9 мин.

Владимир Соколаев. Не всем

После вчерашнего американского фото-реализма, захотелось потеряться в наших, отечественных дебрях городского портрета.

Есть у нас такой фотограф Владимир Соколаев. Фотографии этого мастера не всем приходятся по вкусу, потому что люди по разному вспоминают свое детство, по разному относятся к той стране, которая нас когда-то всех объединяла.

 Работы Соколаева – это некий вызов обществу, не показуха, не любимый в то время, классический стиль фото-панегирика, а реальность во всей, порой даже чернушной, красе. Кто-то вспоминает свое детство, как шаблонный набор советского ребенка: кофейная жвачка, дешевое и вкусное мороженое, ситро в стеклянных бутылках, побеждающие везде и всегда спортсмены, и вечное солнце над головой, которое освещает счастливые лица граждан СССР.

Эти люди, скорее всего, не примут Соколаева, как профессионала, который умеет повернуть свой фотоаппарат, как раз в тот момент, когда этого не нужно делать, т.е. черное мы и так видим и еще увидим, зачем нам такого рода «шедевры» или так:

«мир убогой безысходности с редкими проблесками некого подобия гармонии (не потому что хорошо, а потому что не плохо). Мир, в котором не хотел бы жить»,

«Где этот хер лазил? В какой помойке? Не видел, сука ничего, кроме грязи, урод»,

«Выпороть! Вот некоторые жаловались, что их не печатали, не выставляли и мультфильмы их не показывали, и когда смотришь, действительно начинаешь думать, что цензура в СССР на 80% все-таки о художественной составляющей произведений думало. Никакого культурного шока не испытал. Наверно для "Голос америки" фоткал. Чтоб там фапали»,

а бывает и так:

«Задевают за живое - фотографии! Блин, как стремительно летит время...»,

«Маэстро! Снимаю шляпу».

Я думаю, чтобы окончательно определиться, нужно смотреть.

"Я познакомился с фотографией спустя девять лет после рождения. Родители купили мне фотоаппарат "Смена-6", а мой крестный, дядя по материнской линии, показал как печатаются снимки. Тогда я не смог понять, как из белого негатива появляется черная фотография.

Вторая вспышка  фотографической деятельности совпала с пробуждением моего интереса к слабому полу. Сам стиль съемки - "папарацци" - органично входил в ритуал ухаживания.  В качестве фотолаборатории использовалась ванная комната, что вызывало недовольство домашних. Я гордился своими фотографиями, - они пользовались неизменным успехом у друзей. 

В третий раз к фотографии меня вернул зеркальный видоискатель камеры "Зенит 3М". Одноклассник извлек его из  стола своего старшего брата и с опаской передал мне в руки. Я поднял аппарат к глазу и обомлел. Отображенная реальность матового стекла протрясла меня. Так произошла моя Встреча с Фотографией. Произошла за неделю до выпускных школьных экзаменов. Все три недели экзаменов промелькнули в непрерывающемся сверкании потрясающего праздника Встречи с Музой. Экзамены были фоном, одноклассницы, друзья, учителя отражали свет Солнца, преломляли его, и Солнце шептало в трепетавшее сердце:" Посмотри, как светятся в Моих лучах ее волосы, как восхитительно прозрачна ее рука… А сейчас твои друзья войдут в столб Моего света и сами станут Светом." Они входили в Свет и становились Светом. С моими глазами что-то произошло. Я вдруг увидел Мир. А Дверью в этот Мир Света стал простой зеркальный видоискатель фотокамеры "Зенит 3М". И в этом Окне перед моими глазами  развернулся праздник предъявления Жизни. В этом празднике участвовали мои друзья, одноклассники, цветы в их руках, коридоры школы, улица. Вдруг в один момент все вокруг засияло и засветилось в окне видоискателя, а через него, и в моих глазах.  Так появился мой первый фотоальбом "Одноклассники". Так был прожит первый этап - ЗНАКОМСТВО.

Второй начался по возвращении из армии и женитьбы, которая потребовала средств на пропитание молодой семьи. Ученик, а по­том фотограф службы быта - начало освоения фотографии как спе­циальности. В 1974 году счастливый случай открыл передо мною двери кинокорреспондентского пункта Кузметкомбината (тогда в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался громко "КМК-фильм".  Мы с женой вернулись в родной город и я искал работу. В кинокоррпункте требовался не фотограф, а электрик. Я устроился электриком. Первым жестом стало полное отключение истошно оравшего в студии "брехунка" (так называлась радиоточка в брежневские времена), вторым - просьба дать в руки фотоаппарат. Так состоялось возвращение к Фотографии.

Сами  условия съемки в цехах металлургического комбината потребовали серьезного изучения технической стороны фотопроцесса. Тогда  же пришла настоящая любовь к творчеству. Естественным продолжением творческого процесса стала и активная работа в местном фотоклубе, позже назвавшимся "Сибирью", и участие в клубных фотовыставках-отчетах. Потом пришло ощущение, что рамки фотоклуба чрезвычайно тесны для фотографии. Ведь фотография - не просто увлечение, заполнение свободного времени. Фотография - способ познания окружающего мира, сознательная и активная реакция на все происходящее. На все, без исключения."

с

Женский хор. Городской праздник песни на Театральной площади. 3.06.1979.

с

Обед в поле. Совхоз "Еланский". Новокузнецкий район. 17.05.1979. Во время посевной обед механизаторам привозится прямо в поле.

с

Отравление снотворным. Попытка спасения. "Скорая помощь". Центрального района. Май 1978.

с

Спортивный класс одной из школ города, ученики которого создали спорткоманду, потренировались и выиграли всесоюзные игры среди пионеров и школьников. 19.11.1979.

с

Отдых хлебопеков. Сельская хлебопекарня. Село Онгудай. Горно-Алтайская АО. 28.07.1980. Несмотря на то, что в хлебопекарне установлена линия автоматической расфасовки теста, из-за несовершенства ее конструкции хлеб получается плохой, непышный. Поэтому, чтобы не слышать от родных и знакомых упреков в плохой выпечке, хлебопеки включают линию только на время приезда проверяющих, а в остальное время расфасовывают тесто по формам руками. И так - пять-шесть чанов за смену. Хлеб получается отменный.

с

Бани на улице Достоевского. Мужское отделение. 17.03.1982.

с

Гимн Советского Союза на сборе ветеранов Балтфлота. Адмиралтейский проспект. 9.05.1982.

с

Детская хореографическая студия. Дворец культуры КМК. 24.09.1981.

с

Кварцевание. Детский дом № 4. Новокузнецк. 22.01.1981.

с

Семейный номер. Городской цирк. 4.10.1980.

с

Купание в душевом поддоне. Бассейн "Витязь". 4.04.1981.

с

Спешащая на демонстрацию носительница "СЧАСТЬЯ". Улица Обнорского. Новокузнецк. 1.05.1983.

с

Торжественная регистрация новорожденного. Новокузнецк. 1.10.1983.

с

Испытание вестибулярного аппарата одноклассницы. Новокузнецк. 9.09.1983.

с

Первоклассница после школьной переклички. Стадион "Металлург". Новокузнецк. 28.08.1983.

с

Групповой портрет в шапках-ушанках - Александры. 25.03.1987.

с

Трое на вырубках - Саша, Володя, Валера. 8.05.1987.

с

В дождь на цветочном рынке. Новокузнецк. 15.06.1985.

с

Первомайские услуги. Болотная улица. Москва. 1.05.1984.

c

Родительский день в пионерлагере. Зенково. Прокопьевский район. 14.07.1985.

c

Мойка мавзолея накануне праздника. Москва 5.11.1988.

c

Удаление лужи с территории школы перед праздником 1 мая. Улица Покрышкина. Новокузнецк. 30.04.1987.

c

Футбольное поле стадиона "Шахтер". Прокопьевск. 10.01.1988.

c

Источник