Football & Finance. Часть 2. Доходы клубов
Всем, привет!
Совсем недавно мы начали обзор финансовой составляющей футбола. В прошлой части, я рассказал о финансовом фейр-плее УЕФА, дабы вы лучше представляли место денег в современном футболе.
Конечно, можно провести еще много теоретических курсов о финансах, но для всех будет легче, если мы будем чередовать теоретическую часть с математической. Поэтому сегодня я расскажу из чего складываются доходы клуба, приведу конкретные цифры на примере одного из клубов Английской Премьер-Лиги, а именно «Манчестер Юнайтед». Итак, поехали!
Доходы клубов.
От чего зависит доход любого клуба? Самым важным фактором, который оказывает влияние на прибыльность любого, я повторюсь, любого продукта – это его популярность.
Возьмем для примера два клуба: «Манчестер Юнайтед» и «Куинз Парк Рейнджерс», и представим их в качестве двух различных марок вина. Одно из них более выдержано и приятнее на вкус, чем другое. Соответственно первое более популярно у потребителей, лучше продается и приносит больше дохода.
Думаю, аналогия понятна всем и вывод таков – чем больше фанатов у клуба, тем более он прибылен.
Впрочем, сейчас мы будем говорить не о прибыльности (это разность между доходами и затратами), а именно о доходности или выручке.
Итак, от каких действий клуб может получить доход? Перечислим по порядку:
1) Выручка от проведения матчей (продажа билетов, абонементов; продажа продукции непосредственно на стадионе).
2) Продажа прав на телетрансляции.
3) Призовые от футбольных ассоциаций и УЕФА.
4) Спонсорские взносы
5) Продажа клубной атрибутики
***Данная таблица взята из материалов группы спортивного бизнеса Deloitte.***
К сожалению, большую часть информации о доходах клубов не найти в свободном доступе, поэтому часть приведенных ниже цифр достаточно приблизительны. Так же сразу отмечу, что суммы указаны без взимаемых с них налогов. С налогами мы попробуем разобраться позже.
Начнем с призовых за участие в Английской Премьер-Лиге на сезона 2012/2013
Итак, что же мы можем узнать важного, исходя из данной таблицы? В первую очередь то, что Английская Футбольная Ассоциация (FA), выделила 143 миллиона на призовые, которые были пропорционально разделены между клубами, в зависимости от их места по окончании сезона.
Также каждому клубу были выделены 33 миллиона фунта стерлингов.
А вот самое интересное, о чем я говорил в самом начале, можно увидеть в предпоследнем столбце – отчисления за прямые телетрансляции.
Вкратце поясню принцип получения отчислений за телетрансляции: телекомпания покупает права у клуба на показ матчей данного клуба. Соответственно, чем популярнее клуб, тем больше человек посмотрят матч этого клуба по ТВ, тем больше прибыли получит телекомпания, тем больше она готова заплатить за права на показ данного матча!
То есть мы видим, что матчи «Ливерпуля», «Тоттенхэма», «Нькасла», пользуются большим спросом, чем матчи «Арсенала», «Эвертона» и других клубов!
Чтобы далеко не уходить от темы призовых, приведу данные о призовых от УЕФА за участие в Лиге Чемпионов.
Итак, УЕФА выплачивает:
1) 2,1 млн евро за участие в раунде плей-офф.
2) Участие в групповом этапе 8,6 млн.
3) Победа в групповом матче 1 млн.
4) Ничья в групповом матче 500 тыс.
5) 1/8 финала 3,5 млн.
6) 1/4 3.9 млн евро.
7) Полуфинал – 4,9 млн евро.
8) Серебряное место – 6,5 млн.
9) Победитель -10,5 млн..
Интересный факт: в сезоне ЛЧ 2012/2013, «Ювентус» выбывший на стадии четверть финала, получил от УЕФА 65,3 млн евро (20,5млн призовых + 44,8 права за телетрансляции), а мюнхенская «Бавария», победительница турнира, всего лишь 55 млн евро (из которых 35,9 составили призовые за участие в ЛЧ)
После того, как мы разобрались с призовыми, предлагаю перейти к другим составляющим дохода, а именно коммерческой выручке, правам за телетрансляции и выручке от матчей. И рассмотрим это мы на конкретном примере – «Манчестер Юнайтед».
«Манчестер Юнайтед»
Если пользоваться общедоступными цифрами, то по окончании сезона 2012/2013, «Манчестер Юнайтед» находился на 4-ом месте в списке самых доходных клубов, пропуская вперед «Реал Мадрид», «Барселону», «Баварию» Мюнхен, занявших 1-ое, 2-ое и 3 места соответственно.
Несмотря на это, «Юнайтед» обгоняет некоторые из этих клубов по спонсорским контрактам.
Так был подписан контракт с новым титульным спонсором General Motors (Chevrolet) на 7 лет и примерную стоимость 432,3 млн евро.
Интересный факт: с сезона 2014/2015 на футболках игроков «Юнайтед» будет красоваться логотип не AON, а Chevrolet.
Продолжая разговор о конкретных цифрах, по окончании сезона 2012/2013 «красные дьяволы» получили:
Выручки за матчи - 127,3 млн евро.
Телетрансляции – 118,6 млн евро.
Коммерческая деятельность – 177,9.
По сравнению с предыдущим годом, выручка клуба увеличилась на 30% (38,9 млн евро).
Но что стоит ожидать от этого и следующих сезонов? В первую очередь гораздо сильно уменьшенная сумма призовых. И если отчисления от Английской ассоциации для 1-ого и 7-ого места не сильно отчисляются (5млн фунтов для такого клуба хоть и потеря, но не сильно серьезная). То не досчитаться порядка 15 млн евро (беря в расчет возможный выход в 1/8), это уже серьезно.
Впрочем, можно предположить, что в сезоне 2013/2014 «дьяволы» получат несколько большую сумму за телетрансляцию, если принять во внимание интерес подогретый к клубу после ухода Сэра Алекса.
Интересный факт: выручка от проведения матчей в сезоне 2012/2013 по сравнению с предыдущим годом выросла на 11,6 млн. евро (11%), за счет того что «Юнайтед» провел на три домашних матча больше, а также 9 матчей Олимпиады 2012, которые прошли на «Олд Траффорде».
Итак, мы разобрались из чего складываются доходы клуба, узнали сумму возможных отчислений и посмотрели это на конкретном примере. Что еще хочется отметить напоследок. Все большую роль играют спонсорские соглашения. Известные бренды готовы выделять большие деньги футбольным, а также любым спортивным командам. Ведь футболом увлекаются миллионы людей, и когда они видят название какого-либо бренда на экипировке любимых игроков, они готовы приобрести продукцию этого бренда.
На основании этого, могу сделать авторский вывод, именно спонсорские отчисления диктуют, и будут диктовать львиную долю доходов всех популярных клубов.
На этом, я закончу данную часть нашей рубрики. В следующей части я расскажу об основных расходах клубов. Всем спасибо за внимание!
P.S.: Буду признателен, если вы поделитесь мнением: надо ли оформлять данный материал в формате PDF?
в беларуси например скорее всего больше продается плодово-ягодное вино. очень дешевое бырло. про приятность вкуса и выдержанность промолчу. так что аналогия не совсем верна:)