Владимир Соколаев. Не всем
После вчерашнего американского фото-реализма, захотелось потеряться в наших, отечественных дебрях городского портрета.
Есть у нас такой фотограф Владимир Соколаев. Фотографии этого мастера не всем приходятся по вкусу, потому что люди по разному вспоминают свое детство, по разному относятся к той стране, которая нас когда-то всех объединяла.
Работы Соколаева – это некий вызов обществу, не показуха, не любимый в то время, классический стиль фото-панегирика, а реальность во всей, порой даже чернушной, красе. Кто-то вспоминает свое детство, как шаблонный набор советского ребенка: кофейная жвачка, дешевое и вкусное мороженое, ситро в стеклянных бутылках, побеждающие везде и всегда спортсмены, и вечное солнце над головой, которое освещает счастливые лица граждан СССР.
Эти люди, скорее всего, не примут Соколаева, как профессионала, который умеет повернуть свой фотоаппарат, как раз в тот момент, когда этого не нужно делать, т.е. черное мы и так видим и еще увидим, зачем нам такого рода «шедевры» или так:
«мир убогой безысходности с редкими проблесками некого подобия гармонии (не потому что хорошо, а потому что не плохо). Мир, в котором не хотел бы жить»,
«Где этот хер лазил? В какой помойке? Не видел, сука ничего, кроме грязи, урод»,
«Выпороть! Вот некоторые жаловались, что их не печатали, не выставляли и мультфильмы их не показывали, и когда смотришь, действительно начинаешь думать, что цензура в СССР на 80% все-таки о художественной составляющей произведений думало. Никакого культурного шока не испытал. Наверно для "Голос америки" фоткал. Чтоб там фапали»,
а бывает и так:
«Задевают за живое - фотографии! Блин, как стремительно летит время...»,
«Маэстро! Снимаю шляпу».
Я думаю, чтобы окончательно определиться, нужно смотреть.
"Я познакомился с фотографией спустя девять лет после рождения. Родители купили мне фотоаппарат "Смена-6", а мой крестный, дядя по материнской линии, показал как печатаются снимки. Тогда я не смог понять, как из белого негатива появляется черная фотография.
Вторая вспышка фотографической деятельности совпала с пробуждением моего интереса к слабому полу. Сам стиль съемки - "папарацци" - органично входил в ритуал ухаживания. В качестве фотолаборатории использовалась ванная комната, что вызывало недовольство домашних. Я гордился своими фотографиями, - они пользовались неизменным успехом у друзей.
В третий раз к фотографии меня вернул зеркальный видоискатель камеры "Зенит 3М". Одноклассник извлек его из стола своего старшего брата и с опаской передал мне в руки. Я поднял аппарат к глазу и обомлел. Отображенная реальность матового стекла протрясла меня. Так произошла моя Встреча с Фотографией. Произошла за неделю до выпускных школьных экзаменов. Все три недели экзаменов промелькнули в непрерывающемся сверкании потрясающего праздника Встречи с Музой. Экзамены были фоном, одноклассницы, друзья, учителя отражали свет Солнца, преломляли его, и Солнце шептало в трепетавшее сердце:" Посмотри, как светятся в Моих лучах ее волосы, как восхитительно прозрачна ее рука… А сейчас твои друзья войдут в столб Моего света и сами станут Светом." Они входили в Свет и становились Светом. С моими глазами что-то произошло. Я вдруг увидел Мир. А Дверью в этот Мир Света стал простой зеркальный видоискатель фотокамеры "Зенит 3М". И в этом Окне перед моими глазами развернулся праздник предъявления Жизни. В этом празднике участвовали мои друзья, одноклассники, цветы в их руках, коридоры школы, улица. Вдруг в один момент все вокруг засияло и засветилось в окне видоискателя, а через него, и в моих глазах. Так появился мой первый фотоальбом "Одноклассники". Так был прожит первый этап - ЗНАКОМСТВО.
Второй начался по возвращении из армии и женитьбы, которая потребовала средств на пропитание молодой семьи. Ученик, а потом фотограф службы быта - начало освоения фотографии как специальности. В 1974 году счастливый случай открыл передо мною двери кинокорреспондентского пункта Кузметкомбината (тогда в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался громко "КМК-фильм". Мы с женой вернулись в родной город и я искал работу. В кинокоррпункте требовался не фотограф, а электрик. Я устроился электриком. Первым жестом стало полное отключение истошно оравшего в студии "брехунка" (так называлась радиоточка в брежневские времена), вторым - просьба дать в руки фотоаппарат. Так состоялось возвращение к Фотографии.
Сами условия съемки в цехах металлургического комбината потребовали серьезного изучения технической стороны фотопроцесса. Тогда же пришла настоящая любовь к творчеству. Естественным продолжением творческого процесса стала и активная работа в местном фотоклубе, позже назвавшимся "Сибирью", и участие в клубных фотовыставках-отчетах. Потом пришло ощущение, что рамки фотоклуба чрезвычайно тесны для фотографии. Ведь фотография - не просто увлечение, заполнение свободного времени. Фотография - способ познания окружающего мира, сознательная и активная реакция на все происходящее. На все, без исключения."
Женский хор. Городской праздник песни на Театральной площади. 3.06.1979.
Обед в поле. Совхоз "Еланский". Новокузнецкий район. 17.05.1979. Во время посевной обед механизаторам привозится прямо в поле.
Отравление снотворным. Попытка спасения. "Скорая помощь". Центрального района. Май 1978.
Спортивный класс одной из школ города, ученики которого создали спорткоманду, потренировались и выиграли всесоюзные игры среди пионеров и школьников. 19.11.1979.
Отдых хлебопеков. Сельская хлебопекарня. Село Онгудай. Горно-Алтайская АО. 28.07.1980. Несмотря на то, что в хлебопекарне установлена линия автоматической расфасовки теста, из-за несовершенства ее конструкции хлеб получается плохой, непышный. Поэтому, чтобы не слышать от родных и знакомых упреков в плохой выпечке, хлебопеки включают линию только на время приезда проверяющих, а в остальное время расфасовывают тесто по формам руками. И так - пять-шесть чанов за смену. Хлеб получается отменный.
Бани на улице Достоевского. Мужское отделение. 17.03.1982.
Гимн Советского Союза на сборе ветеранов Балтфлота. Адмиралтейский проспект. 9.05.1982.
Детская хореографическая студия. Дворец культуры КМК. 24.09.1981.
Кварцевание. Детский дом № 4. Новокузнецк. 22.01.1981.
Семейный номер. Городской цирк. 4.10.1980.
Купание в душевом поддоне. Бассейн "Витязь". 4.04.1981.
Спешащая на демонстрацию носительница "СЧАСТЬЯ". Улица Обнорского. Новокузнецк. 1.05.1983.
Торжественная регистрация новорожденного. Новокузнецк. 1.10.1983.
Испытание вестибулярного аппарата одноклассницы. Новокузнецк. 9.09.1983.
Первоклассница после школьной переклички. Стадион "Металлург". Новокузнецк. 28.08.1983.
Групповой портрет в шапках-ушанках - Александры. 25.03.1987.
Трое на вырубках - Саша, Володя, Валера. 8.05.1987.
В дождь на цветочном рынке. Новокузнецк. 15.06.1985.
Первомайские услуги. Болотная улица. Москва. 1.05.1984.
Родительский день в пионерлагере. Зенково. Прокопьевский район. 14.07.1985.
Мойка мавзолея накануне праздника. Москва 5.11.1988.
Удаление лужи с территории школы перед праздником 1 мая. Улица Покрышкина. Новокузнецк. 30.04.1987.
Футбольное поле стадиона "Шахтер". Прокопьевск. 10.01.1988.