10 мин.

Дмитрий Бальтерманц. Поцелованный Богом

Ночь, суббота на воскресенье, я чуть под алкоголем, и мне совсем не хочется вам показывать дикие кадры Второй мировой войны, которыми особенно славился величайший совесткий фотограф Дмитрий Бальтерманц. Может, когда-нибудь придет время и мне захочется вылить суровую правду жизни, но только не сегодня, и точно не сейчас.

Хочется позитива, хочется людских эмоций. Пускай это будет не всегда счастье, пускай даже обыденная, набившая аскомину бытовуха, но зато мирная и правильная, понятная и лояльная.

 Первый кадр

Дмитрий Николаевич Бальтерманц родился в Варшаве в 1912 году. Спустя три года после появления малыша его родители разводятся, однако вскоре мать снова выходит замуж – за адвоката Николая Бальтерманца, который усыновляет Дмитрия. В этом же году семья, гонимая следами Первой мировой войны, вынуждена покинуть Польшу и переехать в Москву, где их лишения, увы, только начинаются. Отчима мальчика отправляют на исправительные работы, а их квартиру уплотняют, превращая ее в коммуналку. Дмитрию с матерью остается лишь одна комната, в которой он жил практически всю жизнь. 

   «Отравление» фотографией 

Работать Бальтерманц начинает с 14 лет, после смерти отчима. Он трудился шрифтовиком, киномехаником, ассистентом печатника в типографии «Известия», помощником архитектора … В это же время молодого человека впервые увлекает искусство фотографии. В 1939 году Дмитрий заканчивает механико-математический факультет МГУ и, получая звание капитана, практически приступает к преподаванию математики в Высшей военной академии.  Но «…душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат», говорит Бальтерманц, определяя этой фразой свое будущее. По заданию газеты «Известия» он снимает фоторепортаж о присоединении Западной Украины к СССР, после чего становится штатным фотографом издания.

     Военные хроники   

Наступает 1941 год. С первых дней Великой Отечественной войны Бальтерманц был на передовой: «Наше поколение фотографов не умело снимать войну, и я бы отдал что угодно, чтобы не учиться этому». Он воевал и делал тысячи правдивых кадров того, что происходило на передовой, в окопах, в тылу – близком и далеком. В 1942 году, из-за ошибки редактора, спутавшего снимки разгромленных английских танков союзников с немецкими и отправившего эти фотографии Бальтерманца с соответствующей подписью в печать, Дмитрия фактически изгоняют из газеты, разжалуют в рядовые и отправляют в штрафбат, на верную смерть. Его спасением, как ни парадоксально, становится тяжелейшее ранение, с которым он лежит в госпиталях до 1944 года. Оправившись от раны, Бальтерманц снова идет на фронт, работая там уже для армейской газеты «На разгром врага».   

«Отставной» фотограф   

После войны, несмотря на полученные ордена, громкие публикации и сотни уникальных неопубликованных кадров, «вынесенных» с полей сражений, двери многих редакций остаются для фотографа наглухо запертыми. В атмосфере всеобщего осуждения Бальтерманца не побоялся взять работу главный редактор журнала «Огонек» Алексей Сурков. 

Он поставил на выигрыш, и выиграл многократно. Бальтерманц трудится в издании до самой смерти, остается все эти годы активным репортажником, способным сделать фотографию из любого уголка страны, и, кроме того, возглавляет фотоотдел журнала. С приходом цвета в фотографию советские люди вырезают из журналов снимки мастера и ими украшают бедные интерьеры послевоенных лет.  

Закулисье репортажей  

Период хрущевской «оттепели» открывает Бальтерманца всему миру. Печатаются те его военные фотографии, что ранее, по политическим причинам, не были выпущены в свет. Война предстает на снимках мастера не только солдатской доблестью, но и безысходным отчаяньем безымянных людей, живущих ежедневно среди разрухи и смерти. Чтобы донести эту острую правду до своего зрителя, фотограф использует математически-выверенные композицию, а иногда применяет и редкий в репортаже фотомонтаж. Так, в одной из самых известных его фотографий «Горе», названных безыскусно и оттого правдивее и честнее, тяжелые облака на сером небе появились позже, в варианте, опубликованном в 1975 году. На снимке изображены женщины, разыскивающие тела родных в освобожденной от фашистов Керчи.

Фотомонтаж Бальтерманц применял и при подготовке фотографий генеральных секретарей. Его известнейшая серия «Шесть генеральных», приемы, примененные в ней, лишь подчеркивают характер советских властителей и атмосферу времени их правления. 

После падения железного занавеса Бальтерманц начинает часто бывать за границей – с официальной броней «Огонька», в 1964 году устраивает персональную выставку в Лондоне, годом спустя – в Нью-Йорке. Старт был дан: фотографии Бальтерманца «едут» в мировое турне, повсюду находя горячих поклонников. Слава фотографа растет в геометрической прогрессии: несколько лет он является членом жюри и конкурса World Press Photo.   

Уйти и остаться  

Великий хроникер Советского Союза скончался, так и не узнав о том, что страна, которую он оставил в вечности на своих снимках, скоро разрушится до основания. Дмитрий Бальтерманц умер в июне 1990 года, в возрасте 78 лет. Он растаял за неделю, скоропостижно и неожиданно. Наследники Бальтерманца хранят его уникальные фотографии, а поклонники всего мира до сих пор ставят в ранг лучших из лучших простого советского репортажника, поцелованного Богом.

источник

б
б
б
б
б
б
б
б
б
б
б
б
б

В детском саду. 1949 год.

б

В пекарне

б

Взаимное кормление- обычай высшего кашмирского гостеприимства (Визит Никиты Хрущева в Индию) 1956 год.

б

Выпускники

б

Глобус (Кружок юных географов) 1950 год.

б

Демонстрация

б

Дождь. 60-е годы.

б

Доярки с Алтая 1970 год.

б

Женщины Киргизии 50-е

б

Из серии "Коля живет в Москве".

б

Канатоходец. Ташкент

б

Киевский вокзал

б

Колхозник Султан Базарбаев

б

Красная площадь. Москва 1947 год.

б

Москва. 60-е.

б

Объявление о смерти Иосифа Сталина

б

Писатель Сергей Михалков и его сын Никита 1952 год.

б

Представление на танке

б

рыбаки

б

скачки

б

Узбек-крестьянин

б

уставшие

б

Штангист Юрий Власов 1964 год.