Марк Марков-Гринберг. Не выдыхая
Нет, не возьмус я за работы талантливых и легендарных иностранных фотографов, пока не добью тему нашего, советского наследия, которое не менее богатое и обширное, чем по сторону мира.
Сегодня здесь будет править балом Марк Борисович Марков-Гринберг.
Я опять смотрел на фотографии широко раскрытыми глазами, я опять дивился работам очередного шедеврального мастера. Мне жутко не хватает времени на просмотр отдельных кадров, на которые я, по своей тормознутой привычке, могу останавливаться часами. Реально, я тут недавно поймал себя на том, то рассматриваю одно фото целых сорок пять миниут, и даже этого мне оказалось мало.
Проникаешься, вклиниваешься вглубь черно-белой картины и не можешь себя за уши оттащить от ощущения застывшей жизни. Будто параллельная реальность захватывает, а ты не в силах ей сопротивляться. И занятие это - сладкое и приятное. Никаких глазных и умственных мучений, только жизнь, только свет, только люди, которые были когда-то там, в том самом объективе, будто специально искавшему их.
"Юный Марк Гринберг, который впервые увидел настоящую домашнюю фотолабораторию у одноклассника, был так потрясен, что продал аквариум, а с ним и любимых рыбок, чтобы купить фотокамеру со стеклянными пластинками. Светочувствительность их была чудовищной – выдержка длилась аж несколько минут. Но радость проявления изображения перевешивала все трудности."
Творческая биография Марка Борисовича Маркова-Гринберга началась в его родном городе Ростове-на-Дону. В 1925 году он стал фотокорреспондентом газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонек», а в 1926 переехал в Москву. Сначала работал фотокорреспондентом профсоюзных журналов, снимал для журнала «Смена». В 1930 году был приглашен в Пресс-клише ТАСС. Много ездил по стране, фиксировал успехи социалистического строительства: Днепрогэс, Донбасс, первые колхозы. Фотографировал знаменитых людей: Максима Горького, Владимира Маяковского, Ромена Роллана, Бернарда Шоу, Валерия Чкалова…. Ну а обычных «строителей коммунизма» — просто без счета.
В 1938 году Марк Борисович перешел на работу в Фотохронику ТАСС. Фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке». В период войны с Финляндией (1939—1940) был военным корреспондентом в войсках, сражавшихся на Карельском перешейке. В сентябре 1941 года был отправлен рядовым на фронт. Связистом участвовал в боях, но всегда фотографировал — фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха. В июле 1943 года политотдел армии направил его корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».
После войны до демобилизации в 1953 году в звании капитана служил фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете». До 1957 года работал в фотоиздательстве ВДНХ, потом в журнале «Клуб и художественная самодеятельность» — до ухода на пенсию в 1973 году.
Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Работы М.Маркова-Гринберга были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.Почетный член Союза фотохудожников России.
М.Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.
Милиционер-реглировщик. Москва. Арбатская площадь. 1936 год.
Дом отдыха завода московского завода "Электрокомбинат" в Калязине.1932. На заднем плане - Троицкий монастырь, попавший в зону затопления в связи с созданием Угличского водохранилища.
Отвоевались. Пленные под Бобруйском. 1944
Кукрыниксы. Николай Соколов, Михаил Куприянов, Порфирий Крылов. 1935
Поворот истории (снятие орлов на кремлевской башне). 1935
Сейчас и навсегда (Подъем звезды на Спасскую башню Кремля), 1935
Молодая женщина, Кабардино-Балкария, 1936
Окопный брадобрей. 1942
В пионерском лагере. Рыболовы (1930-е)
Пионерка. 1930-е
В кукольном театре Сергея Образцова.
Эмма — дочь летчика Байдукова, Героя Советского Союза (Москва, 1930-е)
Известная детская писательница-анималист Вера Чаплина (Михайлова) и маленькая львица Кинули, брошенная матерью (1930-е)
Горный Алтай. Девочка-ойротка с сотами меда.
Корней Чуковский (1937)
Портрет сельчанки (1950-е)
Волгарь (1930-е)
В клубе (1950-е)
Экскурсия на паруснике из Ленинграда в Кронштадт (1928)
Михаил Ботвинник играет с Паулем Кересом в музее имени Пушкина (1930-е)
У кассы-автомата. Метро. Апрель 1940
Маргарита (Москва, 1930-е)
Счастливое материнство (1935)
Повариха, 1930
Девушка с веслом. 1930 год.
Герой Советского Союза летчица Полина Денисовна Осипенко. 1936.
Шахтер Никита Алексеевич Изотов. Очерк "Уголь и розы". Горловка, 1934
Москва. 1933 год.
«Девушка с колосьями», 1930-е годы
Лакомка. Любаше 3 года (1969)
«Близнецы» (Москва, 1960-е)