Момент, композиция и свет
Лицо прошлого, как будто передает нечто недостающее мне. Будто что-то важное потерял в этой незаметно происходящей эволюции современного мира, и теперь спешно пытаюсь наверстать посредством черно-белых фотографий что-то утраченное, чтобы вернуть ощущение не только реальности «здесь и сейчас», а еще и насытиться, напиться тем, что было когда-то, во времена моих папы, мамы, бабушки и дедушки.
Они как-то особенно все передают глазами, случается и жестами. И я воспринимаю эти волны, пропуская их сквозь свою душу, на какую-то секунду, переношусь в то время, когда еще прогресс не шагнул так сильно вперед.
Самое смешное во всем моем увлечении ретро-фотографией и самими фотографами – я не хочу в то время, пускай даже была бы в моих руках фантастическая машина времени. Не хочу, и всё тут. Смотреть на них – сколько угодно, а повернуть время вспять и очутиться, например, в семидесятых прошлого столетия – почему-то даже не боязно, а просто не весело.
Сегодня я покажу вам работы талантливого советского фотографа Владимира Сычева.
«В фотографии есть только момент, композиция и свет», – говорит Владимир Сычёв. И к его мнению прислушиваются тысячи современных фотографов по всему миру. Ведь этот мастер стал признанной легендой фотоискусства уже в 1970-х годах, сразу же после появления его работ в странах Запада.
В истории мировой фотографии Владимир Сычёв был первым советским профессионалом, приехавшим на Запад с архивом повседневной жизни в СССР.
«Московский поцелуй». Одна из самых известных фотографий «советской» серии.
Москва, начало 70-х годов.
Владимир родился в Казани в 1945 году. Получил образование в Казанском Авиационном институте, в качестве хобби играл на саксофоне.
В 1965 году купил первый фотоаппарат и сразу увлёкся уличной съёмкой.
В своих снимках мастер фоторепортажа выразительно запечатлел облик страны эпохи «застоя», параллельно став «летописцем» нонконформизма как направления в фотоискусстве.
«Никто меня не учил, никто ничего не показывал», – рассказывает фотограф. «Я снимал город, улицу. Почему? Не знаю. Вопросам композиции, формы и другим тонкостям я научился у художников. Можно сказать, что фотографа из меня сделали художники».
Владимир Сычёв говорит в одном из интервью: «В 67-м в стране отмечали 50-летие советской власти, везде проходили выставки, посвященные этому событию. В Казани фотовыставка называлась «Волга-67». Я послал на нее фотографии – на мой взгляд, хорошие, но их отвергли. Когда все призы раздали, я подошел к председателю жюри, и показал ему свои фотографии. Он спросил, почему их не было на выставке, я ответил, что не пропустили».
«Тогда было все просто. Можно было снимать пейзажи, колхозников, обнаженную натуру, но улицу было снимать нельзя. А я снимал только улицу, мне это нравилось».
Казань, конец 60-х.
Москва, начало 70-х.
Сычёв эмигрировал во Францию в 1980 году и сразу стал первым и самым известным советским фотографом, попавшим на Запад с серией повседневной жизни советских людей.
Владимир Сычёв любит повторять, что фотограф – это ремесленник, в отличие от истинного творца – художника, он лишь фиксирует реальность.
«Я взмахиваю аппаратом, нажимаю и иду дальше, не останавливаясь».
«Я не делаю на улице десять фотографий одного и того же. Но если особо острая ситуация, тогда я останавливаюсь и снимаю».
Конец 60-х, городской рынок.
Заполненный москвичами и гостями столицы ГУМ.
70-е годы.
Москва, 1975 год.
В деревнях, небольших городах, на окраинах - наверное, всё почти так и осталось.