Гельзенкирхенская дисциплина. Анализ матча Шальке-Бавария
В то время как Бавария убаюкивала себя осторожным контролем мяча, Шальке свел матч с фаворитом к ничьей. Эксперты по тактике журнала 11 Freunde называют такой результат абсолютно заслуженным.
Пеп Гвардиола выбрал на матч нетипичную для себя расстановку 4-4-2, в которой Томас Мюллер действовал за спиной Роберта Левандовского в атаке. Йенс Келлер, напротив же, остался верен стандартной схеме 4-2-3-1. Неожиданным же со стороны Келлера был отказ в центре поля от Романа Нойштедтера и появления Яна Кирххоффа в цетре поля в паре с Марко Хегером. Быстро выяснилось, что такая рокировка была ошибочной, и в центре не хватало именно Нойштедтера: Бавария доминировала в первом тайме, особенно в первые 35 минут игры. Это было вызвано, в первую очередь, тем, что мюнхенцы то и дело получали свободное пространство между оборонительными линиями полузащиты и защиты – активно их используя.
Так, чаще всего открывались номинальные фланговые игроки, Шакири и Гетце, в центре поля за спинами гельзенкирхенских опорников или же в свободных отрезках между игроками противника в оборонительной фазе.
Также и Роде, который отвечал за атакующий вектор в мюнхенском дуэте опорников, то и дело совершал забеги и оказывался в проблемной для Шальке зоне между линиями защитников и полузащитников. Как следствие такой активности, недавний франкфуртец поучаствовал в голевой комбинации, прорвавшись после стеночки в штрафную и отдав голевую передачу.
Когда же Келлер после повреждения Кирххоффа выпустил на поле Нойштедтера, тот выкачал весь воздух между линиями. Нойшедтер как никто другой понимает, как с помощью грамотной позиционной игры организовать вакуум в центре поля.
В результате такой игры Нойштедтера, баварцы, лишенные кислорода в центре поля, были вынуждены смещаться на фланги. Хаби Алонсо следствием того же эффекта чаще стал играть очень глубоко, порой между центральными защитниками. Там испанец был всегда задействован и мог вести игру – однако он был достаточно далеко отодвинут от атакующих сил команды.
Шальке, который наладил игру в центре поля с выходом Нойштедтера, оставался очень пассивным в случае владения мячом противником. Гельзенкирхенцы ограничивались лишь блокировкой путей возможных вертикальных передач.
Построение баварской игры в результате дисциплинированной обороны Шальке зарождалось достаточно глубоко, а в случае же продвижения вперед баварцы играли через фланги, минуя центр поля Шальке. Самые высокие проценты передач – Бадштубер – 94%, Боатенг – 82%, Алонсо – 90% - подтверждают такой вектор построения игры Баварии.
Гельзенкирхенцы в игре в атаке сконцентрировались на ряду с нерискованными передачами прежде всего на индивидуальных действиях, в особенности дрибблинг Сэма и Шупо-Мотинга. При этом в атаке их поддерживало не много игроков, стараясь таким образом нивелировать возможность баварской контратаки.
Когда Пеп Гвардиола осознал, что центр поля не обеспечивает достаточный импульс для продвижения вперед, он заменил Гетце на новичка Хуана Берната. Испанец в отличие от героя ЧМ-2014 является типичным крайком, который словно электричка носится от одного флажка к другому. Вместе с Алабой Бернат перевел акцент баварских атак на левый фланг, где Сэм и Айхан против них не всегда действовали слаженно.
Так как Гельзенкирхенцы довольно организовано действовали при обороне своей штрафной площадки, а баварцы в нападении делали все довольно стандартно и предсказуемо, решение Гвардиолы о расширении фронта атак в обход центра поля не принесло желаемого результата.
Игра в заключительной своей фазе не была достаточно интенсивной – для Шальке ничья была крупным успехом, а Бавария не хотела рисковать. Как минимум, три мюнхенских игрока оставались на подстраховке во время своих атак для того, чтобы просто не дать возможности контратаковать гельзенкирхенцам в конце игры. А впереди, таким образом, баварцам не хватало поддержки и количества.
Так как никто из звездного неба баварской атаки не смог своими индивидуальными действиями принести результат, то этим вечером все звезды над Гельзенкирхеном затмила луна – кобальтовая луна дисциплины.