Владимир Гращенков. И жизнь, и война
У меня был товарищ (к сожалению, его уже нет в живых), который писал множество различных рассказов. Человек был буквально помешан на теме войны и всего того не самого приятного, что с ней связано. При этом он умел искусно и устно рассказывать совершенно потрясающие истории из собственной жизни, которые к войнам не имели никакого отношения.
Я постоянно советовал ему написать обыкновенную городскую, незамысловатую прозу, и говорил, что именно эти детали его жизни, если их выразить на бумаге, были бы самым читабельным из всего, что он в жизни сделал. Но он отказывался, говоря, что мирная жизнь - скучная, а в самом понятии "война", присутствует та самая суть, которой нигде и никогда не встретишь в обыденности и повседневности.
Сегодня, я хочу показать работы фотографа, который умел замечательно переключаться с войны в Афганистане на обыкновенную людскую действительность. И делал это абсолютно прекрасно, являя своими снимками истину - везде и во всем есть своя красота, т.е. не зацикливался талантливый человек исключительно на одной теме.
Александр Гращенков — фотограф того поколения, когда творческая свобода фотохудожника была жестко ограничена рамками не только официальной государственной цензуры, но и самоцензуры человека, привыкшего к постоянному контролю. Особенно актуальным это было для репортажного жанра, ведь фотокорреспонденты формируют визуальный облик новости или события. И не так уж часто находились те, кто мог переступить за рамки официального видения. Одним из таких людей и был Александр Гращенков.
Он родился в 1952 году в Москве. После школы поступил на журфак МГУ и в 1976 году, еще студентом, оказался в Агентстве печати «Новости» (сокращенно АПН). Это была большая удача, поскольку в АПН брали далеко не всех, несмотря на довольно большой штат фотографов (свыше 50 человек).
Дело в том, что АПН был ориентирован прежде всего на западные страны и одновременно выполнял две почти взаимоисключающие функции — был передовым рубежом советской пропаганды и соперничал с мировыми новостными агентствами вроде Magnum . В силу этого в АПН была несколько большая творческая свобода.
Сам Александр рассказывал об этом так: «В АПН были умные интеллигентные редакторы со вкусом, они честно отбирали и использовали в идеологических интересах системы людей талантливых. Наша редакция работала на зарубежного читателя, и кондовые постановочные фото не вызывали доверия и не могли конкурировать с новым репортажным стилем, поэтому КГБ давал нам некоторую творческую свободу и терпел беспартийных фотожурналистов вроде меня».
В АПН Александр Гращенков занимался сами разными темами: он снимал промышленные гиганты и повседневную жизнь деревень на Алтае, совершал командировки в Афганистан и фотографировал на старых улочках Ташкента. К слову, он был первым, кто смог опубликовать реальные снимки с Афганской войны (до того официально считалось, что никаких боевых действий там не ведется). Сперва за эти фотографии Александра хотели уволить, но в итоге еще и наградили.
Однако самая главная профессиональная награда для Александра Гращенкова, конечно же, — премия World Press Photo 1986 года в номинации «Счастливые события» за кадр с младенцем на морозе, сделанный в школе Игоря Чарковского.
1986. Москва. К 75-летию Игоря Чарковского
При этом сам Александр относится к снимку спокойно: «И правда, этот снимок выглядит постановочным. Но на самом деле я увидел эту сценку, когда упражнения уже заканчивались, и успел сделать только два кадра, да и то не попал в экспозицию. Снимок, конечно, интересен для публики, поскольку ломает привычные стереотипы отношения к младенцам, показывает новые возможности человека. Но это целиком заслуга Игоря Чарковского , а не моя. Если бы тогда давали премию к награде, я бы разделил ее с Игорем, героем этого сюжета».
Так или иначе, а Александр Гращенков, без сомнения, оставил заметный след в истории советской и российской репортажной фотографии.
Являясь одним из лучших мастеров в этой нелегкой профессии, он всегда был и остается в душе художником, что прекрасно видно по его фотоработам.
«Военное время в Кабуле», 1985, год, Афганистан
«Енисей»
Усть-Кан. Колхозный бригадир. 1979
«Тренировки». Судак
«Причастный к тайнам ребенок», 1984 год
«Коран», Кабул, 1985
«Голуби в Мазари Шериф», Афганистан. 1986
Операция прикрытия восстановления трубопровода. Дорога жизни. 1985. Афганистан
«С чего начинается Родина».
«Пионер», Ловозеро, 1982 год
Журналисты АПН на уборке капусты. 1978 год
Старая Русса. 1979 год
Актриса Дарья Худякова, Ленинград, 1981 год
Владимир Высоцкий. 1978
«С камня на камень». Красноярские столбы, 1980
«Из жизни профилактория рабочих». Сочи, 1977
«Смерть дворового щенка», 1977, Кабардино-Балкария
«Москвич» — мечта москвича. 1979
«Рано утром на рыбалку...», Комсомольск-на Амуре, 1978
Утро на пляже. Башкирия. 1978 год
Баранолюб и барановед. Гунделен, 1976
«Весна. Телепортация»
«Долганка», 1979
Ленинградский вокзал. Москва, 1970 г.
После смены. Норильск, 1980 г.
Молодость проходит. Грузия, 1980 г.
Студенты на картошке. Москва, 1979 г.
На улице Кабула. Афганистан, 1987 г.
В девяностых от афганского героина умирало до миллиона по всей России.