10 лет «Удинезе» стал стабильно снабжать рынок качественными футболистами и научился на этом зарабатывать: девятерых своих главных звезд клуб купил всего за 7,5 миллиона фунтов, а продал – почти за 122 миллиона.
Правда, такая система всегда связана с риском: «Удинезе» нередко промахивается с покупками, игроки начинают пропадать где-то на скамейке запасных, и клуб терпит убытки. Чтобы дать футболистам второй шанс и выйти на новый рынок, семья Поццо стала искать недорогую европейскую команду.
В 2009 году, после продажи части акций семейного бизнеса фирме Bosch Power Tools, Поццо приобрели «Гранаду» – тогда она выступала в третьем испанском дивизионе. Президентом был назначен Кике Пина – агент, который помог «Удинезе» купить Маурисио Ислу за 400 тысяч фунтов (через 5 лет чилиец был продан в «Ювентус» за 12 млн). Тем же летом «Удинезе» отдал новому братскому клубу 10 футболистов, 8 из них – в аренду. «Гранада» тут же выбралась во второй дивизион, а в следующем сезоне и вовсе заработала место в примере. Всего за 5 лет «Удинезе» и «Гранада» заключили 28 трансферных сделок (27 раз – в Испанию, 1 раз – в Италию).
На этом семья Поццо не остановилась и вскоре замахнулась на Англию. В 2012-м итальянцы купили «Уотфорд». Трюк, отработанный в Испании, здесь провернуть уже не удалось: после первого сезона, когда «Удинезе» и «Гранада» отдали «Уотфорду» 13 футболистов, в Англии приняли специальное правило: на матч нельзя выпускать более 5 арендованных игроков. Поэтому «Уотфорд» ищет кадры на всех доступных рынках – в текущем сезоне из братских клубов были арендованы только 4 футболиста.
Сейчас Поццо, наладив системную работу в «Удинезе», нацелены на выход «Уотфорда» в премьер-лигу, которая соблазняет всех огромными доходами от продажи ТВ-прав. «Как бы то ни было, футбол для нас – это не бизнес. Это страсть. Мы не похожи на тех иностранных владельцев, которые намерены получить быструю отдачу. Нам просто интересно работать в Англии», – рассказывают Поццо.
Ролан Дюшатле, Бельгия
Бизнес: микро-электроника, с середины 90-х занимается политической деятельностью, с 2007-го по 2010-й – член Сената Бельгии
Клубы: «Стандард» (высшая лига Бельгии), «Чарльтон» (английский чемпионшип), «Алькоркон» (испанская сегунда), «Карл Цейсс» (региональная лига Германии) + принадлежащий сыну «Уйпешт» (высшая лига Венгрии) + принадлежащий одному из партнеров «Сент-Труйден» (вторая лига Бельгии)
Дюшатле приобрел четыре клуба меньше чем за три года. Льежский «Стандард» оказался в его распоряжении летом 2011-го, сделки по приобретению «Чарльтона» и «Алькоркона» были закрыты зимой 2014-го, между ними уместился «Карл-Цейсс».
Лучший твит в фейковом аккаунте Дюшатле: «Ретвит – и я куплю игрока, в избранное – и я куплю клуб»
За «Стандард» Дюшатле пришлось выложить 45 млн евро. Тем же летом из клуба ушли Витцель (9 млн евро), Мангаля (6,5), Деффур (6), Карсела-Гонсалес (5,7) и Бентеке (1), что вывело болельщиков из себя – дело дошло до уличных протестов. Тогда «Стандард» прикатился к финишу четвертым, отставая от чемпиона на 16 очков, через год – шестым. В прошлом сезоне «Стандард» стал чемпионом и снова принялся продавать лидеров – Имо Эзекиэл (8 млн евро), Ванкер (6), Батшуайи (6). Сейчас команда идет на седьмом месте.
Несмотря на новые приобретения, флагманским клубом Дюшатле остается именно «Стандард». После покупки «Чарльтона» (14 млн фунтов) бельгиец объявил, что сразу несколько игроков могут перебраться из Лондона в Льеж, чтобы помочь в Лиге чемпионов, но в квалификации случился «Зенит», поэтому злить британских болельщиков не пришлось. Зато в обратном направлении проследовало куда больше футболистов: пять зимой 2014-го и четыре летом – Таль Бен Хаим, Йони Бюенс, Джордже Цукудян и Фредерик Бюло. Вместе с ними «Чарльтон» пока плетется в середине таблицы.
Перед началом этого сезона «Стандард», «Чарльтон» и «Алькоркон» отправили по игроку в «Уйпешт», которым владеет сын Дюшатле. Еще одна характерная черта для клубов бельгийца – частые смены тренеров. За два с небольшим года в «Уйпеште» было шесть тренеров, за три года в «Льеже» – четыре, в «Чарльтоне» за неполный год работает уже третий специалист.
Дюшатле-старший между делом рассматривал возможность приобретения «Бари» (и продолжает поиск команды в Италии), а также готов обзавестись клубом в Португалии. Кроме того, бизнесмен пытается продвигать идею объединенного чемпионата Бельгии и Голландии – это, в частности, должно положительно сказаться на развитии «Стандарда».
Шейх Мансур, ОАЭ
Бизнес: возглавляет инвестиционную группу Abu Dhabi United Group, курирует различные коммерческие проекты правительства ОАЭ
Клубы: «Манчестер Сити» (английская премьер-лига), «Нью-Йорк Сити» (МЛС), «Мельбурн Сити» (австралийская лига), часть акций «Йокогамы» (чемпионат Японии)
Шейх Мансур шумно ворвался в английский футбол в 2008 году, сразу выкупив контрольный пакет акций «Манчестер Сити». Эксцентричные трансферные кампании и форсированное создание топ-клуба обошлись Мансуру примерно в 1,5 миллиарда фунтов. После двух чемпионств властолюбивые азиатские покровители захотели даже большего и задумали глобальный проект – футбольная группа с представительством в разных странах.
В 2013 году «Сити» вместе с бейсбольным клубом «Нью-Йорк Янкиз» потратили 100 миллионов долларов на франшизу в МЛС. «Все серьезные европейские клубы уже пробовали создать глобальные бренды, но пока результаты скромные – особенно в сравнении с другими индустриями. У руководства нашей организации есть ресурсы, чтобы вложиться в нужный момент», – рассказывает исполнительный директор «Манчестер Сити» Ферран Сориано.
Для покорения международного рынка была создана компания City Football Group, которая и управляет всеми клубами шейха Мансура. В руководстве CFG утверждают, что английские команды в основном пользуются преимуществами очень сильного внутреннего рынка и поэтому редко думают о международных проектах.
«Манчестер Юнайтед», «Бавария», «Реал» и «Барселона» пробуют выходить на другие рынки, но доходы все равно остаются относительно невысокими. Желание быть успешными на глобальном уровне заставило нас сделать что-то совершенно новое – например, под единым брендом «Сити» создавать локальные команды, – продолжает Сориано. – Это способ быть и глобальной, и локальной компанией. Проще добиться успеха в Австралии, создав местный клуб, который будет иметь определенные характеристики английской команды».
Таким австралийским клубом стал «Мельбурн Харт» – владелец «Манчестер Сити» купил его в начале 2014 года за 6,7 миллиона фунтов. Вскоре команда была переименована в «Мельбурн Сити» и получила практически такую же форму, как у «Манчестер Сити» – нежно-голубой цвет будет объединять всех членов City Football Group.
Правда, «Манчестер Сити» быстро обвинили в попытках просто обойти финансовый фэйр-плей через перекладывание части расходов на дружественные команды. Поводом для подозрений стала аренда Фрэнка Лэмпарда из «Нью-Йорк Сити», который начнет играть в МЛС только в 2015 году («Мельбурн Сити» так же арендовал Давида Вилью).
City Football Group в ответ решила доказать серьезность намерений рассказом о миссии академии «Манчестер Сити» – целый тренировочный городок стоимостью 200 миллионов фунтов будет выращивать молодежь для всех клубов в системе.
«В 18 лет футболист может не проходить в «Сити», но может подойти «Нью-Йорку», в 32 он может перейти в «Мельбурн». У нас есть 36 скаутов и тренеров, которые будут искать талантливых футболистов для системы по всему миру», – рассказывает Сориано.
Последним обновлением коллекции шейха Мансура стала покупка 20 процентов акций «Йокогамы». Стороны только присматриваются друг к другу, но коммерческий результат есть уже сейчас: после выхода на японский рынок «Манчестер Сити» получил спонсорский контракт с Nissan.
Компания Red Bull, Австрия
Бизнес: энергетические напитки
Клубы: «Ред Булл» Зальцбург (высшая лига Австрии), «Нью-Йорк Ред Буллс» (МЛС), «РБ Лейпциг» (вторая бундеслига), «Ред Булл Бразилия» (второй дивизион Лиги Паулиста), «Ред Булл Гана» (зона 3B первой лиги Ганы)
«Ред Булл» давно ассоциируется с многочисленными экстремальными соревнованиями (воздушные гонки, парапланеризм, клиф-дайвинг) и «Формулой-1», компания поддерживает пару хоккейных команд и биатлонную сборную Австрии. Было бы странно, если бы детище Дитриха Матешица обошло стороной футбол.
Все началось весной 2005-го, когда «Ред Булл» выкупил зальцбургскую «Аустрию». Новые владельцы сменили название команды и стадиона и поспешили отказаться от клубной истории – чтобы творить новую, ассоциирующуюся исключительно с победами. За девять лет «Ред Булл» выиграл пять чемпионских титулов и четырежды оставался вторым. Сегодня бюджет клуба ощутимо больше, чем у ближайших преследователей.
В 2006-м «Ред Булл» выкупил клуб МЛС «Нью-Джерси МетроСтарс», переименовал его и вложил 200 млн долларов в строительство нового стадиона. Вы можете не знать, как все это время выступал «Нью-Йорк Ред Буллс», но вы точно слышали об этой команде, ведь в ней заканчивал карьеру Тьерри Анри.
В 2007-м и 2008-м у «Ред Булл» появились клубы-академии в Бразилии и Гане, нацеленные в первую очередь на поиск талантов, которые затем могут быть использованы другими клубами из системы. Это не единственный пример работы «Ред Булл» с молодежью – у компании есть своя программа поддержки молодых гонщиков, в которой в свое время оказался Даниил Квят – со следующего сезона русский пилот будет выступать за главную формульную команду «Ред Булл».
В 2009-м в Германии возник «РБ Лейпциг» (РБ – сокращение от RasenBallsport, назвать клуб «Ред Булл» не удалось из-за жесткого регламента), перед которым была поставлена цель в течение десяти лет оказаться в бундеслиге – сегодня клуб выступает во втором по силе немецком дивизионе. Перед началом сезона-2014/15 клубы «Ред Булл» из Лейпцига и Зальцбурга обменялись несколькими игроками.
Глобальная маркетинговая стратегия «Ред Булл» предполагает постоянное увеличение своих активов, поэтому не исключено, что в будущем футбольные проекты бренда появятся и в других странах.
Мэттью Бенхэм, Англия
Бизнес: проекты, связанные со ставками на спорт
Клубы: «Брентфорд» (английский чемпионшип), «Мидтъюлланд» (высшая лига Дании).
В середине нулевых 60% акций «Брентфорда» принадлежали трасту болельщиков Bees United, а в 2012-м их выкупил предприниматель Мэттью Бенхэм. Его влияние на клуб и без того было велико, а теперь все стало оформлено официально. Бенхэм – владелец, за болельщиками остается право голоса в ключевых вопросах, касающихся жизни клуба.
Впервые с 93-го «Брентфорд» начал сезон в чемпионшипе. Еще до выхода в чемпионшип Бенхэм вложил в клуб 43 млн фунтов, недавно анонсировал строительство нового 15-тысячного стадиона к 2017 году, а между делом отвечает на вопросы на неофициальном форуме болельщиков.
Со своим клубом Мэттью рассчитывает пошуметь в премьер-лиге, а еще хочет, чтобы «Брентфорд» стал семейным наследием: «У меня нет намерений продавать клуб. Рассчитываю, что он будет передаваться от отца к сыну на протяжении не одного поколения».
Мэттью Бенхэм и его сын Томас
Болельщики поддерживают Бенхэма, и время от времени принимаются распевать на стадионе его имя. Самого Мэттью это смущает: «В этом нет необходимости. К чему петь о владельце клуба, если не петь о таких ребятах, как наш защитник Джейк Бидуэлл».
Минувшим летом болельщики «Брентфорда» увидели на официальном сайте клуба новость о том, что Бенхэм стал мажоритарным владельцем датского «Мидтъюлланда».
«Их академия проделывает впечатляющую работу по развитию талантливых игроков, которые затем играют в первой команде или продаются в зарубежные клубы. Руководством клуба движет страсть к футболу, и у «Мидтъюлланда» есть все, чтобы стать успешным клубом», – объяснял выбор Бенхэм.
При этом Мэттью подчеркнул, что «Брентфорд» и «Мидтъюлланд» будут развиваться независимо друг от друга.
Мэттью Бенхэм считает победы своих команд
Винсент Тан, Малайзия
Бизнес: первым открыл в Малайзии McDonalds, потом занялся инвестициями. Владел курортами и казино, открывал на родине кафе Starbucks и Krispy Kreme, а недавно отдал весь бизнес сыну. Входит в десятку самых богатых людей Малайзии (состояние оценивается в 1,2 миллиарда долларов)
Клубы: «Кардифф» (английский чемпионшип), «Сараево» (чемпионат Боснии и Герцеговины)
В 2010 году Винсент Тан впервые появился в списке долларовых миллиардеров по версии Forbes и тут же пустился во все тяжкие: не особенно разбираясь в правилах футбола, он ввязался в авантюру с покупкой «Кардиффа».
Несмотря на резкое улучшение финансового положения, фанаты были в ярости, а некоторые даже сдавали сезонные абонементы. Причиной скандала стали революционные перемены: Тан решил, что «Кардифф» может стать популярным в Малайзии, и перекрасил клуб из традиционных синих цветов в красные («у красного репутация лучше, чем у синего»). Следом Тан предложил переименовать клуб в «Кардифф Драгонз» – и нарвался на массовые протесты.
Тан всегда плевал на общественное мнение. Он освистывал собственную команду после ничьей с «Сандерлендом». Спортивным директором однажды назначил Алишера Апсалямова – 23-летнего сына депутата парламента Казахстана и бизнес-партнера Тана, у которого не было никакого опыта работы в футболе (повезло, что в итоге у Апсалямова не оказалось рабочей визы). В июле 2012 года малайзиец без совещаний с тренерским штабом купил словенского форварда Этьена Великоня. Этот загадочный футболист так и не смог заиграть в Уэльсе, в его досье остались только три неполных матча в чемпионшипе.
Зато Тан надолго сдружился с Восточной Европой. В прошлом году он купил «Сараево» примерно за два миллиона долларов, и теперь боснийский клуб зачем-то играет в футболках с надписью Visit Malaysia.
«В Боснии полно талантливых футболистов. Мы хотим построить академию, в которой будут тренироваться все лучшие молодые игроки страны. Потом мы поможем им переехать в одну из лучших лиг мира. У «Кардиффа» и «Сараево» уже есть партнерский договор: будем обмениваться футболистами, вместе организовывать сборы», – рассказывал Тан.
Сейчас Тан ведет переговоры о покупке третьего и четвертого клубов для своей коллекции. Теперь бывшего бизнесмена интересуют Хорватия, Малайзия и МЛС.
P.S. Запрет на владение двумя клубами в основном действует в еврокубках – как отмечается в документах УЕФА, игра между двумя командами, которыми владеет один человек или одна компания, может проходить не по спортивному принципу и угрожает целостности соревнований.
В свое время инвестиционная группа ENIC владела акциями «Глазго» (25,1%), «Базеля» (50%), «Виченцы» (99,9%), «Славии» из Праги (96,7%), АЕК (47%) и «Тоттенхэма» (29,9%). В сезоне, когда «Славия» и АЕК пробились в Кубок УЕФА, CAS подтвердил, что такие ситуации нарушают регламент. Теперь в случае выхода двух команд одного владельца в еврокубки играть может только одна. ENIC впоследствии продала акции всех клубов, кроме «Тоттенхэма».
При подготовке использованы материалы Guardian, Evening Standard, outsideoftheboot.com, just-football.com
Фото: Fotobank/Getty Images/Nick Laham, Dino Panato, Francois Nel, calcio.fanpage.it, rtbf.be