Филиппов: «Не мог поверить в то, что смогу поработать с Дасаевым»
Голкипер Михаил Филиппов в текущем сезоне защищал ворота «Спартака-2» в шести официальных матчах. На один больше — только у Сергея Песьякова, делегированного из основы. Мы попросили Михаила вспомнить бывшие клубы, дальневосточную икру и матчи за красно-белых.
― Вы родились в городе Волжском Волгоградской области. Как вышло, что заканчивали футбольное образование в школе «Сатурна»?
― Сначала занимался в школе «Ротора», но клуб в то время был в упадке. Мы с родителями решили, что стоит перебраться поближе к Москве, где больше перспектив. Они никогда не возражали против футбола, важнее всего для них было, чтобы мне нравилось то, чем я занимаюсь. А я обожал футбол! Так что в итоге родители накопили денег и отправили меня в школу «Мастер-Сатурн». Сначала было, конечно, тяжело привыкнуть к новой обстановке, к новым ребятам, но потихоньку что-то стало получаться. Даже получил вызов в юношескую сборную.
― Амплуа вратаря ― ваш выбор?
― Начинал вообще правым защитником. Но мне не очень нравилось много бегать, и тогда тренер из-за роста предложил встать в ворота. Согласился. И вроде бы выбор оказался правильным.
― Никогда об этом не жалели?
― В детстве бывало порой после обидных матчей. Но со временем стал понимать, что это очень серьезная и ответственная позиция, перестал допускать такие глупые мысли.
― То есть вы серьезный человек?
― Я-то? Да не особенно. Но к игре в воротах отношусь очень серьезно: одна ошибка может стоить команде гола, а вратарю ― дальнейшей карьеры.
― Даже несмотря на шутки, например, об ударах головой о штангу, которые наверняка звучат нередко?
― Конечно. Мне кажется, так шутят в любой команде.
― А на самом деле ударяться головой о штангу случалось?
― Бывало. (Смеется.)
― В «Сатурне» вас постепенно начали привлекать к работе с дублем и матчам за команду, выступавшую во втором дивизионе, вызвали в юношескую сборную… И вдруг «Сатурн» развалился. Шок?
― Конечно. Поначалу мы просто не могли поверить в то, что клуб с такой базой, таким стадионом, таким бюджетом может вдруг просто перестать существовать. Мы только вернулись после перерыва, приехали с вещами на базу ― а нам говорят: «Всем спасибо, все свободны». Было вообще непонятно, что делать, как искать команду. Вышло так, что, съездив несколько раз на просмотр, в итоге попал в «Сатурн-2», можно сказать, случайно: просто за компанию с другом поехал. Решил остаться. Все-таки это, можно сказать, родная команда, мой первый футбольный дом.
― И именно вы защищали ворота «Спартака-2» в матче против «Сатурна» в этом году.
― Да, Сереже Песьякову дали отдохнуть. Если честно, перед этим матчем я очень переживал, хотелось именно там сыграть хорошо, не пропустить какой-нибудь нелепый гол. Кстати, я и против другого своего бывшего клуба ― «Знамени Труда» ― в этом году сыграл.
― Географически ваша карьера, кстати, довольно широка: поиграли и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Как оказались в дубле «Томи»?
― Из «Сатурна-2» меня начали снова вызывать в юношескую сборную, съездил даже в Чехию, на матчи Евро-2011. После этого и позвали в «Томь», на этот раз без просмотра. Играл там неплохо, иногда тренировался с основой и один раз даже попал в заявку на матч основного состава. Это, кстати, был матч против «Спартака», мы тогда проиграли ― 4:0..
― «Томь» в то время испытывала финансовые трудности…
― Да. Денег совсем не платили, тем более в дубле. Выживали как могли.
― Это как, например?
― Занимали деньги, кто где мог. Да и тренеры старались нам помогать. На базе обычно кормили раз в день, а когда не платили, то еще и с собой еду давали. Конечно, в основном ребятам было по 17–18 лет, многие еще и самостоятельно-то толком не жили, но мы как-то справлялись.
― Трудности сплотили?
― Да. Мы делились друг с другом всем, что имели, отношения были очень дружные. Все в одной лодке ведь. Такие отношения и должны быть в команде.
― Видимо, все-таки стало совсем туго, потому что следующий сезон вы провели уже на Дальнем Востоке, в «Амуре-2010» из Благовещенска.
― Поехать туда предложил мой бывший тренер, из «Томи». Даже смотреть не стали: просто назвали условия и оплатили перелет. Если честно, я даже не представлял, как это далеко; только в аэропорту узнал, что лететь целых 8 часов! Отыграл там один сезон, мы заняли четвертое место. Условия были неплохими, думал даже остаться, но выбрал «Знамя Труда», потому что чем ближе к Москве, тем больше ты на виду.
― Красную икру на Дальнем Востоке ложками ели?
― Пару раз на Сахалин ездили, конечно, это ведь там свежая рыба, икра, крабы. Нигде больше такой вкусной икры не пробовал!
― В сравнении с тем, как жили в Томске, это, наверное, небо и земля...
― Да, хотя перелеты, конечно, угнетали. Самый дальний выезд, знаете, какой был? В Омск. Мы тогда восемь часов летели до Москвы, весь день «шатались» там, а потом, ночью, еще четыре часа летели до Омска. Если до Благовещенска я себя в самолетах чувствовал неуютно, то теперь перелеты вообще никаких эмоций не вызывают.
― В «Спартак-2» вы попали из Орехово-Зуева, где выступали за «Знамя Труда».
― Первая товарищеская игра была именно со «Спартаком-2» (первый матч в истории «Спартака-2». ― Прим. ред.), я очень старался выложиться по полной. Мы проиграли 0:1, но мне потом сказали, что на меня обратили внимание. Сначала не верил, думал ― бред. Сейчас я, конечно, очень благодарен «Знамени Труда» за то, что все так получилось.В декабре поехал на сбор, где были только ребята на просмотре. Проявил себя, мне кажется, не очень хорошо: переживал из-за того, в каком клубе нахожусь, что нужно соответствовать уровню. Но в итоге меня пригласили еще на один сбор.
― От того, что предстояло поработать с Дасаевым, голова не кружилась?
― Не верилось даже поначалу. Это же человек с таким именем, с такими заслугами, с такой историей! Я не думал даже когда-нибудь просто стоять рядом с ним. А уж что он меня тренировать будет… Первое время вообще смотрел на него с открытым ртом и ловил каждое слово.
― За дубль вы в этом сезоне сыграли пока только один раз, против молодежки московского «Динамо». Уйти от поражения нашей команде удалось, но пропустили в итоге целых три мяча.
― Обидно, конечно, что не выручил, не смог. Но ребята молодцы, что боролись до последнего и смогли отыграться. Уж проигрывать в этом матче мы точно не должны были.
― Бывают неберущиеся мячи?
― Я думаю, любой гол можно предотвратить. Но есть поговорка, что для того, чтобы стать хорошим вратарем, нужно пропустить сто голов. Это ведь тоже опыт.
― В составе «Спартака-2» вы сыграли шесть раз. Какой матч был самым непростым?
― Первый матч сезона, против «Домодедова». Он был для меня первым официальным. Перед перерывом наш вратарь получил красную карточку, и пришлось выходить на замену, да еще и как раз под пенальти. А во втором тайме пропустил обидный гол ― просто поскользнулся, хотя мог поймать мяч. Хорошо, что Денис Давыдов забил четвертый гол, который принес нам победу.
― А какой матч запомнился больше всего?
― Конечно, победа над «Зенитом-2». Все-таки это была победа над главными конкурентами. Тогда и Евгений Александрович Бушманов, очень спокойный обычно человек, не скрывал эмоций!
― Сложно вратарю ждать своей очереди?
― Наверное, да. У нас ведь только одна позиция на троих–четверых; у полевых игроков шансов выйти на поле всегда больше. Но это стимулирует бороться, показывать себя. А если уж получаешь место в воротах, то сделаешь все, чтобы его не потерять. Тем более в «Спартаке».
― Конкурировать за место в составе вам приходится с опытным Сергеем Песьяковым …
― Кроме него, есть еще Владислав Терешкин и Юрий Шлеев, тоже хорошие, обученные вратари. Конкуренция у нас очень сильная, все работают на максимуме.
― Когда во время матчей руководите другими игроками, неловкости не ощущаешь?
― Я скорее подсказываю, помогаю. Но это ведь моя работа.
― «Напихать» можете?
― Мне кажется, это не очень-то помогает. Я больше стараюсь поддерживать. А от крика только нервы и переживания.
― На новой спартаковской арене побывать уже успели?
― Да, был на трибуне на матче с «Црвеной Звездой». Думаю, в России такого стадиона больше нет: я нигде больше не ощущал такой атмосферы. Чувства непередаваемые! Буду стремиться к тому, чтобы однажды увидеть этот стадион не с трибуны, а как игрок, выходящий на матч.
Источник