5 мин.

Чего ждать от посещаемости матчей премьер-лиги в новом сезоне?

Московский «Спартак» продает рекордное количество абонементов, в Питере этот товар уже давно стал дефицитным. Остальным, вроде как, и похвастаться особо нечем. На место почти всегда пустующего стадиона им. Э.Стрельцова приходит республиканский стадион «Спартак» во Владикавказе, знаменитый своими 30-40-тысячными аншлагами. К старту премьер-лиги готовятся не только клубы, но и вся болельщицкая среда.

Предлагаю в этой заметке взглянуть на проблему посещаемости футбольных матчей в России, сравнить сложившееся положение с общеевропейским и поговорить о возможной перспективе в наступающем сезоне.

В блоге «Игра миллионов» Дмитрий Навоша, ссылаясь на futebolfinance.com, приводит данные, где Россия по посещаемости футбольных матчей занимает 10 место в Европе. УЕФА приводит похожие данные. Россия уступает не только странам большой пятерки (Германии, Англии, Испании, Италии, Франции), но и Шотландии, Турции, Голландии. Кроме того, средняя посещаемость на матчах российской премьер-лиги ниже, чем в низших дивизионах Германии и Англии.

В последние годы средняя посещаемость на матчах чемпионата России составляет примерно 13,000 – 13,500 зрителей за матч. Это в 3 раза меньше, чем аналогичный показатель в Бундеслиге, в 2,5 раза меньше, чем в Англии, в 2 раза меньше, чем во Франции и Италии. Примерно на одном уровне с Россией, конкурируя я с ней, идут Бельгия и Португалия.

Удручающая картина полупустых, а зачастую – пустых стадионов не добавляет положительных эмоций на празднике футбола. И это притом, что средняя вместимость стадионов премьер-лиги составляет 23,102 человека. Самый крупный стадион – «БСА Лужники» (84,745), самый маленький – стадион им. Билимханова (10,600). Для сравнения в Германии средняя вместимость арен составляет 47,642, в Италии – 42,904, в Испании – 37,509, в Англии – 37,083. Уступают по вместимости российские стадионы даже английскому Championship и 2 немецкой лиге.

Несмотря на то, что английские и немецкие стадионы рассчитаны на громадную аудиторию, они практически всегда заполняются. Англия, Германия и Голландия обладают феноменальным показателем по проценту заполняемости арен – 91,9%, 89,9%, 88,4% соответственно. В России процент заполняемости стадионов составляет примерно 56%. Это примерно на одном уровне с первыми английским и немецким дивизионами, высшими лигами Швейцарии и Дании.

Такая унылая реальность объясняется рядом факторов. Главным представляется отсутствие новейших футбольных арен в стране. Ведь в России футбольных стадионов практически нет. Все, что имеется, – олимпийские комплексы архитектуры 20 века, когда строили не для футбола, а вообще для спорта. Именно этим можно объяснить наличие беговых дорожек на подавляющем большинстве российских арен. В «Лужниках», помимо дорожек, например, присутствуют места для легкоатлетических прыжков и толкания ядра. Трибуны располагаются очень далеко от поля, и кто хотя бы раз бывал на самом крупном стадионе России, подтвердит, что он просто не предназначен для просмотра футбола. Аналогичная картина и на других площадках, вроде стадиона «Динамо», который сегодня находится на реконструкции.

Из чисто футбольных стадионов можно отметить «Локомотив», «Арена-Химки», «Сатурн». Поскольку показатели посещаемости на этих стадионах далеки от совершенства, можно предположить, что дело-то не только в слабой инфраструктуре. Например, у «Локомотива» какого-то особого роста посещаемости за последние годы не наблюдается. Был всплеск вначале 2000-х, а дальше какой-то динамики замечено не было. И даже тот всплеск посещаемости объяснять только лишь постройкой новой арены было бы неправильно, поскольку открытие черкизовского стадиона примерно совпало по времени со взлетом «Локомотива» в чемпионате и еврокубках. Что же касается других двух отмеченных выше арен, то здесь все объясняется просто – аудитория у клубов, выступающих на этих стадионах, довольно скромная.

Ценовая политика клубов сегодня такова, что каким-то затратным поход на футбол не является. За исключением Питера, где гигантский спрос и ничтожная для такого города вместимость, поэтому практически любая цена на билеты не отпугивает болельщиков.

К примеру, в той же Англии стоимость абонементов на сезон у большой четверки составляет от 513 до 855 фунтов стерлингов, что в переводе на русский – от 23 до 38 тысяч рублей. В России на самые популярные клубы средняя стоимость абонементов (не учитывая категорию vip) составляет от 4,700 руб. («Локомотив») до 16,100 руб. («Зенит»). Очевидно, что разница в цене существенна. Кто-то наверняка может сослаться на уровень жизни в Англии и России, объяснив этим серьезность таких цен для российских реалий. Можно было бы с этим согласиться, если бы самые популярные клубы находились не в Москве и Питере, а где-нибудь в Саранске.

Получается, что проблема не в стоимости билетов и абонементов. А в чем тогда? Здесь, скорее всего, мы наблюдаем целый комплекс проблем, которые в сумме дают такую плачевную картину общей посещаемости стадионов в России.

Вместе с тем, посещаемость стадионов тесно связана с доходами клубов. В России, учитывая небольшие цены на билеты и слабую посещаемость, клубы не зарабатывают практически ничего. Опять же, за исключением «Зенита». Эти, к слову, вообще выделяются из общей картины, приближаясь к европейским стандартам: «Зенит» способен получать большие прибыли и от продажи билетов, и от продажи атрибутики, и от продажи телевизионных прав. Впрочем, это уже другой вопрос.

И все же, чего стоит ждать в нынешнем сезоне?

Средняя посещаемость в России выше общеевропейской. Если в совокупности всех матчей в высших лигах средний показатель в Европе составляет порядком 9,000 зрителей за матч, то в России за 2009 год он колебался (по разным данным) на отметке 13,000 зрителей за матч. В последние годы посещаемость в России так и держится на этой отметке.

Средняя посещаемость однога матча ЧР 2006-2009 гг. в Москве и провинции.

В 2009 году ростом посещаемости на домашних матчах по сравнению с 2008 годом могли похвастаться «Спартак» (+20%), ФК «Москва» (+11,8%), «Терек» (+10,6%), «Локомотив» (+8,5%), «Зенит» (+2,5%), ЦСКА (+1,4%). Но большинство клубов на финише показало отрицательный результат. Так, посещаемость упала у «Химок» (-49,9%), «Динамо» (-44,2%), «Амкара» (-27,9%), «Крыльев» (-25,4%), «Сатурна» (-23%), «Рубина» (-21,8%), «Томи» (-11,3%), Нальчика (-5,9%).

Увеличится ли общая посещаемость по России, судить сложно. Скорее, да, чем нет. Ведь чем выше накал борьбы, а он обещает в этом сезоне зашкаливать, тем больше интерес к происходящему. Однако совершенно точно можно сказать, что посещаемость вырастит у провинциальных клубов. «Алания» в прошлом сезоне дома собирала в среднем 11632 за матч, что является лучшим результатом в первой лиге. Удивительно, что и другие два дебютанта идут сразу же в этом рейтинге за владикавказским клубом: «Анжи» (10700), «Сибирь» (7433). Посещаемость на матчах этих клубов должна подтянуть не только провинцию, но и общую статистику по России.

Следить за обновлениями