Давыдов на правильном пути, а Широкову надо перестроиться
Неудачное выступление сборной России обострило дискуссию вокруг лимита на легионеров. Клубы РФПЛ лоббируют формулу «10+15». РФС свою позицию пока не озвучивает. Я же, считаю, что если давать разрешение клубам на включение в заявку и стартовый состав 10-ти иностранцев, то тогда нужно установить фильтр, связанный с количеством матчей за национальные сборные, как это сделали в Англии.
Хотя это тоже не универсальное решение. Как, например, быть с Сейду Думбия? Ивуариец, будучи одним из лучших нападающих РФПЛ, не попал в итоговую заявку своей сборной на финальный турнир чемпионата мира-2014. Правда, осенью Думбия вновь вернулся в национальную команду и в январе может поехать на финальный турнир Кубка Африки. Наверное, вопрос требует более тщательного обсуждения. Может, имеет смысл вернуться к варианту «6+5», который существовал при прежнем руководстве РФС. Все-таки чем дальше, тем больше опасений вызывают перспективы сборной России на домашнем чемпионате мира.
Мы видим, что Игнашевичу и Василию Березуцкому все сложнее совмещать матчи за клуб и сборную. Да они и сами этого не скрывают. Возраст дает о себе знать. А теперь вопрос: кто может их заменить в центре обороны на турнире в 2018 году? Тарас Бурлак в этом сезоне не имеет игровой практики. Мало ее и у Владимира Граната. Кто еще? Ну, можно окончательно переучить на центрального защитника Евгения Макеева. Выбор, прямо скажем, небогат.
В этой ситуации мне уже не кажется абсурдной мысль, высказанная первым тренером Георгия Щенникова. Кто не знает, в детских командах Жора играл левого стоппера. Определенный набор качеств для этой позиции у армейца есть: он быстрый и резкий, у него светлая голова. Да, не хватает росточка. Но ведь и Сергей Семак – далеко не гренадер, а играл же в ЦСКА при Павле Садырине на месте центрального защитника.
Если оборону сборной еще можно залатать как тришкин кафтан, то с нападающими – просто беда. На сегодняшний день у нас только один форвард соответствует европейскому уровню: это Александр Кокорин. Я надеюсь, что за четыре года в серьезную боевую единицу вырастет Денис Давыдов. Парень на правильном пути, полностью предан футболу. И не стяжатель. Приведу такой пример: при продлении контракта со «Спартаком» Давыдов не стал просить у клуба машину, хотя ему дали бы без вопросов. Вместо этого он пользуется автомобилем своего давнего друга и его услугами в качестве водителя. Естественно, не бесплатно.
Кроме того, я ни разу не видел Давыдова с бокалом пива. Зато знаю о его сокровенной мечте: когда-нибудь сыграть в чемпионате Испании. Предложи ему сейчас «Спартак» вариант с арендой в Ла Лиге за меньшую зарплату, уверен, парень согласился бы без раздумий. Потому что Денис – настоящий фанат футбола, каких сейчас мало.
Еще в последнее время мне очень нравится Федор Смолов. Вот что значит доверие тренера! В «Урале» Смолову дают творить на поле, не ограничивают в позиции. И мы видим, как игрок раскрылся с новой стороны, как он импровизирует и какие красивые голы забивает. Не хочу давать советов Станиславу Черчесову, просто лично мне было бы очень интересно в следующем сезоне взглянуть на связку Кокорин – Смолов в «Динамо». Тем более, летом заканчивается контракт у Кевина Кураньи. Если с немцем динамовцы расстанутся, то вот она, свободная вакансия в атаке для Смолова! И, кстати, сборная от реинкарнации этого самобытного нападающего только выиграет.
Если же говорить о тех, от кого все ждут большего, сразу приходит на ум Роман Широков. Пока он чувствует себя явно не в своей тарелке. Отсюда и нотки недовольства игрой команды в его интервью.
Широков пришел в «Спартак» в тот момент, когда Мурат Якин затеял там масштабную перестройку. И Роме тоже придется перестроиться. Я-то понимаю, какой футбол ему ближе. Но спартаковские «кружева» времен Олега Романцева безвозвратно канули в прошлое. Сейчас в ходу другие игровые модели, к которым хочешь – не хочешь, а надо приспосабливаться. Впрочем, у такого мастера, как Широкова, уверен, с этим проблем не возникнет.
Вместе с тем, очень надеюсь, что Якин отработает весь срок своего контракта со «Спартаком». Иначе мы опять не поймем, что это за тренер, и потом будем удивляться его успехам в других клубах, как в случае с Унаи Эмери.
На основе общения со многими спартаковцами, в том числе с легионерами, могу с уверенностью сказать: команда приняла Якина и готова с ним работать. Результаты последних матчей «Спартака» подтверждают наличие контакта между тренером и футболистами. Теперь главное для красно-белых – сохранить эту атмосферу.
Из команд нижней части таблицы радует «Уфа». Игорю Колыванову и Виктору Лосеву удалось создать команду, которая никого не боится. Что-то у нее получается, что-то нет. Но дебютант РФПЛ крепко стоит на ногах.
Чего не скажешь об «Амкаре» и «Ростове». В Перми, по моей информации, снова проблемы с финансами. Причем настолько серьезные, что игрокам, у которых зарплаты больше 20 тысяч долларов в месяц, зимой могут предложить на выбор: или они переподписывают контракты на более скромных условиях, или получают статус свободных агентов.
Экономическая ситуация в стране, увы, складывается таким образом, что разделение на богатых и бедных в премьер-лиге становится все более заметным. Поэтому мне странно слышать предложения некоторых специалистов о расширении РФПЛ до 18 клубов. Но это уже тема для отдельного разговора.
Не станет ничего говорить о Газинском, Семенове, Дъякове или отмеченных Капелло молодых игроках Доко и Рубина... господин Сафонов - не его люди... Всё очень просто.
Некоторые факты.
1) Лимит на легионеров был введён в России в 2005 году – смешной (не более 5 легов на поле, при этом сыгравшие 10+ матчей за свои национальные команды легионерами не считались), а с 2006 года – полноценный (не более 7 легов на поле).
2) Пик выступлений сборной России по футболу пришёлся на 2008 год (3-е место на Евро). Все игроки этой команды сложились как квалифицированные футболисты до введения лимита на легионеров, когда в российском футболе ещё существовала конкурентная среда. Это была последняя сборная, за которую выступали игроки европейского уровня на пике своей формы.
3) После этого началась деградация. За время действия лимита в России не появилось ни одного игрока европейского уровня (даже Кокорин не дотягивает!), а те, которые были – деградировали как в силу возраста, так и в силу всё того же лимита. И сегодня мы имеем то, что имеем – абсолютный бесперспективняк.
Почему лимит в том его виде, в котором он бы введён в России (7+4 или 6+5 – без разницы) не только не способствует развитию игрока, а, наоборот, препятствует? Это очевидно – лимит выдёргивает футболиста из нормальной конкурентной среды, обеспечивающей развитие, и помещает в среду тепличную, которая не способствует развитию, зато очень даже здорово способствует выколачиванию ими денег за российский паспорт, после чего развитие игроков не то что замедляется, а вообще останавливается.