12 мин.

Почему ЦСКА не купил Хамеса Родригеса и Диего Косту

Сегодня я расскажу вам о нескольких известных футболистах, которыми ЦСКА интересовался в последние несколько лет, а также о причинах, почему они не перехали в Россию.

Хамес Родригес

В конце 2009 года я летал в свою первую командировку в Латинскую Америку в качестве международного скаута ЦСКА. Тогда мы собрали первую информацию по Марио Фернандесу, а в «Банфилде» заметили молодого колумбийца с потрясающей левой ногой по имени Хамес Родригес и дали посмотреть Слуцкому несколько дисков с его матчами.

Ближе к лету 2010 года стало очевидно, что Милош Красич будет уходить из команды, поэтому ему активно искалась замена. Конкретных вариантов весной 2010 года было два: Зоран Тошич и Хамес Родригес. На Тошича порекомендовал обратить внимание сам Красич, когда общался с руководством клуба о своем будущем. Родригес нами рассматривался как план Б. Мы установили диалог с агентом игрока и даже обсудили некоторые параметры по личному контракту. «Банфилд» не очень охотно шел на контакт, однако этот клуб, как и абсолютное большинство других аргентинских клубов, живет от продажи футболистов, поэтому вопрос упирался лишь в размер трансферной стоимости, которую мы готовы были предложить. Хамес не был лидером команды, но видно было что у него большой потенциал, который порой искусственно ограничивался возрастными и более именитыми одноклубниками – они тянули одеяло на себя и не давали молодому игроку особо проявлять инициативу.

Тошич же в «Кельне», куда он перешел на несколько месяцев из «МЮ» на правах аренды, просто рвал и метал и наряду с Подольски был настоящим лидером команды. Именно их игра позволила клубу сохранить прописку в бундеслиге в том сезоне. Тошич играл классического правого полузащитника, то есть был прямой заменой Красичу, в то время как Родригес играл слева, но больше тяготел к центральной атакующей зоне, поэтому его покупка привела бы к необходимости полной перестройки атакующей конструкции ЦСКА. Тренерскому штабу гораздо больше нравился Тошич и, как я уже говорил, его было гораздо проще встроить в общекомандные действия, поэтому упор был сделан именно на серба. Я хорошо помню, как сидел в кабинете у гендиректора Бабаева в самый разгар переговорного процесса, когда туда зашел президент клуба Гинер, который спросил, как идут переговоры по Тошичу. А потом неожиданно задал вопрос: кто сильнее – Тошич или Родригес. Точнее, вопрос звучал следующим образом: «Тошич же сильнее Родригеса?». Я ответил, что Тошич сильнее Родригеса, что было правдой.

На тот момент Зоран был гораздо более готовым игроком, который мог сразу играть в стартовом составе и приносить команде пользу – что, в общем, и произошло впоследствии. Родригес же перешел тем летом в «Порту», год адаптировался и практически не играл, ну а как дальше развивалась его карьера, вы знаете. Такого рода трансферные истории показывают, что иногда нужно рисковать, потому что практически любой талантливый футболист может превратиться в суперигрока. Главные слагаемые успеха – это талант, помноженный на удивительную работоспособность, именно за счет этих качеств такие игроки как Родригес, Криштиану Роналду и другие доминируют на футбольном поле и становятся игроками, за которых не жалко заплатить 50 миллионов евро и больше. Да и кто знает, как бы адаптировался молодой колумбийский футболист в чемпионате России. Зоран же моментально взялся за дело и практически сразу начал отрабатывать вложенные в него деньги. Поэтому эту ситуацию я бы не рассматривал с позиций ошибка / не ошибка. Это скорее хороший пример ситуации, когда сильно рискующая сторона выигрывает больше, чем та, которая выбирает только надежные варианты.

Задним умом все герои, но сегодня я, конечно же, ответил бы на вопрос Гинера по-другому.

Оскар

В 2012 году мы рассматривали возможность приобретения атакующего полузащитника «Интернасьонала» Оскара. Понятно, что помимо нас им интересовались более именитые и богатые европейские клубы, однако у нас был шанс: тогда игрок стал предметом юридического разбирательства между двумя бразильскими клубами – «Сан-Паулу» и «Интернасьоналом». Оскар разорвал контракт с «Сан-Паулу», сославшись на задержки по зарплате, и перешел на правах свободного агента в «Интер» из Порту-Алегри, где впоследствии дорос до игрока сборной страны. Пока он не был широко известен, «Сан-Паулу» особо не сожалел о его потере, но в 2012 году ситуация поменялась, и клуб подал в суд на игрока и на его новую команду, расчитывая получить финансовую компенсацию за трансфер.

В итоге суд аннулировал переход Оскара в «Интер» и призвал клубы договориться о размере компенсации, а игроку до достижения договоренности было запрещено играть в футбол. Европейские клубы, заинтересованные в игроке, заняли выжидательную позицию, рассчитывая перейти к активным действиям позже. Мы же попытались поучаствовать в этой ситуации раньше. План был довольно прост: сыграть на неприязни двух клубов и их явному противодействию тому, чтобы игрок вновь стал играть в футбол – то есть заплатить определенные суммы обоим клубам и увезти игрока в Европу. Однако у нас, к сожалению, ничего не получилось. Уже на самой ранней стадии, когда мы начали общаться с местными юристами, агент игрока, представлявший в том числе интересы Жо, однозначно дал понять, что они сначала нацелены на урегулирование этой ситуации между двумя бразильскими клубами, а затем в их планы входит переходит в один из топовых английских клубов. Что и случилось.

Диего Коста

Летом 2012 года мы обратили внимание на голландского игрока Рики ван Вольфсвинкеля, который в то время выступал за «Спортинг». Он лишь частично принадлежал португальскому клубу, остальная часть его прав была у фонда, связанного с Жорже Мендешем. Клуб наотрез отказался продавать игрока, хотя мы предлагали довольно приличные суммы. Фонд был заинтересован в сотрудничестве, однако не хотел сильно давить на клуб, потому что боялся потерять там свое влияние и, соответственно, площадку для развития и продажи своих игроков. Когда стало понятно, что трансфер не состоится, Жорже Мендеш сказал, что у него есть еще один нападающий, который принадлежит «Атлетико» и последние полгола провел на правах аренды в «Райо Вальекано». «Атлетико», по словам Мендеша, он не был нужен. Звали того игрока Диего Коста. Мы быстро собрали по нему информацию: за «Атлетико» почти не играл, 9 желтых карточек в 16 матчах за «Райо» – зачем нам такой игрок нужен? А потом он попал в руки к Диего Симеоне. Хотя даже если бы мы каким-то чудом что-то в нем тогда увидели, вряд ли бы у него получилось в ЦСКА из-за особенностей его характера. У Паши Мамаева, по крайней мере, не вышло.

Хоэль Кэмпбелл

В августе 2011 года мы вместе с Денисом Машкариным летали в Колумбию на молодежный чемпионат мира. Этот турнир дает прекрасную возможность посмотреть большинство топовых молодых игроков, которые через некоторое время имеют шансы заявить о себе во взрослом футболе. У нас было еще две конкретных задачи: посмотреть Мусу и Хоэля Кэмпбелла. Мусу к тому моменту мы вели уже несколько месяцев, на том турнире он сыграл здорово и лишь укрепил нашу уверенность в том, что он может быть нам интересен. О костариканце же мы узнали лишь за несколько недель до начала турнира. Он к тому моменту уже успел съездить в составе своей сборной на Кубок Америки, а за несколько месяцев до этого забил сумасшедший гол за свою сборную на Золотом Кубке КОНКАКАФ.

В Колумбии игрок был просто феноменален, играл по всему фронту атаки и был основной ударной и креативной силой Коста-Рики на турнире. Его можно было купить за 1 миллион долларов – именно такая сумма отступых была прописана в его контракте. Уже по ходу турнира им заинтересовались другие клубы, и в итоге он перешел в «Арсенал». Мне даже удалось пообщаться с самим парнем по ходу турнира, а также с его отцом, который не отходил от футболиста ни на секунду. На земле это было сделать сложно, потому что игроков всеми правдами и неправдами ограждали от посторонних назойливых лиц типа меня. Однако случайно вышло, что мы с Денисом летели одним самолетом со сборной Коста-Рики из маленького города, где проходил очередной матч, в столицу Колумбии, и я заговорил с игроком прямо в самолете, а потом еще пообщался с ним по пути на выдачу багажа. Однако было уже поздно: в Москве слишком долго принимали решение, а тягаться с «Арсеналом» по части молодых игроков – это довольно непростая задача.

Вандерсон

Весной 2010 года я летал смотреть в Швецию нескольких молодых футболистов и впервые там увидел Вандерсона, который мне очень понравился. Вот выдержка из отчета, который я написал для руководства клуба:

«В этом матче он играл в позиции Дзагоева или Хонды. Он много времени располагался в центральной зоне, но довольно часто смещался во фланги в поисках мяча, при этом его эффективность во флангах нисколько не падала. Это футболист, который на очень ограниченном пространстве способен за счет своей техники обыграть 1-2 соперников и вырваться на оперативный простор. У него довольно высокая скорость для своих габаритов, и он несколько раз довольно прилично пробежался с мячом на расстояние 20-25 метров. В позиции атакующего полузащитника он очень эффективен. Я думаю, что при определенных обстоятельствах он способен сыграть единственного форварда команды (и делал это довольно успешно несколько раз за свой клуб в прошлом сезоне), потому что он очень техничен, крепок и здорово играет спиной к чужим воротам/укрывает мяч корпусом. Если давать ему мяч низом, то у защитников соперника могут начаться проблемы. Его нужно держать как минимум вдвоем, что освободит зоны для других атакующих игроков нашей команды. Впрочем, возможно это небольшое преувеличение, так как уровень защитников в чемпионате России, конечно же, намного выше, чем в Швеции. Но тем не менее он может создать определенные преимущества в атаке. Головой он играет не так здорово. Однако пару раз он довольно технично скидывал мяч головой на ход своему партнеру (правда он это делал без какого-либо соспротивления), что позволяет думать, что он мог бы играть и на втором этаже.

В начале матча Вандерсон подавал все штрафные команды, но в середине тайма доверил это действие своему партнеру, а сам расположился в зоне отбива и забил потрясающе красивый мяч. После навеса, защитники хозяев вынесли мяч, и Вандерсон с лету метров с 20 пробил в верхний угол. Очень красивый и благородный гол. Во втором тайме его очень тонкая передача вывела на опасную позицию партнера по команде и счет стал 2:0.

Агент говорит, что Вандерсон – очень компанейский и образованный парень, и что игрок достаточно быстро адаптировался к Швеции.

Очень интересный игрок. Я бы рекомендовал вступить по нему в переговоры».

В итоге в переговоры по нему мы так и не вступили, потому что в позицию атакующего хава у нас уже были Хонда и Дзагоев, а в позицию нападающего уже был куплен Думбия. И Вагнер тем летом возвращался из аренды.

Абдул Уорис

В 2012 году в той же Швеции я смотрел нападающего Уориса, который через некоторое время перешел в «Спартак». У нас была реальная возможность его приобрести, но в этом случае я высказался против, объяснив это в своем отчете следующим образом:

«Это был не самый лучший матч ФК «Хакен» из тех, чтобы были просмотрены за последнее время. «Хакен» – это очень маленький клуб, не имеющий традиции борьбы за высокие места. Однако в этом году он показывает стабильную игру и на момент начала матча располагался на первом месте в чемпионате. Не самые благоприятные погодные условия (дождь), а также психологический груз необходимости игры на победу не позволили команде показать свой лучший футбол. ФК «Хельсингборг» также играл очень невыразительно, хотя этот клуб идет на четвертом месте и все еще имеет шансы выиграть чемпионат. По уровню показанного футбола это был матч, сопоставимый с уровнем матча ФНЛ.

В чемпионате Швеции уровень нападающих значительно выше уровня защитников. Это очень просто объяснить: большинство клубов имеют возможность пригласить в нападение иностранных иполнителей (сейчас у них в большой моде африканцы, раньше были бразильцы), в то время как защитники в основном шведы, или игроки из соседних стран. Поэтому команды довольно таки много забивают, однако связано это большей частью с довольно низким качеством защитников и низким уровнем организации игры в защите.

ФК «Хакен» играет в два нападающих и в двух игроков второй волны атаки, поддерживающих атакующие действия из глубины. Вся эта четверка футболистов – африканцы. Они хорошо сыграны между собой, неплохо понимают маневр в атаке и поэтому уровень взаимодействия между ними довольно высок. Уорис играет в позиции второго нападающего, чуть чаще сваливаясь во фланг, однако и сам довольно много пытается получать мячей по центру. У него высокая скорость, хорошая техника, хороший поставленый удар. Он очень уверен в себе, постоянно просит мяч, и, получая его, чаще всего берет игру на себя. Он способен обыграть 1 в 1 и пробить, способен уйти с мячом во фанг, если нет возможности прорваться по центру, и умеет оттуда прострелить в штрафную. Это игрок с неплохим набором качеств, который, безусловно, выделяется на уровне чемпионата Швеции. Его можно сравнить с Мусой, только Уорис чуть покрепче и складывается впечатление, что он чуть более координирован и у него чуть больше навыков, чтобы забивать.

Существенным минусом Уориса является его рост – лишь 172 см.  Также он часто заигрывается и слишком часто по поводу и без берет игру на себя.

Это нападающий уровня Мусы, у которого не так много возможностей чтобы прогрессировать дальше. Нападающий с такими антропометрическими данными – это крайне рискованное мероприятие для чемпионата России, где уровень защитников вполне сопоставим с уровнем нападения, и где гораздо большое единоборств, чем в чемпионате Швеции.

В нашей команде он мог бы играть второго нападающего при схеме 4-4-2, однако мы не играем по этой схеме, а если готовы на нее перестроиться, то что в таком случае делать с Мусой, который того же уровня игрок? Одного нападающего ему будет сыграть очень сложно. Для того, чтобы играть под нападающим, ему не хватит мастерства и хладнокровия.

Я считаю, что это игрок не того уровня, чтобы вступать в переговоры не просмотрев другие варианты. Да и покупка африканского нападающего из чемпионата Швеции (пусть даже одного из ведущих форвардов) – это очень большой риск. В прошлом сезоне мы активо следили за Мохамедом Бангурой и Тетехом Бангурой из АИК «Стокгольм», которые были не менее техничны, только гораздо более развиты физически и также забивали очень помногу. Первый уехал в «Селтик» и через год вернулся обратно, второй уехал в турецкий «Бурсаспор» и сидит там на скамейке запасных.

Заключение: я не считаю необходимым в настоящий момент вступать в переговоры по этому нападающему. Покупка такого футболиста лишь усреднит уровень нашей атаки, перекрывая дорогу только разыгравшемуся Мусе. При этом риск, что ему не хватит мастерства, а скорее физических данных, чтобы заиграть на уровне чемпионата России, довольно высок. Нам необходим гораздо менее рисковый вариант футболиста, обладающий похожими качествами, однако либо играющий в более сильном европейском чемпинате, либо в одном из ведущих чемпионатов Латинской Америки. Нам нужен хороший партнер для Думбии и потенциальная ему замена, а не дублер Мусы».

«Я назвал сумму с 6 нулями прямо из сочинской маршрутки». Как ЦСКА покупал Марио Фернандеса

«Надо стараться приобрести лучшего игрока команды». Почему ЦСКА не купил Аспиликуэту и Паулиньо

Фото: REUTERS/Andres Stapff, Ueslei Marcelino; 1894.se/Claes Hillen; facebook.com/bkhacken