«Парня опрокинули спиной на канцелярские кнопки. Зал был в восторге». Что такое рестлинг – шоу или спорт?
Александр Беляев узнал у профессионального рестлера Ивана Петренко, как драться столом, клавиатурой и не повредить коленную чашечку на первой тренировке.
Фото: vk.com/id12383294
Возраст: 22 года
Вид спорта: рестлинг
Достижения: обладатель профессиональной лицензии рестлера
– Я подсел на рестлинг, когда мне было лет семь. На СТС и ТНТ по вечерам крутили бои, которые комментировал Николай Фоменко. И каждый мой день начинался с обсуждения удушающих приемов от Халка Хогана и прыжков по канатам Дуэйна «Скалы» Джонсона. Естественно, я мечтал стать рестлером, но совершенно не представлял, как это сделать. А потом то ли из-за низкого рейтинга, то ли еще из-за чего Фоменко с экранов исчез, и про рестлинг я благополучно забыл. Вспомнил только в 11-м классе, когда друг принес в школу PSP. Я сыграл пару раундов, потом нашел несколько крутых роликов в интернете — и позвонил в единственную на тот момент школу рестлинга в Москве со словами: «Где вы находитесь? Когда первая тренировка?»
Главное отличие американских зрителей от наших в том, что русские очень любят жесть. Если вечер прошел без сломанных столов, стульев, костей и так далее, если не было крови, больше на рестлинг никто не придет. Американцам хорошо — они могут прописывать сценарии, отлетать на полметра, и никто их не освистывает. У них это действительно шоу: телевидение платит большие деньги, организаторы зарабатывают на рекламе, им жесть в прямом смысле слова не нужна. В России — по-другому. Здесь сразу подставу видят.
Вот однажды мы приехали на турнир в Якутск, установили ринг, натянули канаты. А перед началом нам сказали: «Ребята, побольше жести». Первые два боя зрители сидели молча и изредка недовольно ворчали: мол, здесь нужно было удушающий провести, а здесь выкинуть соперника с ринга. Но по-настоящему завелась толпа, лишь когда в ход пошли всякие подручные предметы. А наибольший фурор произвели канцелярские кнопки: один парень рассыпал их по рингу, схватил своего соперника, поднял на канаты, а потом опрокинул спиной прямо на них. Зал был в восторге.
Вообще, изобретательность на ринге приветствуется. Вот есть у нас один парень, его зовут Егор Золотов. Я просто восхищаюсь каждым его матчем. У него такая техника, такая акробатика, что он постоянно зрителя удивляет. Например, он может на месте стоять, а потом выпрыгнуть и ногами прямо сопернику в лицо попасть. Это очень сложный элемент. Или, например, один раз Егор, чтобы публику завести, положил соперника на стол, сам вскарабкался на лестницу-стремянку и оттуда вниз спрыгнул. Соперник сложился, стол рухнул, зрители завизжали, а сам Егор победил.
Мебель для хардкорных боев (бои, где можно использовать любые подручные предметы) мы обычно покупаем в IKEA: она легкая и разбивается красиво. Мой любимый предмет — стол. Он достаточно большой, для того чтобы можно было нанести сопернику нормальный урон, но не такой громоздкий, как та же лестница. Например, если дистанция позволяет, то можно ударить соперника столом по голове. Если нет — просто протаранить его. А Егор, про которого я рассказывал уже, любит теперь клавиатурой орудовать: клавиши во все стороны разлетаются. Красиво.
В общем и целом рестлинг — травмоопасный вид спорта. Я, например, разорвал мышцы плеча и надорвал сухожилие в первом же своем серьезном бою. Мой соперник был гораздо опытнее и мощнее меня, поймал, забрался на канаты… Короче, через секунду я уже «вошел» лицом в ринг, он прыгнул сверху, а я неудачно руку подставил. В городской больнице сказали — операция. Пошел в частную, там говорят — на, мол, помажь мазью, через три недели заживет. В итоге я почти полгода восстанавливался. Сейчас, правда, когда сезонные переходы ранней весной или поздней осенью бывают, плечо все равно ноет.
Те, кто говорит, что рестлинг — всего лишь шоу, просто ничего не понимают. В русском рестлинге сочетаются элементы борьбы, MMA, муай-тай плюс базовые приемы из канадско-американской школы рестлинга. Поэтому когда к нам приходят, как я их называю, фанатики, которые хотят подражать какому-то определенному рестлеру, то это просто несерьезно. Статистика примерно такая: если из 15 человек хотя бы 3–4 продержатся месяц, то набор уже можно назвать успешным. У нас есть своя школа на «Молодежной», приглашаем всех желающих. Однажды, помню, к нам пришел мужик лет тридцати. У него семья уже была, дети. Разделся, подготовился. И только стал с нами разминаться — бац, а у него чашечка коленная вылетела. Больше не приходил.
Мои родители никогда меня в хардкоре не видели. Они примерно представляют, чем я занимаюсь, но, как обычные русские люди, думают, что если рестлинг — значит, театр. Ну и пусть так думают, меньше переживать будут. Для них я референт третьего класса на дипломатическом таможенном посту Иван Петренко. А то, что рестлингом занимаюсь, — так, хобби.
В мире рестлинга люди не любят раскрывать свои реальные имена и всегда берут себе псевдонимы. Меня, например, зовут Гамбит. Я выбирал себе этот псевдоним в такой спешке, что даже подумать над ним особенно не успел: у меня через пять минут начинался бой, Иваном Петренко я быть точно не хотел, чтобы потом всякие подростки в социальные сети глупости не писали. Товарищ предложил стать Шэдоу, но я остановился на Гамбите. Звучит гораздо круче.
Американские рестлеры до мелочей продумывают не только стиль боя, но и весь свой имидж. Был такой парень, его звали Джефф Харди — настоящий фрик. Он постоянно разукрашивал лицо, рисовал какие-то невообразимые маски, надевал разрезанные носки и какие-то тряпки на руки, предпочитал малиновый цвет волос и так далее. При этом образ полностью соответствовал его бойцовскому стилю. На ринге, допустим, он мог залезть на стремянку, сделать три сальто назад, промахнуться мимо соперника, разбить стол, сам разбиться и проиграть. Но публика его любила — и фанатов по всему миру было полно. Однажды, помню, к нам в зал пришел наш «Джефф Харди»: парень с рваным носком и розовыми волосами. Я смотрел на него и думал: когда в Америке в таком виде по улице идет суперзвезда, то ему вообще по барабану, что про него скажут. Может себе позволить. А когда по Москве человек идет в таком костюме, то все понимают, что он просто псих.
Текст: Александр Беляев
Это интервью – одна из серий проекта «Спорт сегодня» журнала «Афиша», подготовленного при участии Sports.ru. Его остальные герои – в этом блоге и на сайте журнала.
Ну а кто решил, что это реальный бой, а потом разочаровался, что боец вовремя не сделал удержание или отвлекся на что-то постороннее и проиграл - ну... что тут сказать... Мягко говоря, такой зритель не слишком умен ))