4 мин.

ЦСКА - "Севилья". Кино для интеллектуалов.

- Дерьмом ты не был, но и до вершин не добрался.

Как "Тоттенхэм".

Рэй (Коллин Фаррелл), к/ф "Залечь на дно в Брюгге" /In Bruges/.

  • Год: 2010

  • Страна: Россия, Испания

  • Слоган: "Всё не так плохо..."

  • Режиссёры: Маноло Хименес, Леонид Слуцкий

  • Сценарий: Маноло Хименес

  • Продюсеры: Евгений Гинер, Хосе Мария дель Нидо (при поддержке УЕФА)

  • В главных ролях: Хесус Навас, Альваро Негредо, Андрес Палоп, Георгий Щенников, Марк Гонсалес, Кейсуке Хонда и др.

  • Бюджет: УЕФА

  • Жанр: см. рецензию

  • Зрители: 20000

  • Премьера: 24 февраля 2010 года

  • Время: 107 минут

С жанровым определением этого фильма у меня возникла заминка. Судите сами: начинается всё с эффектных планов сочной искусственной травы "Лужников", затем камера выхватывает красно-синюю лошадь, бредущую на задних копытах вдоль беговой дорожки... Что это: захватывающая документалка Animal Planet о жизни диких мустангов или щемящая жокейская история в духе "Фаворита" с Тоби Магуайром? Вообще очень интересно было посмотреть на российско-испанское сотрудничество, переросшее в рамках данной картины в противостояние менталитетов. Леонид Викторович известен широкому зрителю как член съёмочной группы калмыцкого национального киноэпоса "Уралан", режиссёр фэнтези "Весна на Восточной улице" и провинциальной криминальной драмы "Самара-городок". Разноплановый, одним словом, мастер. Мануэль Хименес снял нашумевшую в своё время молодёжную трагикомедию "Севилья-Б", а сейчас трудится над продолжением, имеющим рабочее название "Севилья-А". Друзья, видевшие черновые материалы, говорят, что проект стоящий. Нынешней зимой Маноло и Леонид при значительной поддержке возглавляемой Мишелем Платини европейской продюсерской компании замесили совместную работу. Три дня назад сие произведение было представлено на суд аудитории. Стартовало всё идиллически, размеренно и неторопливо - с пейзажа и лошади, как я уже сказал. Потом возник голубоглазый андалузский мальчик, зловеще смеющийся и неустанно бегающий то справа, то слева. И появление мальчика (которому, несмотря на детскую внешность, по сюжету было 24 года) не сулило ничего хорошего. Почему-то вспомнился философский хоррор Гильермо дель Торо "Хребет дьявола" и "тот, который вздыхает". Как ни предупреждали старшие товарищи Жорика, привязавшегося к синеокому пареньку с апокалиптическим именем Хесус, что эта странная дружба сведёт его (если не в могилу, то уж с ума точно), Георгий оставался глух. А в один ужасный миг и вовсе отворил калитку, куда Хесус не преминул влезть. Взрослые, как водится, беды предотвратить не смогли. У Хесуса был коварный пособник. Звали его Альваро. Василий, наставник Жорика, струсил и бороться с Альваро не стал. Просто стоял, ковырялся в попе левой ноздре и смотрел за тем, как злодей душит остальных. Отмечу сценарную находку Хименеса: вторжение происходит с левого торца - Василий ковыряет в левой ноздре. Мрачный психологический параллелизм...

Впечатление фильм поначалу оставляет жутковатое, даже несмотря на введение Слуцким в ткань повествования комического персонажа Томаша. Я так и не разобрался, кто он - то ли чех, то ли белочех, то ли призрак Яна Крауча (а может, и Питера Коллера). Ближе к финалу Томаш чуть не совершает героический подвиг, в упор расстреливая испанского капитана Андреса (судя по всему, сторонника генерала Франко). Но капитан, как и полагается главарю, одарён дьявольской живучестью. Поэтому на свитере Андреса (вояка почему-то на протяжении всей картины ходит в штатском - очевидный авторский ляп) не образуется ни единого пулевого отверстия. Впрочем, я забегаю вперёд. Жорик, после кошмарной расправы чудом остающийся в живых, намеревается жестоко отомстить Хесусу и Альваро. Здесь Слуцкий и Хименес используют приём реминисценции, отсылая зрителя ко второй части "Пиратов Карибского моря", к эпизоду, в котором Джек Воробей, прибыв на Тортугу, собирает новую команду. Подобно герою Джонни Деппа, Жорик создаёт боеспособный отряд, привлекая в него иноземцев, лучших из лучших в своём ремесле (киношный пират, правда, нанимал не самых-самых). Японец Кейсуке, левой ногой филигранно шинкующий суши, литовец Дейвидас, в совершенстве владеющий тактикой мелкого фола, бывший югослав (а ныне серб) Милош, чья скорость бега кружит головы гепардам и производителям бутс, наконец белочех Томаш... "Авось и ты, долговязый, на что сгодишься", - хлопает земляка Гашека по плечу Георгий (уж не параллель ли с Победоносцем?). Вторая часть ленты держит в напряжении. Мы предвкушаем становление личности главного героя, разочаровавшегося в дружбе, взросление юноши (от безусого Жорика до брутального Георгия), превращение мальчика в лидера, вожака стаи. Воспалённое воображение пронизывают киплинговские мотивы... Но режиссёры ставят всё с ног на голову, выводя сюжетную подоплёку в совершенно иное русло. Жора не справляется в одиночку, срывается, уходит в тень. И, когда газон начинает уходить из под ног, появляется Он. Бывалый чилийский партизан Гонсалес, уроженец Южной Африки, повидавший на своём веку многое (в том числе лысину Рафаэля Бенитеса), не терпящий безделья, привыкший к славе и к травмам, получивший за феноменально быструю (и не всегда точную) стрельбу прозвище "Спиди". Эдакий усталый, расслабленный революционер с новомодной причёской и старомодным "Смит-Вессоном". Кинематограф вступает на территорию вестерна. Гонсалес палит без разбору в противников и союзников, в чёрных и белых, в молодых и старых. Весьма космополитичен латиноамериканец в этих делах. Строго говоря, ему всё равно, куда и в кого стрелять. Лишь бы стрелять. И ведь попадает, стерва! Да как попадает! Пускай единожды - зато "волшебной пулей" в лучших традициях голливудских специалистов по визуальным эффектам. Тут и всемогущая зараза капитан Андрес снимает перчатки, расписываясь в собственном бессилии. Постепенно раскрывается и повар Хонда, эволюционируя в самого что ни на есть самурайского самурая из лучших фильмов Куросавы и Китано. Не говоря уже о тени Яна Крауча... В общем, как гласит слоган: "Всё не так уж плохо...". Хотя испанцы отделались малой кровью. А хочется большой... Ждём рапидов, съёмок с мини-вертолёта и торжества справедливости в сиквеле.