5 мин.

Почему овертаймы пора отменять

Евгений Лешкович задается вопросом, почему 30-минутная пытка до сих пор не запрещена ООН.

Моя сестра не смотрит футбол. Ей резонно кажется, что в семье достаточно одного психа. Однако чемпионат мира — это такое время, когда рушатся самые железобетонные установки. Вот и сестричка как-то раз осталась у телевизора и попыталась посмотреть матч Голландия — Коста-Рика.

Поначалу ей было даже интересно. Она, стараясь не сильно отвлекать брата от работы, тактично уточняла, что употребляет тот черный защитник и почему этот лысый так странно падает. Я, позевывая, давал лаконичные ответы, злорадно размышляя над вопросом, что обо всей этой тягомотине напишет коллега Козлов.

bruno-martins-indi-and-costa-1403957963.jpg

Коллега Козлов, как человек в высшей мере талантливый и где-то даже гениальный, достойно справился с задачей и сочинил отличную рецензию. Симптоматично, что сделать это ему не помешало даже краткосрочное поражение в неравной битве со сном. Той самой битве, которую столь постыдно проиграла моя сестра. То есть как проиграла… Минуте на 25-й она отчетливо принялась клевать носом, сказала, что устала за день, попросила не обижаться и отправилась спать. Я не увидел в этом ничего странного — я, вообще-то, и сам с удовольствием отправился бы потолковать со стариной Морфеем. Однако самое интересное не это. Отлучившись от телевизора, моя кровинушка быстро пришла в себя, взбодрилась и минуте на 60-й даже мужественно вернулась к телевизору. Казалось бы, вот он, повод для саги «футбол и воскрешение». Ан нет: посмотрев еще 10 минут, сестричка снова принялась зевать, а к концу основного времени вырубилась окончательно. Иными словами, бодания голландцев и костариканцев подействовали сильнее самого дорогого снотворного.

Во всем этом не было бы ничего примечательного, если бы не одно «но»: вместо матча Голландия — Коста-Рика можно подставить практически любую игру плей-офф, и вы не заметите подмены. Скучно было практически все время.

Начиная с 1/8 финала на кону стоит слишком многое. Нам, в общем, этого и не понять. В жизни редко приходится сталкиваться с ситуацией, когда от одного локального события зависит ответ на сакраментальный вопрос: а не впустую ли ты прожил последние 4 года? Это страшная, убивающая ответственность. Представьте студента, который за все время обучения сдает один-единственный экзамен, к которому готовится 5 лет и от результатов которого зависит, получит он диплом или нет. Вот и тут что-то такое. Только тут тебе оппонируют не лояльные преподаватели, а столь же мотивированные враги, вышедшие убивать…

zuniga-neymar.jpg

Поэтому не стоит удивляться, что команды пытаются свести риск к минимуму. Особенно команды, которым что-то светит. Они знают, что судить их будут не по мифической «красоте игры», а по результату. Поэтому они не хотят ввязываться в безрассудные перестрелки — они хотят измотать соперника и спокойно дожать его в концовке — как французы в матче с Нигерией, как, в какой-то степени, те же голландцы в игре с Мексикой. Есть, конечно, и еще более приемлемый путь — путь аргентинцев, забивших в ворота Куртуа уже на 8-й минуте и в оставшееся время просто грамотно работавших по счету. Однако тут уж как повезет — закладываться на быстрый гол слишком рискованно.

На кону стоит очень многое и потому винить команды за чересчур осторожный футбол глупо. В конце концов, они-то поступают рационально. Вы же не станете осуждать бизнесмена за то, что он стремится минимизировать риски? Наоборот, похвалите. Футбол давно уже ничем не отличается от бизнеса, поэтому логично, что сильнейшие специалисты также стремятся обезопасить себя от случайностей. Иногда, правда, на пути возникает какой-нибудь Кейлор Навас, в одиночку перекрывающий все твои козыри, но и тогда можно подключить к делу математику и найти на него управу в виде «пенальтиста» Крула.

article-2681804-1f6bdf6e00000578-907_634x417.jpg

Футболисты и тренеры никогда не откажутся от рациональной модели поведения. Это противно человеческой природе. Значит, для того, чтобы первые таймы матчей плей-офф не продолжили превращаться в бессмысленный рудимент, нужно каким-то образом влиять на игроков правилами. И самый очевидный шаг на этом пути — отмена овертаймов.

Если в запасе у абстрактных фаворитов не будет дополнительного получаса, им волей-неволей придется расширить «фазу активных действий». Если сейчас они посвящают первый тайм унылому перепасу, призванному утомить соперника и ослабить его сопротивление в концовке, то сейчас они будут вынуждены свести разведку к минимуму. Мало кому захочется «не успеть», как, к примеру, голландцы, и испытывать судьбу в послематчевой лотерее. Фавориты заиграют активнее, а это первостепенное условие повышения зрелищности.

Идем дальше. Мы ведь все тут до одури любим сенсации, правда? Так вот, отменив овертаймы, мы сделаем веселее не только конкретные матчи, но и турниры в целом. Понятно, что кое-кто из фаворитов все-таки не успеет решить все проблемы в основное время и, увы и ах, потерпит поражение в серии пенальти. Значит, для симпатичных андердогов откроется больше возможностей для достижения серьезного турнирного успеха. Скажете, это бьет по справедливости? Но, простите, сама идея выявлять сильнейшего при помощи одного турнира, который проходит раз в 4 года, выглядит не больно-то справедливой. Кроме того, футбол — модель жизни, а в жизни никакой справедливости нет. Есть наглость, нахрапистость и готовность взять свое. А вот этого как раз после отмены овертаймов будет в избытке!

Есть и еще одно соображение — гуманность. Согласитесь, как правило, дополнительное время превращается в какой-то нелепый хит-парад под кодовым названием «у кого случится следующая судорога». Футболисты не столько играют, сколько мучаются, дожидаясь врачей. Смотреть на это скучно, кроме того, из памяти еще не выветрились страшные истории Фоэ и Фехера. Зачем лишний раз насиловать и так жутко перегруженных футболистов? Пусть лучше выкладываются на полную катушку в основные 90 минут.

Отмена овертаймов — логичное и обоснованное решение, которое давно уже приняли, например, в Южной Америке. Оно не требует затрат, оно всецело вписывается в интересы телевизионщиков, которым не придется перекраивать программу передач ради лишнего получаса. Оно просто обязано пробить себе дорогу.

И тогда чемпионат мира в России станет лучшим в истории.

Фото: dailymail.co.uk, cbc.ca, sportskeeda.com, abc7.com

Читайте также:

Art Team. Почему я буду болеть за Аргентину, но должна победить Германия

Лучшая карикатура дня. Ван Гал зовет Крула на помощь

«Азары здесь тихие». Почему звездное бельгийское поколение не оправдало ожиданий