Руслан Захаров: «Я горд за то, что тренируюсь в самой сильной команде в мире»
Мне всегда было интересно, как проходит жизнь спортсменов вне соревнований. Об этом и не только об этом мы пообщались с Русланом Захаровым - олимпийским чемпионом по шорт-треку в эстафете на 5000м. Руслан - открытый, простой, без налёта звёздности, обычный парень. Он рассказал, что шорт-трекисты их победной четвёрки все скромны и не привыкли к такому повышенному вниманию, которое возникло со стороны СМИ и общественности после Олимпиады в Сочи. О чём ещё мы говорили с Русланом Захаровым, читайте ниже.
- Изменилась ли как-то твоя жизнь после Олимпиады?
- Никак не изменилась. Наша цель – показывать высокий результат. Мы также продолжаем тренироваться. Десять-одиннадцать месяцев в году мы находимся на тренировочной базе в Новогорске. Это наш второй дом. Редко куда-то выходим. Иногда, когда происходят общественные мероприятия, наблюдается внимание со стороны прессы, но оно в принципе приятно – популяризует наш вид спорта. И никак не мешает, не отвлекает. Было бы хорошо, если бы люди следили за нашими видом спорта не только во время Олимпиады.
- Твой родной город Уфа, а сейчас большую часть времени вы проводите в Новогорске. Как тебе жизнь на несколько городов?
- За 8-9 лет, которые я нахожусь в составе Сборной России, я уже привык. Я, как и другие наши ребята, понимаю, чтобы показывать хороший результат, нужно постоянно тренироваться. Прошлый олимпийский год мы вообще не уезжали с базы. Вначале это было тяжело, а сейчас мы к этому относимся серьёзно. Даже в выходные стараемся далеко не уезжать – не дальше, чем центр Москвы. Нам там нравится. Для нас созданы идеальные условия, что позволяет нам комфортно тренироваться и отдыхать, восстанавливаться.
- То есть выходные у вас всё-таки есть?
- У нас один выходной – воскресенье. И полдня бывает свободных в среду. Но это не всегда. Мы чаще всего тренируемся по семидневному циклу: шесть рабочих и один выходной.
- А как проходит у вас рабочий день? Вы с утра и до вечера тренируетесь?
- У нас две тренировки в день, которые продолжаются от 2,5 до 3, 5 часов. В среднем получается, что мы тренируемся 5-7 часов в день. Конечно, с перерывом на обед, на тихий час, как положено. С приходом в Сборную два года назад главного тренера Себастьяна Кроса были отменены все жёсткие правила. Нужно быть на тренировке, а свободное время можно проводить, как хочешь. Это нисколько нас не расслабляет. Мы стараемся соблюдать режим и вовремя ложиться спать, потому что понимаем, что с утра - на тренировку. Я стараюсь ложиться спать до 11 часов. И, конечно, ещё пару часов сна днём.
- Судя по фотографиям, которые ты выкладываешь, у вас всё-таки бурная жизнь во внеурочное время, которое вы интересно проводите. Расскажи, что у вас происходит кроме тренировок.
- Внеурочное время – это один выходной в неделю. Недавно был командный обед в ресторане «Урюк». У нас такая традиция – третий год подряд мы летом один раз вместе собираемся. Первые два года мы делали шашлыки на природе. Приглашали руководство, всех тренеров, сотрудников из спорткомитета. В этом году после успешного выступления в Сочи сотрудники СМИ тоже захотели поприсутствовать. Поэтому мы решили, чтобы не зависеть от погоды, провести этот обед в ресторане. Мероприятие было добровольным. Но из 35 человек, которые тренируются в нашей команде, было больше 30 человек. Это значит, что всем вместе весело и интересно общаться, несмотря на то, что у нас большая разница в возрасте. Есть спортсмены, которым больше 30 лет, и есть ребята, которым по 15-16 лет.
- Скажи, командная медаль – она какая-то особенная?
- Для меня она очень особенная, потому что я не выступал в личных дистанциях. Это говорит о том, что у нас сплочённая, сильная команда. Конечно, и медали Виктора Ана и Владимира Григорьева ценны. Завоевать в личном первенстве – это дорогого стоит! Жаль, что Семёну Елистратову не получилось завоевать личную медаль, но я думаю, что у него ещё всё впереди. Всегда хочется отличиться и в личном первенстве, и в команде. Но если команда достигает наивысшего результата, то это большая хвала каждому члену команды, в первую очередь тренерскому штабу и вообще всем людям, которые были в этом задействованы. В командном выступлении нужно, чтобы все четыре человека в определённый момент были максимально сконцентрированы, чтобы показать свой максимальный результат. Мы готовились к этому, тренировались, мы знали, что у нас большие шансы в команде. Отрабатывали все моменты, которые могут быть. Всякие внештатные ситуации, нестандартные. Всё это было отработано. И на соревнованиях нам нужно было показать, на что мы способны.
- А личную медаль всё равно хочется, наверное?
- Хочется. И ни одну. Две-три медали. Сейчас я горд за то, что тренируюсь в самой сильной команде в мире. У нас много олимпийских призёров, победителей и медалистов мировых чемпионатов и чемпионатов Европы. У нас здоровая конкуренция. И это большой плюс для меня. В моём уже старом возрасте для шорт-трека (смеётся), я продолжаю постоянно развиваться. И если у меня будет возможность выступать на следующих соревнованиях, конечно, будет желание завоевать ещё медаль.
- То есть у нас есть шанс увидеть тебя на следующей Олимпиаде?
- Шорт-трек – это непредсказуемый и травмоопасный вид спорта. Но я отдохнул шесть недель после Олимпиады и начал тренироваться с новыми эмоциями. Я думаю, что этих эмоций и заряда энергии должно хватить на следующие 4 года.
- Скажи, а ты как-то прочувствовал звание олимпийского чемпиона? Что значит, быть олимпийским чемпионом?
- Я его чувствовал первые сутки. Это были сутки в ожидании медальной церемонии. У нас награждение было на следующий день после соревнований, так как они поздно заканчивались. Эти сутки я чувствовал, что я олимпийский чемпион: круто, скоро мне повесят медаль на шею. Но когда я сошёл с пьедестала, я понял, что это нужно уже оставлять, это часть истории. Я чего-то достиг, но надо двигаться дальше. Я обычный человек. Ничего по сути не изменилось и не должно меняться, если смотреть глобально на жизнь. Нужно развиваться дальше.
- То есть сейчас ты себя не ощущаешь олимпийским чемпионом?
- Нет, вот две руки, две ноги. Я обыкновенный человек, ничем не отличаюсь от других. И я считаю, что есть более серьёзные вещи. Да, это приятное достижение. Я рад, что этого в своей карьере я добился. Это мечта любого спортсмена – стать олимпийским чемпионом. Но почему бы это не повторить ещё один или два раза? Есть к чему стремиться, и я этим занимаюсь.
- На «Балу Олимпийцев» в Кремле было замечено, что олимпийские чемпионы, словно выпускники, которые не понимают своего вклада для страны, не ощущают гордости за свои победы. Что ты можешь сказать по этому поводу?
- То мероприятие было неожиданным для нас для всех, даже для тех, кто часто посещает подобные мероприятия. Просто столько внимания мы не ожидали. Я больше горд не за себя, а за то, что наша страна в зачёте завоевала первое место. Это лучший в истории результат по количеству наград наивысшего достоинства. Я за это горд и буду горд всю оставшуюся жизнь. Это говорит о том, что в нужный момент мы можем сплотиться и выдать самый максимальный результат. Я думаю, со мной согласятся многие, что каждый радуется больше этому достижению, чем своему собственному. Но самое запоминающее событие было не в Кремле, а как нас встречали в аэропорту. Почти все призёры и олимпийские чемпионы летели одним рейсом из Сочи в Москву. В аэропорту была нереальная встреча болельщиков. Много детей было. И спортсмены начинали стесняться. Особенно на шорт-трек столько внимания никогда не обрушивалось. Сейчас всё подутихло, и мы также продолжаем тренироваться. Но когда нас приглашают на какие-то публичные мероприятия, и у нас есть время, мы с удовольствием их посещаем.
- Я желаю тебе, чтобы это была твоя не последняя, а только первая медаль, чтобы были ещё победы. И чтобы всё больше болельщики проявляли интереса к вашему виду спорта. Спасибо тебе большое за беседу.