3 мин.

Время продавать «Спартак»

Осенью 2014 года "Спартак" откроет собственный стадион стоимостью 14 млрд руб. Теперь руководство клуба планирует выйти на IPO к 2018 году.

Финансы клуба к тому времени обещают оптимизировать. Стадион даст 600-700 млн руб. чистого денежного потока в год. Останутся в прошлом времена, когда народная команда тратила ежегодно по 200 млн руб. на аренду стадиона.

Руководство "Спартака" считает, что в сумме все это увеличит чистый доход клуба на 1 млрд руб. в год, и напоминает, что до середины 2017 года будет запущен универсальный спортивный зал, который будет давать еще 300-400 млн руб., а также несколько гостиниц к Кубку конфедераций FIFA.

На мой взгляд, это хороший пиар. Как и другим футбольным клубам, "Спартаку", мягко говоря, не хватает рентабельности выручки по чистой прибыли. Отношение чистого дохода к поступлениям от продажи продукции может быть ниже -100%. В этом случае убытки, связанные с деятельностью компании, превышают ее выручку. Естественно, что строительство нового объекта - хороший повод заявить о рентабельности клуба.

Для "Спартака" убыточность - целая проблема. Из-за убытков не совпадает динамика прибыли и уплаты налогов. Вследствие этого появляются сильные отклонения финансовых показателей от их прогнозов. Кроме того, возникает неравномерное распределение доходов от спонсорской поддержки и торговли игроками по отчетным периодам.

С развитием инфраструктуры "Спартак" усилит контроль над денежными потоками от продажи билетов и продукции с фирменной символикой, а также, возможно, прав на показы собственных матчей. Но главного в отчетности мы не найдем никогда - себестоимости проданных игроков и цены капитальных вложений.

Заявления руководства клуба, что инфраструктура позволит "Спартаку" выйти на самообеспечение, могут быть не лишены оснований только в одном случае - если это предусматривают коммерческие условия соглашения с титульным спонсором о том, чтобы назвать стадион в честь финансовой корпорации. Представьте себе, что "Манчестер Юнайтед" назовет свою арену TD Securities. Это реклама, ограниченная только периодом амортизации стадиона или условленным сроком действия соглашения, если компания не планирует продлевать отношения после шести лет.

IPO возможно и при нынешнем состоянии "Спартака". Для роста акций не так важно, окупаемый клуб или нет. Намного существеннее его успехи. Более того, большинство первичных размещений в футболе - это деньги, честно отданные преданными болельщиками своему клубу.

Откладывая размещение акций на 2018 год, "Спартак" рискует пропустить момент для привлечения инвестиций. Наиболее удачны IPO за год-полтора до чемпионата мира. Например, акции "Аякса" (Amsterdam: AJAX) за последние полтора года выросли на 33%. Акции "Олимпика" (Paris: OLG), потеряв в цене две трети, перестали падать и за год подорожали в полтора раза. "Манчестер Юнайтед" (Nyse: MANU) за два года вырос в цене на четверть. "Лацио" (BIT:SSL) за год подорожал на 30%.

Таким образом, готовясь к размещению IPO "Спартака", лучше иметь в виду особенности экономического контекста. Отношение инвесторов обычно зависит не столько от того, насколько хороший хозяйственник во главе клуба, сколько от успехов спортивного коллектива. В случае москвичей оно зависит еще от прозрачности таких контрактов со спонсорами, когда речь идет о том, чтобы уступить название клуба. Аналогичных соглашений в истории не так много, и сумма в 1208 млн руб. вряд ли поможет окупить расходы на строительство стадиона.

Источник