5 мин.

Мечта о профессиональной душе

Кто сказал, что мечты обязаны сбываться? Что за чушь, господа?! Мы привыкли вертеть понятиями, подменяя их в том порядке, в котором нас устраивает. Кто сказал, что «Краснодар» должен быть успешным на всех фронтах? Кто ставил задачи подобного рода? Те заявления, в которых руководство желало не опуститься ниже прошлогодних высот и пройти максимально далеко в Лиге Европы – всего лишь обычные хотелки. Чем обосновано такое желание? Амбициями? Профессионализмом? Может быть. Опытом? Сильнейшим составом? Громким именем? Вряд ли.

Безусловно, есть Сергей Галицкий, которому успех необходим как воздух, но ведь он тоже не волшебник. Ему, при всем желании, не удастся одарить кого-то мозгами или храбростью, да и сердце сталистой дубине преподнести не получится. Наверняка президент устает, иногда болеет похмельем и ругается матом. Человек же. Он не свят, и бабочками метеоризм не маскирует. Все по-земному. Клуб в лице владельца мечтает о победах, старается приблизить их, но гарантий дать не может, ведь игра остается игрой.

На сегодняшний день наш клуб бурно развивается, стабильно прогрессирует, но до грандов ему еще далеко. Далеко, прежде всего, психологически. Отсутствует привычка побеждать, ей просто неоткуда взяться. Притязания были бы предметнее, если на месте «быков» находился бы «Манчестер Юнайтед», «Ювентус» или «Барселона».  Их претензии на самые высокие места обоснованы всем, чем только можно. Ожидание их болельщиков всегда ограничиваются первой строчкой таблицы, не иначе. А что наши мечты? Они остаются нашими проблемами. Оказывается, что Андрей Сергеевич Аршавин, заявив когда-то про сборную, не был глуп. В тех словах была крупица мудрости, даже если капитан той сборной брякнул в сердцах. В результате, запретить нам мечтать невозможно, но требовать воплощения наших иллюзий от команды, прости, не очень-то и правильно. Мы чем-то начинаем копировать «Спартак», но та философия значительно устойчивей, и природа у нее логичнее.

По вчерашнему матчу с «Уфой» эмоции потихоньку сошли, как и всегда на утро. Самый точный комментарий про игру выдал Лаборде, признавшись, что играли «без души». Несомненно, «одушевленность игры» - понятие крайне философское, но вполне доходчивое в данном случае. Сегодня в футбол играют профессионалы, т.е. люди, зарабатывающие на жизнь пинанием мяча. Мало кто из старшего поколения поймет природу столь высоких зарплат профессиональных спортменов, да и я периодически возмущаюсь этим вопросом, но факт остается фактом. Раньше на зеленый прямоугольник выходили военные, механики, дворники, парикмахеры, повара и многие другие. Вот тогда была душа! Люди заканчивали свой рабочий день, скидывали с себя бремя производственной рутины, надевали цветастую рубаху и били что есть силы по мячу. Концентрированные эмоции, разгрузка в чистом виде! А ведь лучшего допинга еще не придумали. Сегодня же футболист должен выходить играть, не важно, устал он или поругался с женой, болеет ли дядька или на сносях любимая кошка. Все не важно, если ты – профессионал. И вот когда игра становится работой, именно в момент объедания игрой, рождается нечто, что называется класс. Теперь, играя с такими же закормленными спецами, победит тот, кто тупо сильнее на данный момент. И все. Нет козыря в виде бешеного настроя и «горящих глаз», он тупо теряется в колоде других более примитивных факторов. Может быть, в этом присутствует высшая справедливость. А «душа»… возможно, скоро данное понятие полностью исчезнет из профессионального спорта.

Есть еще один момент. Я не понимаю, когда футболисты кричат, что играют для болельщиков. Не надо играть для меня! Не надо. Не надо обманывать себя, что вы играете для нас. Вы играете ради побед, ради своего имени, ради своих семей, ради успеха. Вы же этим на жизнь зарабатываете! А то, что футбольная красота способна принести удовольствие зрителю, абсолютно вторично. Признаться себе в этом эгоизме, сломайте такую толерантность, хотя бы внутри, очень важно. С этой самой исповедью придет определенность, компактность в мыслях и переживаниях, в которых проще разобраться и сделать верный вывод. На камеру, по-прежнему, можно выдавать нечто по-прежнему сухое и безупречное, чтобы не нервироваться лишним вниманием.

Вот, сейчас я пишу эти заметки для себя. Не ради плюсика или ретвитта президента, а чтобы выплеснуть накипевшее обратно в футбол, а не психануть на коллегу по работе. Нет, я не образец профессионализма, ведь печатаю это в рабочее время, в то самое, за которое лично мне платят деньги. Просто, по-моему, нельзя мешать комаров с тефтелями, чтобы потом не жалеть о потерянном времени и лишних нервах. Если есть возможность, разберись в одном, а потом уже хватайся за следующую задачу.

Считаю, что так же нужно делать и игрокам. Сосредоточился на себе, переспал с этой мыслью, а на утро, отдохнувшим и улыбчивым выходишь на тренировку. В общих игровых моментах разберется тренерский штаб, это уже область их профессиональной ответственности. И так точно станет легче. Иллюзии делают нас по-плохому упрямыми и, наверное, «мутными», а для результата абсолютно точно необходим «ясный ум».

В жизни бывает разное. Например, есть у вас близкий друг, очень близкий, рядом с которым вы половину жизни, если не всю. И вдруг случается в его семье трагедия, он теряет близкого человека. Ты никогда не видел того родственника, которого теряет друг, ты с ним не знаком, но переживание товарища тебе близки. Ты беспокоишься за него, а при встрече опасаешься заглянуть к нему в глаза. Это чувство позже уйдет, но на конкретный момент оно просто жуткое. Вот, по большому счету, по очень большому счету, на утро команда имеет схожие ощущения. И в этот момент включается настоящий профессионализм, ничуть не переоцененный и правильный. Помните, как наши легионеры, возвращаясь из Европы, удивлялись, как можно сразу после проигранного матча петь и танцевать в автобусе? Таких интервью было много. Наш человек не понимал, как так можно, ведь он играл душой, почти после станка, на эмоциях. Искренне играл на победу, но почему-то не смог. Однако тот самый профессионализм пришел в Европу раньше, именно в этой мнимой легкомысленности, а сейчас так должен уметь каждый, ведь после этих девяноста минут будут еще девяноста, а потом еще, еще и еще…

В четверг играем с «Лиллем». Недостатка мотивации и прочего патриотического фарша быть не может по определению. Самоедство и досада от поражения в российском туре исчезнет полностью. Все мысли упрутся в еврокубковый выезд. На поле не выйдет Жоаозиньо, но желание показать себя будет плескаться в чаше стадиона изо всех сил, только оно может задержаться в головах футболистов. Надо выпустить, как можно раньше, по-хорошему расслабиться. Да, сложно, но возможно. Послушать тренера и постараться, чтобы не чувствовать себя вторым сортом в любых обстоятельствах.