Перезагрузка. Как у Роджерса снова появилась большая идея
Вадим Лукомский – о том, почему события последних недель могут перевернуть сезон «Ливерпуля».
Провалы «Арсенала» пугающе похожи. Их очень легко классифицировать. И это, вероятно, главная причина явного раскола на два лагеря в рядах болельщиков и того, что клуб на страницах ESPN называют «самым неприятным для боления». Есть 3 типа неудач «канониров»: 1) большой матч, относительно равная игра, соперник проводит мастер-класс по реализации моментов; 2) в противниках середняк, который достойно сдерживает «Арсенал» и успешно дожидается подаренного им гола; 3) отдельная категория для матчей на «Энфилде»: «Арсенал» ужасен, команду откровенно возят, а счет зависит лишь от успешности «Ливерпуля» в реализации моментов.
На этот раз «канониры» не просто избежали повторения прошлогоднего разгрома, но и были в паре минут от мини-реванша (по крайней мере, по результату). Вот только главная причина этого не в том, что «Арсенал» сыграл намного лучше, чем в феврале, а в том, что они играли с совершенно другим «Ливерпулем». Тем не менее, несколько антирекордов были обновлены. «Пушкари» владели мячом всего 36.5% времени – худший показатель клуба с момента, когда Opta начала собирать данные (сезона 2003/04). По воротам команды Венгера было нанесено 27 ударов – тоже худший результат «Арсенала» за всю статистическую историю АПЛ.
Занятно, что «Ливерпуль» в этом сезоне тоже стал серьезным раздражителем для собственных фанатов, а почти все их игры легко поделить на два типа. Первый – неубедительные матчи с середняками, в которых «красные» чаще набирают очки, чем нет. Лишь в одной из 11 игр с командами, которые в прошлогодней таблице закончили ниже 7-го места, «Ливерпуль» переиграл противника по количеству явных голевых моментов (с «Халлом»). Второй – большие матчи (за исключением игры с «Тоттенхэмом»); в них «Ливерпуль» играет достойно, но им не везет (прежде всего, «Эвертон», «Юнайтед» и «Арсенал»).
Едва ли это простое совпадение – скорее олицетворение более глубокой проблемы. Проблемы кризиса идей Брендана Роджерса. Ключевая задумка первого сезона североирландца в клубе выражалась его цитатой: «Если ты владеешь мячом больше, чем соперник, то с вероятностью 79% выиграешь матч». Ко второму году во главе команды Брендан отказался от этой мантры и почти выиграл чемпионат за счет многообразия схем, тактической гибкости, умения оголять слабости соперников и выжимать максимум из игроков в форме. В начале этого сезона Роджерс столкнулся с неопределенностью: он больше не одержим контролем мяча, но не имеет достаточно времени на подготовку к матчам, чтобы пользоваться новообретенными козырями.
Главный провал этого сезона – домашний матч с «Базелем» – показателен. Перед игрой Роджерс поделился представлением о сопернике: «Базелю» не нужно побеждать в этом матче, поэтому они будут отсиживаться в обороне, а у нас будет свобода для того, чтобы владеть мячом». Тренер применил прошлогоднюю формулу и выпустил наиболее подходящий для такого сценария состав, вот только его информация о сопернике оказалась в корне неверной – «Базель» активно прессинговал «Ливерпуль» и завершил первый тайм с большим количеством ударов. В перерыве Роджерс сделал две замены, которые значительно улучшили игру, но было слишком поздно. В обоих случаях его действия были логичными и, пожалуй, верными, однако без должного изучения противника такой шаблон не может работать эффективно.
В играх с клубами, которые всегда в центре внимания, «Ливерпуль» демонстрировал былой потенциал. Против клубов, анализировать которые приходилось практически с нуля, «красные» не впечатляли. Это может измениться. Из всего, что Роджерс придумал в этом сезоне, схема 3-4-3 наиболее близка сильным сторонам его футболистов. Когда есть подобная стабильная система, необходимость полагаться на еженедельное оголение мелких слабостей соперников, становится меньшей.
«Мне это приснилось или «Ливерпуль» действительно играл по схеме 3-4-3 в последнем матче? Британский тренер успешно использует 3-4-3? Если бы на моем месте был иностранец, его называли бы тактическим гением», – иронизировал Роджерс после победы над «Борнмутом» в Кубке Лиге.
Больше всего разговоров вызывало использование Стерлинга в роли главного форварда. Рахим действительно впечатлил всем, кроме завершения атак. Маркович нашел себя на неожиданной позиции левого латераля. В двух последних играх голевыми пасами отмечались Хендерсон и Лаллана. Но лучше всего прогресс «красных» олицетворяет Филиппе Коутиньо.
Летом Роджерс сказал о нем: «Коутиньо – мозг нашей команды, футболист, ведущий игру. Ему необязательно много забивать, так как он великолепно связывает игру. Он делает из команды единое целое и заставляет ее двигаться в атаке». Бразилец совсем не справлялся с этой задачей. Низшей точкой стала игра с «Сандерлендом», в которой он не отдал ни одной ключевой передачи, не отметился ни одним оборонительным действием, но 5 раз (больше всех в матче) издали неопасно пробивал по воротам. В следующем матче, с «Базелем», Коутиньо не нашлось место в старте, а «десятку» исполнял Стивен Джеррард.
В игре с «МЮ», первой после перехода на 3-4-3, Коутиньо исполнял новую роль и прибавил (несмотря на несправедливую критику за первый пропущенный мяч): он совершил 8 удачных обводок (больше всех) и чаще любого другого игрока «Ливерпуля» касался мяча. Как следствие, преобразилась и игра команды в атаке. Вчера бразилец выдал еще более яркий перфоманс. Забил, связывал игру команды (из атакующих игроков он чаще всех получал мяч и отдал больше всех передач) и олицетворял еще одно позитивное изменение – эффективный высокий прессинг (он 10 раз – чаще всех – вступал в единоборства и выиграл 6 из них).
Перед игрой Роджерс охарактеризовал свою схему как «тройка защитников и квадрат в полузащите». Термин «квадрат в полузащите» (именно квадрат, а не ромб) используется чрезвычайно редко (если используется вообще), но он очень точно подчеркнул главную особенность формации – «Ливерпуль» используют два «десятых номера». И, как признал Венгер, именно присутствие в опорной зоне сразу обоих, Коутиньо и Лалланы, было ключом к доминированию Ливерпуля в первом тайме.
«Квадратная полузащита» © выглядит глотком свежего воздуха, но между ней и 3 тремя очками снова стала оборона «Ливерпуля». «Мы допустили ошибки. Но дело не в организации или методах обороны, а в индивидуальных дуэлях», – трактовка Роджерсом проблемы настораживает. Персональные ошибки защитников – яркая проблема «красных» по ходу сезона, но в этом матче проявилась именно нехватка организации. Второй гол «Арсенала» жутко показателен: Жиру забил из окружения 3 центрбеков и опекавшего его по ходу эпизода Джеррарда.
Разбирая игру с МЮ на прошлой неделе, Гари Невилл, вооружившись видео-уликами в том числе с прошлогодних матчей, верно подметил: «Защитники «Ливерпуля» пытаются обороняться индивидуально, а не как единое целое». Пожалуй, неудивительно, что это проблема не решается простой сменой персоналий: Симон Миньоле уступил место Бреду Джонсу, Деян Ловрен – Мамаду Сако, линия из четырех человек – тройке защитников, но коллективные ошибки никуда не испарились.
Еще со времен «Суонси» практически каждая пресс-конференция Роджерса, вне зависимости задаваемых вопросов, включает отдельную оценку результата и качества игры, которые могут быть диаметрально противоположными. Например, стартовав 2 очками в 5 играх в свой первый сезон, Роджерс не боялся похвалить качество игры команды. И, в конечном итоге, ему удалось конвертировать игру в результаты. Сейчас «Ливерпуль» вновь показывает классный футбол, а перед Бренданом стоит очень похожая задача – возможно, даже проще, так как очевидно, с решения какой проблемы следует начинать.
Фото: Fotobank/Getty Images/Alex Livesey; REUTERS/Phil Noble
Если бы у Ливерпуля было кому завершать, то повторение 5-1 было весьма вероятно, и это не невезение, а нехватка классного нападающего, но по-моему это больше подчеркивает старые проблемы Арсенала, чем говорит о находке Роджерса. Ну или это я смотрю на матч со своей гунерской колокольни.
Рахим не мог сделать вообще ничего. Была пара пасов за спину ЦЗ, которые он не получил от Марковича и Лаллана, но не более того. Поэтому в первом тайме Ливерпуль играл без лучшего атакующего игрока и с дыркой на месте восьмого номера. Во втором тайме Рахим стал опускаться ближе к мячу (дырка осталась на месте), и стал, наконец, оказывать влияние на ход атак.
Критиковать Джонса по итогам этого матча могут только те, кто мало видел Миньоле. Гол после рикошета от лысины Шктрела с близкого расстояния не вытащил бы никто. Гол между ног при расстреле с трех метров - может, Де Хеа бы что-то и придумал, но у простого смертного шансов было мало. Зато ни одного или почти ни одного фирменного ливерпульского обреза при перепасовке на своей половине поля, на которые и рассчитывал Венгер, когда гнал переднюю линию в прессинг. Ни одного выхода один на один по вине вратаря, прилипшего к ленточке и не перехватившего длинный пас. Уверенность на угловых, которые при Симоне всегда становятся триллером.
Коутиньо в самом деле провел лучший матч в сезоне. Если бы он играл так, как играл до этого, то при нынешнем Стиви мы бы просто не смогли дойти при помощи паса до штрафной соперника. Во многом Коуту стало легче, потому что он перестал натыкаться на Лаллана и Марковича на половине поля соперника - старые и новые игроки, наконец, стали играть вместе, а не одновременно.
Марковичу очень тяжело на левом фланге. Он слишком заряжен на проход, и команда слишком хорошо знает, что сразу паса он не отдаст. Поэтому единственный шанс на успех атаки через Марковича - это успешная обводка троих или четвертых, или, по крайней мере, удачный отброс мяча после того, как серб стягивает к себе защитников. Маркович пока мало вписан в атакующую игру команды, но настолько похожа на раннего Стерлинга, что понятно, что Роджерс знает, что делать дальше.Очень важна роль Сако при Марковиче: он был постоянно готов броситься за мячом, который теряет серб при неудачном старте прохода - и очень часто сохранял мяч для команды. Играй под Марковичем Морено, слева была бы тотальная катастрофа.
а как же четвёртый? Матчи против топ клубов где арсенал полностью уничтожают и деклассируют. 8-2, 6-0, 5-1, 6-3 это только то, что первым в голову приходит