5 мин.

В плену Капелло

Обозреватель Sovsport.ru Михаил Борзыкин разбирает игру сборной России в матче с Австрией, указывая на главные тренерские ошибки, и объясняет, почему изменений к лучшему ждать не стоит.

Если Фабио Капелло действительно проработает со сборной России до 2018 года (в нашем мире абсурда возможно все), это очень сильно облегчит мне жизнь – уже сейчас, в общем-то, нет необходимости смотреть и анализировать матчи, достаточно скопировать предыдущий текст, поменять пару-тройку фамилий, адаптировать хронологию – и дело сделано. Сборная России от матча к матчу играет в бестолковый, бессмысленный и безжалостный по отношению к своему зрителю футбол. Да и не играет, а мучается, томится в итальянском плену. Все эти комментаторские сказки про то, что наша команда «активно атакует» и «играет хорошо», рассчитаны на домохозяек, которые, включив свой любимый телеканал, чтобы посмотреть Малахова (или что там обычно показывают в 20.00 по Москве?), наткнулись на трансляцию из Вены.

Верный признак того, что команда сыграла плохо, а виноват в этом тренер, это когда к нему есть претензии по всем вопросам – стартовому составу, изначальному плану, тактике и заменам. Вот вам подсказка: когда вы чего-то не понимаете – то ли футболисты провалились, то ли тренер начудил, то ли соперник был великолепен – прокручивайте эти вопросы в голове. Истина не открывается тому, кто ее не ищет. Впрочем, по-прежнему находятся желающие возразить – мол, разве это Капелло виноват, что Кокорин попал в штангу, а Черышев запорол выход один на один. Чувствуете логику? Согласно ей тренеры вообще не нужны. Единственное, в чем Капелло не виноват, так это в том, что по одной чиновничьей близорукости ему предложили странный контракт (на странных условиях и на странный срок), и итальянец его подписал. Не отказываться же! Как говорил Аль Капоне, это просто бизнес, ничего личного.

***

«Мы провели хороший матч», – сказал Капелло на пресс-конференции. Под словом «хороший» следует понимать один удар в створ ворот, который наши парни нанесли за 95 минут с учетом добавленного времени. И тот – со стандарта, когда Игнашевич головой пробил в угол. Плюс шальной выстрел Кокорина в стойку. Все остальные попытки продавить оборону австрийцев отдавали беспомощностью даже в те редкие минуты, когда удавалось наладить контроль мяча на чужой половине поля и продлевать жизнь своим комбинациям хотя бы до четырех-пяти точных пасов подряд.

Тому, что мяч не держится, обычно есть два объяснения (их намного больше, но сосредоточимся на самых распространенных) – технический брак и низкая скорость перемещения игроков (проще говоря – мало открываний). Наша сборная в этот букет добавила третью – в среднюю линию вышли игроки, находящиеся сейчас не в оптимальной форме. Файзулин давно не играл, Широков далек от себя прежнего, а Глушаков, кажется, не справился с очередной переменой в своем амплуа – ту роль, которую отвел ему Капелло, в «Спартаке» исполняет Чельстрем. И вновь на лавке остался набравший великолепную форму Дзагоев, который по маневренности (может сместиться влево, атаковать из глубины или вытянуться под нападающего) превосходит всех троих.

***

Центр поля сборной России – это черная дыра, в которой навсегда исчезает футбольная мысль. У нас лидерами по количеству передач стали защитники – Игнашевич (53), Березуцкий (49) и Комбаров (47). И это, скажу я вам, неестественно – наибольшее количество пасов должны делать центральные полузащитники, то есть те фигуры на шахматной доске, которые отвечают за выход команды из обороны в атаку и за две первые фазы атаки: начало и разгон. Но это, в общем-то, уже не удивляет – на эту особенность я обращал ваше внимание еще во время чемпионата мира. Тогда эта статистическая аномалия породнила нас с Ираном и Нигерией. Все остальные – вот дураки! – играли в этом смысле стандартно.

На самом деле, проще сказать, чего сборной России хватает на поле. Количества игроков. Здесь у Капелло полный порядок, критиковать не за что. Во всем остальном ощущается нехватка – скорости (переходов из одной фазы игры в другую, движения игроков, перемещения мяча, мысли), слаженности и осмысленности. Рваный темп – это ведь не только из-за того, что австрийцы (а до этого молдаване, шведы и так далее до 2013 года) мощно прессинговали, грамотно разбирали зоны и самоотверженно вступали в отбор. Но еще из-за того, что по содержанию комбинационной игры наша сборная – вылитый пьяный до безобразия гитарист, который то фальшивит, то аккорды забывает, то и вовсе роняет инструмент, потянувшись за очередной стопкой.

***

Есть еще один признак тренерского провала, но его я оставил напоследок, поскольку он представляет особый интерес. Признак этот – когда в игру не попадают сразу несколько футболистов. В благополучных, отлаженных коллективах в игру может не попасть по тем или иным причинам («физика», травма, солнечное затмение, курс валют) кто-то один, максимум двое. Когда в игру не попадает чуть ли не половина состава, тогда приходится говорить о системной сбое, свидетельствующем о том, что тренер делает что-то не так. Ну, или о том, что игроки просто-напросто решили забить на футбол – кому какая версия ближе.

Вот давайте прикинем, кто вчера сыграл более-менее пристойно? Ну, кроме Кокорина, организовавшего два голевых момента. Э-э-э, вот ведь задачка! Ну ладно, давайте упростим – кто откровенно провалил игру? Паршивлюк, игравший так, словно он находится на переполненной «Маракане» и от каждого его действия зависит судьба финала чемпионата мира. Шатов, который, во-первых, даже в «Зените» не играет правого инсайда (в этом году точно не играл), а во-вторых, не имел поддержки. Файзулин… Ох уж этот Файзулин! Его надо наряжать в отдельную форму, иначе совсем не видно; дважды пересмотрел матч, но так и не понял, чем он занимался на поле – просто заполнял собой пространство. Глушаков, который наиграл на удаление и допустил несколько провалов в опорной зоне (в том числе благодаря инертному Файзулину). Игнашевич – вновь потерял зону и не успел накрыть оппонента.

***

Кажется, все. Шаблон заготовлен. После каждого следующего матча его можно будет использовать. А в том, что ничего не изменится, лично у меня сомнений нет. Как не было их после матча с Южной Кореей, а потом – после Бельгии и Алжира. Там-то и стало все понятно. Бывают, конечно, чудесные преображения. Но случай сборной России настолько клинический, что чудеса здесь уже невозможны. Работайте, Дон. Об одном только прошу: перестаньте уродовать календарь премьер-лиги. Сборную мы потеряли, так давайте хоть чемпионат нормальный сохраним.

Михаил Борзыкин