9 мин.

Владимир Гращенков. И жизнь, и война

У меня был товарищ (к сожалению, его уже нет в живых), который писал множество различных рассказов. Человек был буквально помешан на теме войны и всего того не самого приятного, что с ней связано. При этом он умел искусно и устно рассказывать совершенно потрясающие истории из собственной жизни, которые к войнам не имели никакого отношения.

Я постоянно советовал ему написать обыкновенную городскую, незамысловатую прозу, и говорил, что именно эти детали его жизни, если их выразить на бумаге, были бы самым читабельным из всего, что он в жизни сделал. Но он отказывался, говоря, что мирная жизнь - скучная, а в самом понятии "война", присутствует та самая суть, которой нигде и никогда не встретишь в обыденности и повседневности. 

Сегодня, я хочу показать работы фотографа, который умел замечательно переключаться с войны в Афганистане на обыкновенную людскую действительность. И делал это абсолютно прекрасно, являя своими снимками истину - везде и во всем есть своя красота, т.е. не зацикливался талантливый человек исключительно на одной теме.

Александр Гращенков — фотограф того поколения, когда творческая свобода фотохудожника была жестко ограничена рамками не только официальной государственной цензуры, но и самоцензуры человека, привыкшего к постоянному контролю. Особенно актуальным это было для репортажного жанра, ведь фотокорреспонденты формируют визуальный облик новости или события. И не так уж часто находились те, кто мог переступить за рамки официального видения. Одним из таких людей и был Александр Гращенков.

Он родился в 1952 году в Москве. После школы поступил на журфак МГУ и в 1976 году, еще студентом, оказался в Агентстве печати «Новости»  (сокращенно АПН). Это была большая удача, поскольку в АПН брали далеко не всех, несмотря на довольно большой штат фотографов (свыше 50 человек).

Дело в том, что АПН был ориентирован прежде всего на западные страны и одновременно выполнял две почти взаимоисключающие функции — был передовым рубежом советской пропаганды и соперничал с мировыми новостными агентствами вроде Magnum . В силу этого в АПН была несколько большая творческая свобода.

Сам Александр рассказывал об этом так: «В АПН были умные интеллигентные редакторы со вкусом, они честно отбирали и использовали в идеологических интересах системы людей талантливых. Наша редакция работала на зарубежного читателя, и кондовые постановочные фото не вызывали доверия и не могли конкурировать с новым репортажным стилем, поэтому КГБ давал нам некоторую творческую свободу и терпел беспартийных фотожурналистов вроде меня».

В АПН Александр Гращенков занимался сами разными темами: он снимал промышленные гиганты и повседневную жизнь деревень на Алтае, совершал командировки в Афганистан и фотографировал на старых улочках Ташкента. К слову, он был первым, кто смог опубликовать реальные снимки с Афганской войны (до того официально считалось, что никаких боевых действий там не ведется). Сперва за эти фотографии Александра хотели уволить, но в итоге еще и наградили.

Однако самая главная профессиональная награда для Александра Гращенкова, конечно же, — премия World Press Photo 1986 года в номинации «Счастливые события» за кадр с младенцем на морозе, сделанный в школе Игоря Чарковского.

источник

г

1986. Москва. К 75-летию Игоря Чарковского

При этом сам Александр относится к снимку спокойно: «И правда, этот снимок выглядит постановочным. Но на самом деле я увидел эту сценку, когда упражнения уже заканчивались, и успел сделать только два кадра, да и то не попал в экспозицию. Снимок, конечно, интересен для публики, поскольку ломает привычные стереотипы отношения к младенцам, показывает новые возможности человека. Но это целиком заслуга Игоря Чарковского , а не моя. Если бы тогда давали премию к награде, я бы разделил ее с Игорем, героем этого сюжета».

Так или иначе, а Александр Гращенков, без сомнения, оставил заметный след в истории советской и российской репортажной фотографии.

Являясь одним из лучших мастеров в этой нелегкой профессии, он всегда был и остается в душе художником, что прекрасно видно по его фотоработам.

«Военное время в Кабуле», 1985, год, Афганистан

г

«Енисей»

г

Усть-Кан. Колхозный бригадир. 1979

г

«Тренировки». Судак

г

«Причастный к тайнам ребенок», 1984 год

г

«Коран», Кабул, 1985

г

«Голуби в Мазари Шериф», Афганистан. 1986

г

Операция прикрытия восстановления трубопровода. Дорога жизни. 1985. Афганистан

г

«С чего начинается Родина».

г

«Пионер», Ловозеро, 1982 год

г

Журналисты АПН на уборке капусты. 1978 год

г

Старая Русса. 1979 год

г

Актриса Дарья Худякова, Ленинград, 1981 год

г

Владимир Высоцкий. 1978

г

«С камня на камень». Красноярские столбы, 1980

г

«Из жизни профилактория рабочих». Сочи, 1977

г

«Смерть дворового щенка», 1977, Кабардино-Балкария

г

«Москвич» — мечта москвича. 1979

г

«Рано утром на рыбалку...», Комсомольск-на Амуре, 1978

г

Утро на пляже. Башкирия. 1978 год

г

Баранолюб и барановед. Гунделен, 1976

г
г

«Весна. Телепортация»

г

«Долганка», 1979

г

Ленинградский вокзал. Москва, 1970 г.

г

После смены. Норильск, 1980 г.

г

Молодость проходит. Грузия, 1980 г.

г

Студенты на картошке. Москва, 1979 г.

г

На улице Кабула. Афганистан, 1987 г.

г