Юрий Абрамочкин. Наивысшее
Пойду дальше по фотографиям корифеев настоящего, талантливого советского фотоискусства.
Оно действительно такое, и по-другому уже быть не может. Я не встречал среди нашенских мастеров, совершенно бездарных фотографий, просто нет таких, да и свою высоко задранную планку они бы никогда не опустили.
Их глаз наметан, а профессионализм просто зашкаливает. Мне даже кажется, что в какой-то момент люди, даже не прикладывают особенного ума для создания очередного шедевра, и это не конвейерный тип уровня, такого в настоящем творчестве и быть не может, - это то самое состояние, когда ты без всякой мысли, можешь сотворить шедевр, потому что ты таким родился, и ты этому реально научился.
Сегодня я представляю вам работы знаменитого советского и российского фотографа Юрия Абрамочкина. Кстати, личного фото-биографа своего великого тезки-космонавта Юрия Гагарина.
Юрий Абрамочкин с Юрием Гагариным, 1961 год
Юрий Абрамочкин — фотограф, можно сказать, уникальный. Он сумел приобрести мировую известность в качестве репортажного фотографа в стране, в которой официальная позиция в отношении новостей всегда выражалась фразой: «Ничего не происходит». Но и в этих условиях Юрий Абрамочкин умел быть настоящим фотокорреспондентом. С его снимков улыбались Юрий Гагарин и Матиас Руст, хмурился Никита Хрущев, воодушевленно смотрел Михаил Горбачев.
Вообще, репортажные фотографы (во всяком случае, лучшие из них) часто входят в историю, пускай и до некоторой степени анонимно, благодаря своим снимкам. Юрий Абрамочкин сделал это не один раз.
На его фотографиях — все восемь руководителей нашей страны за последние пятьдесят с лишним лет, а также множество лидеров других стран: Ричард Никсон и еще четыре американских президента, Ясер Арафат, Елизавета Вторая, Фидель Кастро, Маргарет Тэтчер...
Родился Юрий Абрамочкин в Москве в 1936 году. Фотокорреспондентом он стал, по тогдашним меркам, в совсем юном возрасте, в 21 год, и произошло это отчасти случайно. Юрий работал в конструкторском бюро Мосстроя, фотографировал кальки чертежей и планов.
И вдруг в 1957 году, когда он оказался в райкоме комсомола, ему предложили попробовать свои силы в качестве официального фотографа на приближавшемся Фестивале молодежи и студентов. Юрий с радостью согласился, и в это же время произошло другое событие, определившее его фотографическую судьбу: Мосстрой занимался перемещением жилого дома на Комсомольском проспекте, и Юрий снимал весь процесс. С этими снимками он пошел в Совинформбюро, в результате чего они попали в Soviet Weekly. Это было уникальное издание: советская газета для капиталистических стран. В общей сложности на постоянной основе Юрий сотрудничал с ней почти сорок лет, а с 1961 года он становится сотрудником Агентства печати «Новости».
Несмотря на множество фотографий политических деятелей, популярных артистов и писателей, а также других известных личностей, главным в своей работе Юрий Абрамочкин всегда считал снимки простых людей. И он был одним из первых, кто привнес в советскую репортажную фотографию непостановочные бытовые сцены.
А это тогда было не очень-то просто: «В советской прессе все делалось по принципу „чего изволите“. Фотограф ставил человека у стенки, заставлял принимать бравый, воинственный вид. Все выходило очень бесталанно, однообразно. Сейчас мы идем к тому же самому. Я вовремя сообразил, что так не нужно снимать. Необходимо понаблюдать за человеком, проявить уважение, такт и внимание». Многие из тех кадров Юрия сегодня стали классикой советской фотографии, и по ним молодые фотографы учатся видеть значительное в повседневном.
За более чем пятьдесят лет своей работы в качестве фотокорреспондента Юрий Абрамочкин собрал очень внушительную коллекцию наград и званий. Достаточно вспомнить про самую престижную для репортажных фотографов премию Golden eye ассоциации World Press Photo за тот самый снимок Матиаса Руста.
Кроме того, Юрий — один из 15 фотожурналистов России, включенных в знаменитую 1 145-страничную американскую энциклопедию «Современные фотографы» (Contemporary Photographers) издательства St. James Press Chicago & London.
А возможно это стало благодаря особому, в полном смысле слова творческому подходу Юрия Абрамочкина к созданию репортажных снимков, что и по сей день практикуется далеко не всеми его коллегами: «Чтобы открыть личность, необходимо общаться. Я пользуюсь разными методами. Например, если человек считает себя очень умным, я превращаюсь в простака. Задаю самые глупые вопросы, чтобы у него появилось желание меня образовывать, а после радоваться моим успехам, когда я начинаю справляться. Это называется человеческая комедия. Как ты начнешь беседу с человеком, так он и будет с тобой разговаривать. Не нужно делать так, чтобы персоне приходилось себя защищать. Человек с камерой всегда может скомпрометировать и поэтому обязан соблюдать такт. Снимая человека, я узнаю как можно больше о нем и деле, которым он занимается, и таким образом нахожу тропу к нему».
1963 год, дети играют в настольный хоккей на специальной площадкедля настольных игр в парке Горького © РИА Новости. Юрий Абрамочкин
Учащиеся профессионально-технических училищ из Всесоюзного трудового оздоровительного лагеря "Рабочая смена" собирают виноград в совхозе "Кавказ" Анапского района, 1985 год. Фото РИА Новости, Юрий Абрамочкин
Юрий Абрамочкин. Члены Центрального комитета и Политбюро ЦК КПСС в Кремле перед началом майского парада. 1 мая 1965.
Махмуд Эсамбаев исполняет «Лезгинку» на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин
Хлеб целины.1964
Олимпиада-80
Прогулка друзей по Москве. 1969
Москва строится
Дети играют на статуе буйвола, стоявшей на одной из аллей парка// © РИА Новости. Юрий Абрамочкин
Целина молодела. Кустанайская область. 1962 год
Заселение в новую квартиру в Орехово-Борисово. Москва, 1976 © «РИА Новости», Юрий Абрамочкин
Сборщица чая, Республика Аджария, Грузия, 1968 год. Фото: Юрий Абрамочкин / РИА НовостиСаманта Смит в лагере "Артек"
«Нарушитель» переходит границу, тренировка вожатым собаки на Н-ской заставе, Камчатская область, 1 октября1969 года, фото Юрий Абрамочкин. Пятничный намаз во дворе мечети Тилла Шейха в Ташкенте. 1966. Фото: Юрий Абрамочкин/ РИА Новости