5 невероятных историй на Чемпионатах Мира. Часть 2.
В первой пробной части, я рассказывал об интересных историях из футбола испанского, а готовя вторую часть я решил изменить турнир, о котором буду говорить, поэтому хочу узнать ваше мнение, будут ли вам интересны редкие отступления от испанского футбола, к футболу мировому?
Опасное столкновение.
В середине второго тайма полуфинала ЧМ 1982 года, немецкий вратарь Гарольд Шумахер врезался на всей скорости во французского игрока. Голкипер немцев, пытаясь помешать пробить Баттистону, сбил его с ног. Баттистон получил тяжёлую черепно-мозговую травму, у него были выбиты три зуба и серьёзно пострадал позвоночник, некоторое время он находился без сознания. Мишель Платини позже сказал, что подумал, что Баттистон умер, потому что у него не прощупывался пульс и лицо стало очень бледным. Шумахер показал характерным жестом в сторону потерявшего сознание футболиста "Давай, подымайся!" и как ни в чём не бывало установил мяч на углу вратарской, всем своим видом показывая, что надо продолжать игру.Через 10 минут Баттистон был заменён. После игры Шумахер сказал, что «если все скажут, что он был неправ, то он оплатит ему новые коронки». Позже Шумахер лично принёс Баттистону извинения, и француз их принял.
Самой же удивительной была реакция судьи. Чарлз Корвер остановился в паре метров от Баттистона, повернулся к нему спиной (!) и принял выжидательную позу, из которой его вывели партнёры получившего тяжелейшие повреждения футболиста. Вероятно, Корвер посчитал, что раз Баттистон успел пробить по воротам, то нарушения правил со стороны Шумахера не имело места. А, быть может, арбитр сам пережил сильный стресс и на какое-то время утратил ощущение реальности.
Во всяком случае, то, что сейчас было бы справедливо сочтено за преднамеренную грубость (после удара Баттистона Шумахер мог предотвратить столкновение, но он продолжал двигаться на соперника) и наказано красной карточкой, 8 июля 1982 года не удостоилось даже "горчичника". Пока лишившемуся чувств Баттистону оказывали помощь и выносили его с поля, Шумахер неспешно прогуливался по штрафной площади и даже замахнулся мячом на располагавшихся за его воротами французских болельщиков.
Плевки Райкарда
На 22 минуте матча 1/8 финала ЧМ 1990 года в раздевалки одновременно отправились Руди Феллер и Франк Райкард. Эпизод, который завершился обоюдными удалениями, произошел всего за 2 минуты. Но что могло произойти за такое короткое время? Голландец за это время грубо срубил немца, а после перепалки плюнул в него. Затем, после штрафного, игроки сцепились у других ворот, после чего Райкарда удалили, а по пути в раздевалку, он повторил плевок.
Феллер – повздорил с арбитром, который не заметил плевок, красиво упал в штрафной соперника, поссорился с Райкардом и заработал удаление.
Бернское чудо
В Берне лил проливной дождь, а венгры готовились выиграть Кубок мира. Ференц Пушкаш открыл счет уже на шестой минуте, а на восьмой Золтан Цибор удвоил счет. Венгры вели 2:0, когда секундомер не отмерил еще и десяти минут. «Золотые мадьяры» не проигрывали ни разу за последние четыре года. Они вели на десятой минуте со счетом 2:0 против команды, которую двумя неделями раньше разгромили 8:3. Они вели со счетом 2:0 против сборной, которой четыре года назад еще вообще не существовало. Если отдаться во власть романтических теорий, то произошедшее в последующие 80 минут игры стало базой, на которой была создана одна страна, и раздулось пламя революции в другой. Даже самый «сухой» пересказ событий не сможет обойтись без определения «величайший камбэк, когда-либо виданный в финалах чемпионатов мира». Венгрия к десятой минуте вела со счетом 2:0, но против нее играла сборная Западной Германии, которая всерьез была настроена увезти Кубок мира домой.
Несмотря на столь удручающее начало, немцы не дрогнули. Вальтер в своей автобиографии, выпущенной много лет спустя, вспоминает: «Нам даже ни на секунду не пришло в голову критиковать друг друга за те или иные действия. Мы думали только о том, чтобы перехватить мяч и идти вперед. Макс Морлок сделал все, чтобы сплотить нас и поднять наш дух. «Это не имеет значения», – кричал он. Оттмар Вальтер, который также еще не потерял надежду, шепнул мне: «Фриц, продолжай играть, мы все еще можем это сделать».
И они сделали. На 10-й минуте Хельмут Ран нашел свободное пространство на левом фланге и сделал низом прострельную передачу. Йожеф Закариаш смог только едва коснуться мяча, который принял Макс Морлок и переправил его в сетку ворот – 2:1.
Восемь минут спустя Фриц Вальтер подает угловой, голкипер Дьюла Грошич ошибается на выходе, мяч перелетает через всю венгерскую защиту, а Хельмут Ран у дальней штанги спокойно добивает его в ворота – 2:2.
«Ребята, вы играли блестяще до сих пор. Не давайте им ни одного свободного дюйма во второй половине», – сказал игрокам тренер Хербергер во время перерыва.
Венгры вышли на второй тайм супермотивированными и злыми, начав играть в жесткий силовой футбол, и у защитников Позипаля и Кольмайера не было ни секунды, чтобы вздохнуть спокойно. Пушкаш, Цибор и Хидегкути буквально не вылезали из штрафной немецкой сборной, но немцы не жалея себя, как на амбразуру бросались под каждый удар. Хидегкути попадает в штангу. Кошич бьет в створ, но Турек спасает. И так без конца…
А потом на 84-й минуте случилось чудо. Немецкий комментатор матча Герберт Циммерман передавал в эфир: «Пас налево на Шефера. Пас Шефера Морлоку перехватил Божик. С мячом все еще правый защитник венгров Божик. Но Шефер перехватывает у него мяч, Шефер смещается в центр, бьет, мяч отбит, но попадает к Рану. Ран должен бить издали. Ран бьет...».
В этот момент Циммерман чуть было не сошел с ума в прямом эфире: «Гол! Гол! Гол! Гол! Гол Германии! Три – два в пользу Германии! Скажите мне, что я не сошел с ума! 3:2 в пользу Германии, называйте меня сумасшедшим!»
Эта победа придала силы не только сборной, но и всей стране. Тонны аналитических материалов были написаны о влиянии победы 1954 года на возрождение немецкой нации. Писатель Фридрих Кристиан Делиус писал об охваченной виной нации, которая сползала все ниже и ниже – и вдруг возродилась. Национальная гордость, отсутствовавшая в стране после ужасов 1933–1945, вернулась в улучшенной и видоизмененной форме. «Вдруг Германия почувствовала себя снова кем-то, – сказал о победе в 1954 году Франц Беккенбауэр. – Для всех, кто вырос в нищете послевоенные годы, Берн был необыкновенным вдохновением. Вся страна разом вернула себе свою самооценку».
Западная Германия существовала как единое целое с 1949 года, но историк Иоахим Фест считает, что день финала ЧМ-1954 – это «истинный день рождения страны». По его мнению, Западная Германия вновь обратила на себя внимание всего мира. Футбольный «камбэк» после 0:2 стал символом конца восьмилетней политической, социальной и экономической нестабильности. День того финала, 4 июля 1954 года, стал первым днем, когда гимн Германии исполнялся публично после войны. Кубок мира в руках капитана сборной и бывшего военнопленного Фрица Вальтера олицетворял возрождение нации после двадцати лет потрясений, диктатуры и миллионов жертв.
Цена автогола
У Колумбии-94 было все, что нужно для успеха. В полузащите – мускулы Леонеля Альвареса и хитрость быстроногого Карлоса Вальдеррамы. В нападении талант Ринкона и мастерство одного из лучших форвардов мира Фаустино Асприльи. Защиту же цементировал Андрес Эскобар.
Перед ЧМ эти ребята проиграли лишь одну из 26 игр. В их активе был разгром Аргентины со счетом 5:0. Неудивительно, что сам Пеле предрекал команде Матураны как минимум выход в полуфинал турнира.
Все вокруг верили, что ей по силам не только выйти в плей-офф (на ЧМ-90 Колумбия уже преодолевала групповой этап), но и сокрушить любого именитого соперника в очной встрече.
Однако проблемы в стране наложили свой отпечаток на подготовку к турниру. Выдающийся вратарь Рене Игита, который позже стал известен благодаря “удару скорпиона” в матче против Англии на “Уэмбли”, не смог поехать на ЧМ из-за того, что сидел в тюрьме. Его обвинили в связях с Пабло Эскобаром.
Игроков постоянно запугивали. Угрозы получил даже тренер Матурана – владельцы клубов стремились обеспечить своим подопечным участие в ЧМ любой ценой.
В результате, команда от которой ждали прорыва, развалилась уже в первой игре. Колумбийцы проиграли румынам 1:3. А в решающей встрече с хозяевами турнира американцами случилась настоящая трагедия. Колумбийцы начали здорово, хотя и осторожно, но получили удар в спину, когда американец Джон Харкс получил мяч на левом фланге.
Он выполнил опасный прострел в штрафную, и Андрес Эскобар, еще не подозревая, что его ждет, ринулся на перехват.
В итоге он коснулся мяча лишь носком, отправив его мимо голкипера прямо в ворота. Колумбия проиграла 1:2 и, несмотря на победу над Швейцарией в последнем матче, не вышла из группы.
Это был последний мяч во всей профессиональной карьере Эскобара…
– В тот момент мой 9-летний сын повернулся ко мне и сказал: "Мамочка, они убьют Андреса", – вспоминает сестра Эскобара Мария. – Я ответила: "Нет, солнышко, людей не убивают за ошибки. Все в Колумбии любят Андреса".
Колумбийская сборная вернулась в страну на фоне многочисленных обвинений. Тренер посоветовал Эскобару, ставшему объектом всеобщего гнева, не злоупотреблять появлениями на улицах Медельина. Но сам футболист решил, что лучше будет не скрываться от жителей родного города. Журналисты за этот шаг его похвалили, но друзья опасались. И, как выяснилось, не зря.
2 июля Эскобар вместе с друзьями пошел в бар El Indio. Поздним вечером там же появились известные в Медельине преступники – братья Гальон. Они принялись оскорблять Эскобара. Тот попытался объяснить, что автогол был лишь случайной ошибкой, но это лишь накалило ситуацию. Когда футболист собрался уехать домой, телохранитель братьев Гальон выстрелил в Эскобара шесть раз. По слухам, каждый выстрел убийца сопровождал криками “Автогол!” Позже этого бандита приговорили к 43-летнему заключению, но отсидел он только 11 лет.
В день похорон Андреса Эскобара на улицы Медельина вышли 125 тысяч жителей. Для сравнения: годом ранее, похоронная процессия другого Эскобара – Пабло – собрала 25 тысяч.
В последнем интервью газете “El Tiempe”, Эскобар говорил, что на вылете с ЧМ жизнь не заканчивается: “Мы обязаны продолжать. Как бы ни было трудно – нельзя отступать”.
Конфликт одноклубников.
На чемпионате мира 2006 года, в одном из эпизодов поединка между сборными Англии и Руни в пылу борьбы наступил на пах Рикарду Карвалью. Тут же Роналду подбежал к главному арбитру аргентинцу Орасио Элисондо с требованием показать красную карточку британскому нападающему. Рефери незамедлительно удалил Уэйна с поля, который, уходя, успел толкнуть Роналду. Телекамеры тут же запечатлели момент, как Криштиану, улыбаясь, подмигнул в сторону скамейки запасных своей команды. Такое поведение Роналдо, который во весь голос в последнее время говорил, что собирается перейти в мадридский «Реал», привело в бешенство всех игроков сборной Англии. А Руни на следующий день после поражения своей команды от Португалии в четвертьфинале в серии послематчевых пенальти, пообещал «при следующей их встрече поговорить с Криштиану по-мужски».
Сам же Роналду отрицает, что судья показал Уэйну красную карточку по его просьбе. «Английские СМИ утверждают, что это из-за меня Руни удалили с поля, но это не так, - оправдывается португалец. - Я указал арбитру на фол со стороны Руни, но я не просил показывать ему красную карточку, потому что все-таки Уэйн - мой хороший друг и мы являемся с ним одноклубниками». Однако игроки сборной Англии придерживаются другого мнения: «Я видел, что сделал Роналду, - сказал капитан «Ливерпуля» Стивен Джеррард . - Он подошел к арбитру матча и попросил дать Руни красную карточку. Португалец повел себя не по-товарищески. Если бы он был моим одноклубником, у меня бы появилось отвращение к нему».
«После того, как Уэйн был удален, Роналду подошел и подмигнул в сторону скамейки запасных своей команды. Это характеризует его, как подлого человека, - считает Джеррард. - Если бы я играл против сборной, в которой выступают мои одноклубники по «Ливерпулю», и они бы попали в схожую ситуацию, я бы оставил этот эпизод на усмотрение судьи».