Прибалтийский прорыв. 1 часть
Я никогда не был в Прибалтике. С детства, будучи, увлеченным различными спортивными трансляциями по телевизору, я слышал названия городов: Каунас, Вильнюс, Паневежис, Рига, Таллин, Тарту и т.д., но это только слышимость, только то, что из ушей проникало в мозг, оставаясь лишь названием. Я где-то чуть-чуть слышал, что там, около холодного моря, не так, как в России, и даже не так, как на Украине.
Там, вроде, как более особенно, открыто, свободнее. Там, как говорил кто-то из моих родственников - "советская Европа". Пытаясь своим неокрепшим, детским мозгом понять это словосочетание, я приходил к выводу, что, вероятно, там на прилавках лежат совершенно другие продукты, там по телевизору, показывают программы на английском, и других иностранных языках, там другая архитектура, и немножко другого формата люди. Но чтобы глобально осознать все обдуманное, нужно было получать больше информации, а черпать её было неуоткуда.
Моя голова впитывала звонкие прибалтийские словечки и фамилии: дзинтарс, шилялис, жальгирис, даугава, елгава, радвилишкис, Урмас Отт, Георг Отс, Анне Вески, Раймонд Паулс, Ивар Калныньш и, конечно же, Сабонис, Марчюленис, Куртинайтис, Хомичюс, Балдерис.
Венцом всему было волшебное слово "Юрмала", в которую я мечтал попасть, а на деле получалось так, что я лишь смотрел по тв популярный в то время музыкальный фестиваль, размышляя на тему: какое оно - это Балтийское море... и эта "советская Европа".
Почему я заговорил о Прибалтике? Потому что, рассматривая работы, сделанные в то время латвийскими, литовскими и эстонскими мастерами-фотографами, я прихожу к выводу, что всё-таки там было как-то меньше СССР, чем в каком-либо другом регионе огромной страны."
"В СССР ОНИ СТАЛИ ПЕРВЫМИ...
Очень хорошо помню, как в конце 60-годов прошлого века в советскую фотографию буквально ворвался свежий, как балтийский ветер, ни на что не похожий вихрь новых тем, образов, изобразительных решений молодых, тогда еще 30-летних литовских ребят. Явление было настолько ярким и необычным на фоне довольно стандартных портретов ударников производства, строительных кранов, комбайнов на пшеничных полях что сразу, спасибо журналу «Советское фото», завоевало лучшие места в публикациях, на выставочных стендах, в фотоальбомах.
Литовские фотографы, пожалуй, первыми в СССР так просто, тепло, поэтично показали обычного, не всегда бритого, крестьянина, пацана – пионера, простую школьную учительницу, сельского доктора. Деревенский базар Мацияускаса произвел революцию в умах целого поколения тогдашних фотографов - широкоугольник «Руссар» вмиг стал самым востребованным и дефицитным фотографическим объективом. Ракаускас в «Цветении» рассказал, что такое весна, а Суткус создал целую энциклопедию образов людей той непростой эпохи.
Кунчюс, Страукас, Бутырин, Луцкус, Гвозд, Шонта, Пожерскис – в России очень быстро привыкли к литовским именам. Антанас, Александрас, Вацловас, Ромуальдас стали, как домой, ездить в Москву, а русские, украинские, белорусские фотографы поехали в Вильнюс, Каунас, Клайпеду, Шяуляй, Ниду учиться, дружить, спорить, выпивать….
Это были годы, когда мы были вместе, когда не было виз, загранпаспортов, таможен, а было страстное желание показать себя и увидеть других. 40 лет назад только литовцам разрешили создать свое Общество фотоискусства, и им все завидовали, потому что фотографы стали зарабатывать деньги официальными заказами, издавать свои альбомы и каталоги, получили свой офис, галерею, музей."
Ромульдас Пожерскис
Ромуальдас Пожерскис — один из самых известных представителей литовской школы фотографии, обладатель многочисленных премий и наград. Его работы находятся в коллекциях важнейших музеев мира, а сам он является профессором факультета искусств каунасского Университета Витовта Великого, где читает курс по истории и эстетике фотографии.
Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.
Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.
Александр Мацияускас
Из серии “Колхозный рынок”. 1969-1970.
Из серии “Колхозный рынок”. 1969-1970.
Антанас Суткус
Суткус стал одним из самых неформальных фотохудожников в советскую эпоху. При этом, на Западе он стал известен раньше, нежели на Родине. Его интересовали в первую очередь простые люди, их личная повседневная жизнь, индивидуальность – в противовес навязываемому сверху коллективизму.
Римантас Дихавичюс
В 1987 году вышел авторский альбом Дихавичюса «Цветы среди цветов», который демонстрировался на международной книжной ярмарке в Москве. Фотоальбом стал первым изданием в жанре «ню», которое официально вышло в СССР. Первоначально выпущен тиражом 5000 экземпляров, а затем переиздавлся четыре раза. Из фотографий, вошедших в альбомы была организована выставка, которая открылась в Центральном доме журналиста. Ежедневно выставку посещало более 20 тысяч человек.
Продолжение следует...
В них достоинство и прозрачность. Взгляд на то, что уже не вернется.
Отменный вкус.
Прекрасная подборка!
Другое дело, что демократия остановила шестнадцать предприятий, созданных кровавЫм совком в Лиепае, даже, например, металлургический зОвод. Да и почти пятидесятипроцентный отток молодого и работоспособного населения в Ирландии-Англии-Норвегии — вот это достижения демократии, я понимаю, хоть и ватник-колорад.