Большое интервью. Арсен Венгер
Главный тренер «Арсенала» поделился своими мыслями об игроках, завершивших профессиональную карьеру.
Для многих игроков завершение их карьеры может стать своеобразным шоком для организма. Вне зависимости от того, станет она результатом травмы или просто с течением времени, это может стать большой встряской: не принимать больше участия в игре, которой посвятил свою жизнь.
Некоторые успешно справляются с адаптацией, строя новые карьеры в рамках игры в качестве тренеров, менеджеров, послов или экспертов – бывшие игроки «Арсенала», какие как Ли Диксон и Мартин Киоун, к примеру, до сих пор принимают активное участие в спортивной сфере.
Однако, подавляющее большинство канули в лету. Случаи с бывшим канониром Полом Вэссеном – чья трагическая пост-игровая жизнь была отражена Уильямом Хиллом в книге-претенденте на звание «Спортивной книги года»: «Застрявший во времени: баллада о Поле Вэссене» – и бывшего журналиста Кенни Сансома демонстрируют проблемы, которые могут возникнуть.
Согласно исследованиям XPro [благотворительного фонда поддержки бывших игроков] около 40% профессиональных футболистов объявляют себя банкротами через 5 лет после завершения карьеры. Но и это ещё не всё: считается, что более чем 130 бывших профессиональных футболистов сейчас находятся в тюрьме.
Лишиться жизни, полной славы, богатства и лести может быть сродни падению. Это проблема, в отношении которой Арсен Венгер поделился своими мыслями, и поведал ArsenalMagazine, что пришёл к выводу: для тех, кто близок к завершению карьеры, впереди есть только один путь.
- Арсен, почему, на Ваш взгляд, некоторые игроки сталкиваются с такими трудностями по завершении карьеры?
- По одной простой причине: потому что вы завершаете свою работу в возрасте, когда жизнь обычно начинается. Это то, с чем очень трудно смириться, когда вы думаете, что большинство футбольных карьер заканчивается в 32-33 – возраст, когда обычные люди только начинают свои карьеры. Вы также посвятили большую часть своей жизни делу, которое подошло к концу, в то время как другие люди осваивали другие профессии. Так что если вы хотите быть конкурентоспособными в этих других областях, у вас есть огромный гандикап.
Во-вторых, вы теряете вашу страсть. Что есть человек без страсти? Это печальный человек. Вы теряете страсть, славу и доход в очень раннем возрасте. Заменить это практически невозможно. Если я скажу вам сейчас, что вы будете одним из лучших в своём деле, завтра это закончится, вы начнете думать: «Как я снова могу стать лучшим?». Это невозможно, из этого выхода нет. То, что вы потеряли, вы не можете больше компенсировать. Если проанализировать это, то есть только один путь быть счастливым – не терять связи с футболом.
- Обнажает ли футбол проблемы, которые возникают по завершении карьеры?
- Все мы имеем недостатки, и мы ищем баланс между успехом в работе и счастливой семейной жизнью. Этот баланс рушится [когда игрок завершает карьеру], потому что вы теряете то, на что тратили много энергии. Это означает, что вам приходится искать новый баланс в своей жизни. Некоторые люди даже в течение своей карьеры – несмотря на то, что они были успешными в футболе – не находили настоящего баланса, они уже были в состоянии дисбаланса. Если помимо этого, они теряют ещё и футбол - это ухудшает ситуацию.
- В футболе также присутствует необыкновенное давление. Насколько это сказывается на том, что происходит после завершения карьеры игроком?
- Это играет роль. Устойчивость к стрессам – важная часть успеха футболиста. Но есть и более стрессовая ситуация: отсутствие стресса. В этом случае вы сталкиваетесь с самим собой, у вас образуются пустоты в жизни, а это ещё хуже. В течение своей карьеры эти люди свыклись со стрессом, и они растут со стрессом – они готовятся к каждой игре, всегда следят за своей формой, и вдруг цели больше нет. Нет ничего хуже, чем вставать по утрам, не имея цели, не зная, что делать.
- Финансовые проблемы, с которыми сталкиваются игроки после футбола уникальны для Великобритании или это общая проблема?
- Нет, это по всему миру. Такое происходит в США, во Франции – везде, порой из-за плохих советов. Не стоит забывать, что при современном образе жизни сложнее хранить свои деньги, так как инвестиции не дают гарантий. Для игроков это намного сложнее, и порой они получают неверные советы. В течение своей карьеры они не особо заботятся о своих деньгах, потому что те всегда поступают на счёт.
- На Ваш взгляд, футбол делает достаточно, чтобы присматривать за игроками, когда они уходят из спорта?
- Я всегда был сторонником этого. Я думал об этом, одновременно создавая отдел в клубе, который бы заботился об инвестициях игроков. Но эта тема слишком деликатная, потому что вы не можете гарантировать успешность инвестиций, и некоторые люди хотят больше свободы, делать то, что они хотят. Это настолько индивидуальный вопрос и частная проблема, что я подумал: будет лучше, если клуб не будет брать на себя эту ответственность.
- Эти проблемы в основном сказались на игроках в 1970-х и 80-х годах. Означает ли это что структура поддержки лучше в наши дни?
- Да. Сейчас игроки зарабатывают намного больше и, даже если они теряют какую-то часть, у них остаётся достаточно средств, чтобы вести комфортный образ жизни. Чего не было в 70-е и 80-е. Сейчас большинство игроков находятся в гораздо лучшем положении, они также лучше информированы лучшими консультантами, чем прежде. Всё проще сегодня, потому что игроки зарабатывают намного больше.
- И, конечно, сейчас существует возможность трудоустройства в средства массовой информации, а также в тренерской сфере…
- Это то, о чём я говорил ранее. Единственный способ быть счастливым, когда вы завершаете карьеру в 35 – оставаться связанным с вашей страстью. Что может означать напрямую: в роли тренера, в качестве скаута или технического директора, или косвенно – в СМИ, используя знания, накопленные за игровую карьеру. Большинство игроков, которые успешны в наше время, выбирают второй путь. Увеличение роли СМИ вызвало настолько большой спрос на информацию, что многие из них нашли в этом решение проблемы.
- Вы способны обнаружить на ранней стадии, кто из игроков, на Ваш взгляд, сделает успешную карьеру в качестве тренера или менеджера?
- Да. У меня было много команд, где я чувствовал, что все игроки в составе имеют способности к тренерской роли. Не всем из них это нравится, во-первых, и работа, которую мы делаем здесь, в премьер-лиге, требует от нас посвятить этому наши жизни. Это не обязательно для всех, потому что многие игроки уже пожертвовали большой частью своей жизни игре, и они не хотят снова кататься по миру и останавливаться в отелях. Многие из них не хотят мириться с тем, что их счастье напрямую зависит от результатов футбольной команды.
- Делаете ли Вы сознательные усилия, чтобы поддержать подобные амбиции, в то время как футболисты ещё не завершили карьеру?
- Да, я всегда поддерживаю их, потому что они могут влиять на жизни людей в позитивном ключе, и я всегда призываю людей делать это, если они имеют возможность. Всегда были игроки, которые возвращались к тренировкам и получали свои тренерские значки – такие как Йенс Леманн, Сол Кэмпбелл, Дэвид Симэн – так что, кажется, важно поддержать их… Я всегда предлагаю поддержку в этом вопросе, потому что они способные люди. Я всегда представляю, может ли человек сделать это, и затем стараюсь ему помочь.
- Сегодня также есть такие вещи как индийская СуперЛига. Такие игроки как Робер Пирес, Фредди Юнберг, Николя Анелька и Микаэль Сильвестр получили возможность продлить свои карьеры…
- У вас есть два шага. Будучи на вершине, завершить карьеру не позднее 34. Далее есть разные чемпионаты, такие как MLS и индийская лига. Я призываю футболистов играть как можно дольше, если они по-настоящему это любят.
Пиресу 40, но он всё ещё играет, и когда он приезжает сюда на тренировки, он всё ещё очень хорош. Они дают хорошее представление об игре. Они могут сделать футбол популярным на разных континентах и в разных странах, где он только зарождается. Я думаю, это просто фантастика.
Они являются послами футбола, играя на поле. Единственное, что я всегда говорю: когда ты на поле – отдавайся полностью. Твой возраст не имеет значения – люди могут понять, что в 40 ты не так быстр, каким был в 30. Играй со страстью, с сердцем и техникой – этого будет достаточно.
- Вы упомянули MLS и индийскую СуперЛигу. Считаете ли Вы, что в будущем больше английских игроков будет отправляться туда по завершении карьеры здесь?
- Я считаю, что если вы посмотрите на историю футбола, он всегда становится быстрее и, похоже, повсеместно развивается. Это как вирус, который размножается, и я не могу представить, что это остановится. Это потребовало времени в США, но зато теперь футбол там очень популярен.
Он столкнётся с крикетом в Индии, но всегда есть место для спорта №2. На самом деле на сегодняшний день в Индии господствуют крикет и бадминтон, но всегда найдется место для ещё одного вида спорта. Я знаю, что люди там смотрят АПЛ, и я уверен, что при таком огромном населении, футбол поднимется.
- Некоторые скажут, что деньги – единственная мотивация для возрастных игроков выступать в этих лигах…
- Таков современный мир. Я ничего не имею против денег до тех пор, пока парень, который работает, отдаётся полностью, чтобы оправдать то, что он получает. Если вы хотите квалифицированных работников, вы должны платить им, и платить хорошо. Я думаю, это оправдано, если они качественно работают, и если они квалифицированы.
- Но эти футболисты также любят игру, а любовь фанатов, должно быть, как наркотик, от которого трудно отказаться?
- Это наркотик, как я уже говорил. Мы говорим о Юнберге, Сильвестре, Анелька и Пиресе – эти парни любят футбол, а некоторые из них тренировались здесь каждый день и в 40 лет, потому что они любят игру. Здесь нет славы, никто не аплодирует, но, конечно, им этого тоже недостаёт. Вы теряете страсть и популярность одновременно, и порой вы хотите воссоединиться с этим.
Сайт первого и единственного официального фан-клуба «Арсенала» в СНГ
всегда подозревал, что Венгер - адреналиновый наркоман)