Лучше писать для себя, чем в газету. Как обстоят дела с журналистикой в регионах
Совсем недавно прочитал интервью Павла Садкова - человека, который является главным редактором «Советского спорта», одной из самых крупных спортивных газет в России. Пересказывать интервью нет смысла, лучше прочитать самим, но есть один момент, который меня задел – вопрос Юрия Дудя о месте печатной журналистики сейчас, в том числе и спортивной. Ответ интервьюируемого « где-то близко к жопе» был весьма ожидаемым, однако я все же считал, что в Москве с печатной журналистикой дела обстоят чуть-чуть лучше.
Это интервью побудило меня к написанию небольшого текста – о том, как обстоят дела со спортивными Медиа в регионах, в частности в Калининграде. Начну с газет, потому что ситуация с ними не просто плачевная, она никакая. Несколько цифр, чтобы вы более-менее ориентировались в том, что сейчас происходит. Население Калининграда( 2010 г.) составляло 432 тысячи человек. На такое количество людей в городе, которому предстоит принимать ЧМ 2018, приходится всего одна спортивная газет. ОДНА. Как вы понимаете, это мало. Чтобы оценить ситуацию еще лучше, приведу вам тираж «Калининградского спорта» - 2500 экземпляров. Учитывая то, что это еженедельник, можно предположить, что доходы такой газеты просто катастрофически низкие. В некоторые участки города, в так называемые поселки городского типа, приходят по 3-5 экземпляров. Один раз в неделю, 3-5 экземпляров! И еще не факт, что тираж «Калининградского спорта» полностью раскупается. Получается, что в городе спортивной газетой интересуется 1 из 173 человек. Теперь встает логичный вопрос – сколько получают сотрудники такой газеты? Точной зарплаты я знать не могу, однако могу сказать цифру, которая будет очень близка к искомой – это 7-9 тысяч рублей. Так будет получать сотрудник, который работает над несколькими статьями в номере. Но тут всплывает еще один интересный момент. Все основные события в данном издании освещает один человек – главный редактор этой самой газеты. Собственно, все, что касается футбола и волейбола в Калининграде – это прерогатива главного редактора этого издания. Остальным сотрудникам достаются такие «замечательные» темы, как : модельный спорт, региональная борьба и прочие незначительные виды спорта. Газета имени одного человека – терпимо, если бы дело ограничивалось только этим. Чтобы заполнить номера в других печатных медиа, где спорт не является чем-то бОльшим, чем одна страница где-то в конце номера, происходит следующее: берется статья из «Калининградского спорта» и перепечатывается в этот номер. Получается, единственной вменяемой альтернативой таким газетам являются небольшие заметки в глянцевом журнале, где место спорта находится где-то между «рецептами от какой-то бабушки» и новинками Калининградской моды ( по сравнению с Калининградской модой даже спорт выглядит как нечто невероятное ). Как вы понимаете, зарабатывать спортивной журналистикой здесь – нереально, можно работать только за идею. Но в нашем прагматичном мире, где средняя цена билета на ЧМ 2018 будет равняться 200 долларов, быть романтиком от журналистики за 9 тысяч, крайне тяжело
В связи с этим, весьма интересна ситуация со стадионом, вместимость которого сократили до 35 тысяч. На данный момент, руководители даже не определились с местом постройки, хотя предварительные работы уже велись, на это было потрачено много денег, хотя все, кто бывали на острове Октябрьский, знали, что это болото. Все, кроме правительства.
Иногда мне кажется, что все руководители и большие чиновники – это древнегреческие софисты, у которых был один известный принцип в учении, назывался он «Рогатый» и гласил примерно следующее: « Есть ли у тебя то, что ты не терял? Конечно, есть. Ты ведь не терял рога, следовательно, ты их имеешь». Однако это учение славилось еще и тем, что преднамеренно нарушало законы логики, либо подводило к неверному выводу. Преднамерено нарушая законы логики, чиновники вызвали у меня ощущение, что у меня есть рога.Это касается ситуации со стадионом, который, судя по отзывам, никому в городе не нужен, и места его строительства, и цены на 35-ти тысячный стадион. Это касается и спортивной журналистики. Ощущение не только того, что у тебя есть рога, оно постепенно перетекает в нечто другое, это как во сне, когда ты понимаешь, что нужно бежать, а ноги не бегут. Нужно что-то менять, чтобы работать в газете было интересней, чем писать заметки на сайте. Что менять? Как известно, чтобы решить две главные проблемы России, достаточно разобраться с дураками, остальное улучшится со временем.
Чемпионат Мира не за горами, журналистика сейчас – как раз за такой метафоричной горой, которую надо непременно преодолеть. Преодолеть всем, либо так и остаться в том месте, которое Юрий Дудь выделил печатной журналистике.
Кому не жалко плюсов - огромное спасибо. И помните: текст автора - это попытка вступить в дискуссию, а не только написать о наболевшем.
Года два-два с половиной назад в Курске закрылась первая частная общественно-политическая газета "Хорошие новости", просуществовавшая 20 лет, я был там последним главным редактором. Еще четыре-пять областных и городских газеты влачат жалкое существование, тиражи сокращаются, сотрудники получают жалкие, на сегодняшний день, деньги. Причин много, но прежде всего, рост тарифов на все виды услуг: типография, почта, Роспечать, логистика доставки, налоги на мелкий и средний бизнес, к сегменту которого они, как правило, относятся. Но главное - полная и безоговорочная победа Интернет изданий. Рекламодатель в печатные СМИ не идет, а без этой главной статьи дохода газета существовать без помощи не может. Частные владельцы газет, несущие запланированные по изданию "своих" печатных страниц убытки, ради имиджа и политических целей, сейчас стараются уйти от нецелевых расходов.
Сегодня я делаю первую, и, видимо, последнюю спортивную газету в Курске. "Арена" пользуется большой популярностью в болельщицких кругах, вот, уже четыре года, но никакого дохода она не приносит. Тираж ее минимальный (заявленный - 999, фактически бывает гораздо больше), но продавать, и даже размещать в ней рекламу я просто не имею права, поскольку делаю я ее по госзаказу, и распространяю бесплатно на различных соревнованиях. Делаем мы ее вдвоем, с привлечением еще пары энтузиастов, а фактически, большинство материалов пишу я сам. Отдельная песня - заключение договора со спорткомитетом, являющимся заказчиком! Все кто хотя бы раз сталкивался с конкурсом по 44-му закону о госзакупках, знают о чем я говорю. Но и она сегодня повисла в воздухе по тем же причинам, что я писал об издании газет вообще. Да, и бюджет комитета по физкультуре и спорту в следующем году будет, судя по всему, значительно урезан, как и все местные бюджеты в принципе.
Выход один - уходить в Интернет, и я уже представил бизнес план по развитию спортивного сайта в вышестоящий орган, но и тут нужны определенные средства. Надеюсь, что как-нибудь выкрутимся, хотя перспективы пока туманны.
Правда, в БМСИ запаздывают с выкладкой свежих номеров.
напишите в личку, если не трудно - одному изданию, которое верит в процветание, может пригодиться ваша помощь