Иногда и «Был такой футбол» случается. ЧМ-1990
Такой пост будет единственный.
Извиняюсь перед всеми ярыми поклонниками хоккея, а также перед лютыми ненавистниками футбола, но иногда хочется куда-нибудь убежать от существующего формата, от, можно сказать, заданного навсегда бренда, и что-нибудь такое отчебучить. В преддверии чемпионата мира по футболу, надо бы напрячь память, и сделать что-то вроде домашнего задания или сочинения на вольно-футбольную тему, но рамки есть, и они, как я уже указал выше, будут касаться именно мирового форума.
Тема такая: «Мой первый чемпионат мира по футболу». И если я уж полез на рожон, то мне и начинать, а вам в комментариях к посту продолжать. Я очень на вас надеюсь.
Что такое осознанность? Тот самый возраст, когда уже не только в деталях можешь вспомнить происходившее событие на зеленом газоне, а также запомнить, фамилии игроков сборной Камеруна: Маканаки, Н’Коно и т.д.
Мой такой возраст пришелся на ЧМ-1990 года в Италии. Всё мне нравилось. И квадратично-мячечный талисман турнира со слегка искривленной ногой, и мелодия основной темы чемпионата, которая сопровождала преддверие каждой, показываемой игры, и неожиданный Сальваторе Скилаччи (лучший бомбардир ЧМ-90), который ни до, ни после этого чемпионата, больше ничем особенным не запомнился.
Украина. Лето. Жарко. Трансляции, когда смотришь все матчи подряд и боишься пропустить даже игру с участием сборной ОАЭ. Меня тогда смешило произношение этих трех букв, казалось, что эта аббревиатура наталкивает на мысли о тошноте. Или Карлос Вальдеррама, с этой его прической-одуваном, которая вызывала смех и негодование сельских украинских мужиков. Да многое тогда запомнилось.
Я знал наизусть составы чуть-ли не всех команд-участниц, я рассчитывал и надеялся на последнюю сборную в истории футбола и мира, под названием СССР, я верил в гений Лобановского, они не могли оконфузиться, тем более что я был насыщен отцовскими историями о том, что в 1986 году наши уничтожили венгров 6:1, а в плей-офф, если бы не проклятый судья, мы бы вынесли Бельгию, а там, глядишь, и взяли бы заветный трофей. После таких-то историй, после победы Киева в Кубке Кубков-86, после «Золотого мяча» Игоря Беланова, после серебра Евро-88, золота Олимпиады-88 в Сеуле, как не поверить в чудо. Для меня это действительно сродни чуду, и не только для меня, и не только тогда.
Но будет мне… Всех порвал Камерун. И игрой, и неожиданностью, и харизмой, и фамилиями футболистов. Сначала был вынесен фаворит, а заодно последний чемпиона мира Аргентина с марадонами, каниджами и прочими звездами какого-то нереального на тот момент формата. Потом дошло дело и до Румынии, которая после матча с «нашими», когда Лэкэтуш показался мега-супер-пупер футболистом, обращала на себя внимание тем, что играла в достаточно темпераментный и интересный футбол. А дальше была сказка, так мне показалось в детстве. В сборную СССР уже совсем не верилось. А тут еще этот зубодробильный Камерун с русским тренером Валерием Непомнящим, с его пенсионером Роже Миллой, танцующий ветеран - рвущий и мечущий, оставлявший за своей спиной глаза защитников других сборных, после чего выдающий веселую ламбаду. Как всё просто…
А потом были эти обнадеживающие 4:0, сильно хлопнутая дверь, будто дышащий на ладан СССР отрыгнулся сильным сквозняком, показав на прощанье свои порядком постаревшие зубы.
Далее было много чего. Я честно топил за Камерун, пока эта сборная была на плаву, отдельно за Гари Линекера, потому что нравилась его игра, ржал над плачущим после финала Марадоной, и втихаря мечтал, чтобы Руди Феллер перешел в московский «Спартак».
Ваша очередь, господа!
Я такого больше никогда не видел, чтобы полевой игрок играл под первым номером.
А Любаньский гремел в конце 60-х, начале 70-х. На ЧМ-78 уже в основном только выходил на замену и ничем не запомнился, как и вся сборная Польши.
Ну тогда Черненко рулил, он к спорту был совершенно равнодушен, плюс такой себе ортодокс, плюс по-большому счету он уже тогда был как-бы не совсем здоров, и мне кажется, решали за него другие люди. Кстати, как-то было интервью с Самаранчем, в котором он говорил, что если бы был жив Андропов, с ним по поводу отмены бойкота можно было бы договориться, Черненко был непробиваем, как Третьяк)
Ну а насчет, где играть... Тогда , в 84-м и в страшном сне не могло привидеться, что через 6 лет со страной такое может случиться. К тому же, уж что что, а организовывать такие мероприятия невзирая ни на что, у нас умели, что тогда, что сейчас.