Надежда умирает последней?
После серии из трех подряд поражений, «Спартак» наконец-то одержал победу. Как принято говорить в футболе – победу трудовую. Пусть скромную – всего 1:0, пусть над пермским «Амкаром», которого самого-то прилично пошатывает после ухода главного тренера Черчесова. Но это уже кое-что. Это уже какой-то глоток свежего воздуха в той удушливой атмосфере отчаяния, охватившей не только игроков команды, но и многих из ее болельщиков.
Сначала часть из спартаковских фанов пришла на базу в Тарасовку по-дружески поговорить с футболистами, потом на 15-й минуте покинула трибуны стадиона в Черкизово на игре с «Амкаром». Всё это исключительно от безвыходности, всё это попытки хоть как то обратить внимание футболистов на безвольную игру красно-белых, у которых почему-то после отставки главного тренера Карпина враз пропало и мастерство, и взаимопонимание, и ответственность за результат.
Не хочу изливать излишний оптимизм. Очень многое из того, что команда показала в матче с «Амкаром», мы видели и в серии трех проигранных подряд встреч. Грустные глаза многих игроков перед матчем, крайне малое число зрителей на трибунах. В этот момент мне почему-то вспомнился подслушанный диалог Константина Ивановича Бескова и Николая Петровича Старостина в подтрибунном помещении Лужников. После одной из невыразительных игр на выезде и серьезной «порки» игрокам, устроенной Бесковым, в следующем домашнем матче «Спартак» «получил» практически пустой стадион. Команда «выползала» на домашнюю встречу с опущенными головами, а Бесков и Старостин, медленно выходя из туннеля, с унынием смотрели по сторонам. «Стадион пустой», - рассерженно бросил Бесков. «Народ не обманешь», - философски добавил Старостин. Я шел чуть сзади и, когда, Бесков вдруг повернулся и увидел знакомого ему в ту пору еще молодого корреспондента «Советского спорта», как-то назидательно добавил: «Вот об этом обязательно напиши. Чтобы не забывали, для кого они играют».
Я нисколько не сомневаюсь, что нынешняя сложная ситуация в «Спартаке» временная. Что придут победы, что вернется зритель, потому что команду любят не только в Москве, но и по всей стране. Вопрос в том, к какому диагнозу лечения все-таки придут люди, ответственные сейчас за судьбу футбольного «Спартака». И как смогут решить ряд сложнейших вопросов, лежащих на поверхности: какой менеджмент, занимающийся не только управлением, но и селекционной политикой должен быть у команды, какой главный тренер, какие футболисты. Как сделать так, чтобы воспитанники футбольной Академии все-таки пополняли время от времени основной состав московского «Спартака», а не только других клубов. Потому что без здорового российского костяка, как показала практика, у нас в стране сильную команду построить практически нереально... То, что «Спартак» вчера победил – это в какой-то степени обнадеживает. Может даже этот положительный настрой у команды сохранится и на игру против «Динамо». Он нужен хотя бы для того, чтобы команда все-таки зацепилась за место в лиге Европы. Потому что приличной команде нельзя оставаться без игр на европейском уровне. А то, что эти матчи могут совпасть со сроками открытия стадиона и запланированным поединком с приглашенным клубом из Сербии, это все разговоры в пользу бедного. Безвыходных ситуаций не бывает. В любом случае этот матч дружеский, ни к чему не обязывающий и не более того. Не говоря уже о салюте, разноцветных шариках и прочей атрибутике и праздничной мишуре, которая ознаменует собой открытие спартаковского футбольного дома. Зрителям – то важнее всего увидеть игру любимой команды. Настоящую, ту, которая приносит титулы.
Но для такой игры необходимо выполнение множества условий. Чтобы, к примеру, квалифицированный главный тренер, с которым будет подписан контракт, был уверен в том, что он будет работать в благоприятной рабочей обстановке, без «ненавязчивой помощи» со стороны окружения из числа клубного руководства. Потому что, есть вопросы, за которые отвечает главный тренер, а есть те, за которые отвечают другие. Но при этом все стороны работают в одной связке. Чтобы игроки – вольно или не вольно, не разбивались на этнические группки, а жили единым коллективом не только на сборах, но куда важнее – в официальных матчах. Где все – по-взрослому. Чтобы никого не обманывали теоретические разговоры по поводу того, что связи, наигранные на тренировках, все равно никуда не денутся и на поле. Сколько бы футболист ни сидел на скамейке запасных. Не бывает такого. Потому что скамейка убивает игрока.
Если бы вчера Мовсисян не разобрался с чудесным пасом от игрока «Амкара», мы сегодня могли бы вновь говорить о бесконечных и безуспешных тактических поисках Гунько, о потерянных игровых связях, о массе ошибок, допускаемых футболистами «Спартака», об удивительно стабильной нестабильности состава. Однако счет 1:0 породил надежду на то, что хотя бы концовку сезона команда не провалит окончательно и бесповоротно. Пусть во многом надежду обманчивую. Пусть очень хрупкую. Но, согласитесь, что надежда действительно умирает последней…