Да Винчи - Alive
Сегодня отмечается день рождения Леонардо да Винчи. Пару недель назад мне довелось побывать на замечательной выставке, посвященой трудам этого гениального человека: Да Винчи - Alive. Фотоотчет.
Прежде всего несколько слов о самой выставке - на ней представлены макеты механизмов, орудий, приспособлений и пр., сделанные по расшифрованным чертежам Леонардо. Большинство макетов сделаны в натуральную величину. Некоторые из них можно собственноручно привести в действие. Кроме того, на выставке можно (цитата) "насладиться самой прогрессивной мультимедийной галереей, созданной с помощью инновационной системы SENSORY4™". Выставка позволяет полностью оценить работы художника, архитектора, скульптора, музыканта, инженера, ученого, и с моей личной точки зрения гениальнейшего человека, когда либо жившего - Леонардо да Винчи.
Запись будет длинная, фотографий довольно много даже после фильтрации, текста тоже не мало. Итак... :)
Первое же, что поразило меня при входе на выставку - это пара кодексов и записных книжек Леонардо под колпаком. Я привык видеть фотографии страниц его записей, а тут вдруг вот они - записные книжки Леонардо да Винчи, в которые он своей рукой вписывал свои наблюдения, идеи, чертежи, зарисовки... Довольно долго я простоял у них как завороженный.
По всей видимости это мадридский кодекс, большинство записей в котором посвящены механике и геометрии.
Все найденные кодексы Леонардо принадлежат музеям, кроме одного, находящегося в частном владении - Лестерский кодекс был продан в 1995 году на аукционе Кристис. Приобретателем стал... Билл Гейтс, который раскошелился на 30.8 миллионов долларов. К его чести нужно отметить, что по его инициативе кодекс выставлялся на показ в разных музеях мира, а с 2004 года постоянно находится на выставке в Музее Искусств Сиэтла.
Эскиз крыла:
Леонардо создавал много эскизов крыльев. Этот эскиз основан на крыле летучей мыши. На деревянном каркасе натянут один кусок материи. Возможно крыло служило театральным реквизитом для одного из множества театральных постановок Леонардо в Милане.
Парашют:
В наше время было проведено испытание и опытный парашютист прыгнул с парашютом Леонардо. Приземление прошло успешно. После прыжка парашютист рассказал, что спуск был плавный, вот только носить этот парашют неудобно - он весит более 16 кг.
Летная машина:
По всей видимости это было что-то типа прототипа вертолета - человек должен был стоять посередине "ступы" и движениями всех частей тела приводить лопасти пропеллера в движение. Неплохая физическая нагрузка...
Самодвижущаяся машина:
По всей видимости так же была предназначена для сцены и могла двигаться по прямой линии и по кривой.
Летная машина:
Создана по одному из самых известных чертежей Леонардо. Летчик должен был лежать привязанным на животе и ногами, вдетыми в педали в задней части машины, приводить в движение крылья. Изменять направление полета можно было с помощью рычагов, находящихся у головы. Машина имитировала полет птицы. Ну и летчик, конечно, должен был быть в отличной физ. форме. Иначе далеко не улетит...
Телега, движимая с помощью ручки:
Велосипед:
А вот это творение да Винчи, обнаруженное в Атлантическом кодексе в 1960-х годах, породило очень много споров - некоторые ученые считали, что чертеж принадлежит одному из юных учеников Леонардо. На странице с чертежем действительно было всего одно слово - Леонардо. Стиль же несомненно был похож на да Винчевский. Однако недавние расследования показали, что этот чертеж, скорее всего, является розыгрышем конца 20-го века и Леонардо скорее всего не был изобретателем велосипеда - обычно массивные черые линии Леонардо просвечивали на другой странице, а в этом случае этого не было. Кроме того, чертежь сделан графитовым карандашем, а графит был обнаружен через несколько десятилетий после смерти да Винчи.
Подъемный кран с боковой лебедкой:
Человекоподобный робот:
Некоторые считают, что Леонардо начертил первого в истории робота незадолго до того, как нарисовал "Последнюю трапезу" в 1495 году, хотя не ясно, была ли предпринята попытка на самом деле построить его. По замыслу да Винчи робот носил доспехи, как средневековый воин, и был спланирован так, что должен был двигаться как человек.
Планы Леонардо считались настолько точными, что в 1998 году инженеры NASA взяли их как основу, когда им нужно спроектировать человекоподобного робота, ктороый должен был отправиться на Международную Космическую Станцию.
Измеритель расстояния:
В круглую "посудину" сверху насыпаются круглые камушки. Главное колесо имеет определенный диамтр. Каждый его оборот поворачивает так же зубчатый диск рядом с колесом, который в свою очередь поворачивает еще один диск над ним, а тот поворачивает уже посудину. Как только посудина совершила один оборот - камушек падает из нее в коробку под ней. Один оборот колеса - один камушек. В итоге считают сколько камушков упало в коробку. Однако что мешает камушку упасть в любое другое время было не совсем понятно. Видмо должен был быть какой то диск под посудиной, который закрывал дырку в ней пока та не над коробкой. Но мы с моей спутницей такого диска там не заметили. Поломали еще голову, поняли что без 100 грамм там не разобраться, а 100 грамм с собой не было и времени тоже было в обрез, и отправились дальше.
Кстати, это новая версия аппарата, изначально придуманного древнеримским архитектором и механиком Витрувием, тем самым, к чьим трудам Леонардо нарисовал свою знаменитую иллюстрацию - Витрувианский человек. Но о нем позже.
Подъемный кран на телеге:
Идеальный город:
Эпидемия 1484 года очень быстро распространилась по древним узким, темным и скученным улицам многих городов Италии. После ее окончания многие архитекторы искали способы как стрить города так, чтобы они были более здоровыми и менее плотными.
Леонардо предложил многослойный город, в котором улицы и дома находятся над водой. Леонардо начертил широкие улицы, перпендикулярные друг к другу, многоэтажные дома и каналы, соединяющие город с морем.
Некоторые дома с арочными пассажами выражают идеи классической архитектуры.
Машина для установки столбов:
Анатомические рисунки Леонардо:
Вообще 2 стены были увешаны увеличенными отпечатками антаомических рисунков да Винчи:
Шариковый подшипник:
Катящийся шариковый подшипник:
Зубчато-колесный механизм:
Зубчатое колесо было изобретено Архимедом в 3 веке д.н.э. и было хорошо известно во времена Леонардо. Да Винчи старался улучшить различные виды зубчатых механизмов, предназначенных для передачи движения и силы.
Часовой механизм:
Леонардо очень интересовался измерением времени. Он посетил цистерциаснкий монастырь в Кьяравалле рядом с Миланом, в котором изучал принцип работы знаменитых маятниковых часов, украшающих каменную башню монастыря. Эти часы показывали не только минуты и часы, но и положение солнца и луны.
Леонардо внимательно изучил механизм и особое внимание уделил пружинам, которые были технологическим новшеством в эпоху Ренессанса.
Часы, представленные на выставке, были сделаны специально для нее 90-летним специалистом из городка Винчи - родного селения Леонардо.
Двойная дудка:
И швец, и жнец, и на дуде игрец... Леонардо придумал улучшения ко многим популярным музыкальным инструментам и таким образом сделал их более автоматическими, упростил технику игры на них и позволил извлекать новые звуки.
Механический барабан:
Леонардо изобрел механические барабаны, чтобы использовать их во время военных парадов, а то и маршей в бой. Барабаны производили довольно сложные ритмы, в соответствие с движением оси телеги. Когда телегу тащили, зубчатые колеса крутили 2 центральных цилиндра вращения, а те в свою очередь приводили в движение 10 барабанных палочек, по 5 с каждой стороны. Можно было изменить положение колышков, находящихся на цилиндрах, и тем самым изменить бой и ритм барабана. Этот инструмент производил сильный шум различными барабанными ритмами, и мог обмануть врага, заставив его думать, что приближается гораздо более многочисленная армия чем было на самом деле.
Портативное пианино:
По замыслу Леонардо, его должны были носить вокруг поясницы и играть на нем двумя руками. Внутри находится смычок из лошадиных волос, который находится в постоянном движении, в которое его приводит система шкивов и маховик. В то время как музыкант ходит, сложная система шкивов и зубцов приводит в движение струны на смычке, издавая тем самым звук похожий на скрипичный. Инструмент имеет диапазон в 3 октавы.
Прожектор:
Когда Леонардо чертил это изобретение, он обратил внимание, что оно способно проецировать "большой и красивый свет". Прожектор состоит из простой коробки с большой линзой на одной из стенок, а источником света служит свеча.
Леонардо использовал это изобретение, чтобы с его помощью проецировать различные формы и увеличенные фигуры на стенах во время театральных постановок в Милане. Иземняя размер проецируемого объекта он мог получать тень с более острыми или более размытыми краями.
Зеркальная комната:
Леонардо нарисовал октагональную комнату с плоскими зеркалами на стенах. Он утверждал, что если человек встанет в нее, то он сможет рассмотреть каждую часть своего тела бесчетное количество раз. В целом так оно и есть. Правда с непривычки голова сначала немного кружится, когда видишь сразу столько своих отражений со всех сторон. :)
Субмарина:
Да Винчи принадлежит идея субмарины, "корабля, который топит другие корабли". Она представляла собой простую оболочку с обзорной башней и крышкой, и в ней было место всего для одного человека.
По одному из предложений о потоплении вражеских кораблей, субмарина должна была незаметно подобраться к кораблю, стоящему в порту, после чего находящийся в ней моряк должен был прикрепить веревку с грузом к корпусу корабля, а другой конец веревки ко дну моря. Когда корабль выходил в плаванье, груз тянулся бы за ним, рвал корпус и топил корабль.
Скафандр и оборудование для дыхания под водой:
Леонардо предложил костюм водолаза и ситему дыхания под водой, когда правители венецинской республики искали способ отогнать турецкие корабли из своих вод. Костюм должен был быть сшит из свиной кожи, для обозрения должно было быть использовано венецианское стекло. Для дыхания использовался пробковый поплавок и бамбуковые трубки, соединенные пружинами и свиной кожей. Вероятно в трубки подавался так же нагнетенный мехами воздух.
К сожалению Леонардо, венецианцы не приняли его идею и скафандр никогда не был произведен. Самому же да Винчи не заплатили ни дуката. Следующая попытка сделать водолазное оборудование была предпринята через 300 лет после смети Леонардо. Это лишний раз доказывает, насколько он опережал свое время.
В 2002 году ныряльщица Джеки Козенс предприняла попытку испытать на деле водолазное оборудование по чертежм да Винчи. Попытка оказалась довольно успешной. Подробнее можно посмотреть в этом ролике.
Спасательный круг:
На странице рисунка круга была надпись: "Как спастись в случае потопления корабля".
Вероятно изначально круг должен был быть сделан из легкой коры пробкового дерева.
Ручные ласты:
Должны были улучшить плавучесть и увеличить проплываемое расстояние. Они имитировали перепончатые лапы всяких амфибий. Современные боевые пловцы (frogmen) используют ласты, основанные на похожих идеях.
Корабль с двойным дном:
Если в море внешнее дно получает пробоину, то внутреннее позволяет кораблю продолжать плавать и не идти ко дну.
Современные нефтяные танкеры обычно имеют двойное дно, чтобы увеличить безопасность и защитить груз.
Катамаран:
Пушка:
Паровая пушка:
Для нее не нужен был порох и она легче передвигалась по полю боя. Задняя часть нагревалась до высокой температуры, после чего на нее лилась вода и под давлением паров из дула вылетал снаряд. Пушка производила оглушительный шум и производила ну очень много дыма.
А идею пушки Леонардо позаимствовал у Архимеда.
Боевая карета (или просто танк):
Бронированная машина, способная двигаться во всех направлениях и с пушками во все стороны. Один солдат сидел в башне и направлял танк. Чтобы танк двигался, 8 человек внутри него крутили ручки, которы были присоединены к цилиндрам, которые в свою очередь крутили 4 больших колеса.
На рисунках Леонардо колеса настроены на движение в противоположных направлениях. А кто должен был заряжать пушки и стрелять из них? Идея с использованием бронированной техники, подкрепленной пехотинцами, созрела только во время первой Мировой Войны.
Штурмовая лестница:
Леонардо вообще рисовал множество приспособлений для штурма стен замков и крепостей. Эта лестница могла удлинняться и наклоняться под разными углами при помощи ручки у ее основания.
Эта лестница очень похожа не те, которые используют современные пожарники.
Телега с серпами:
Леонардо взял за основу идею колесницы древних римлян и придумал этот очень опасный аппарат. Крутящиеся серпы делали то, что серпам и полагается делать - они косили. Только не колосья, а все, что попадалось им на пути на поле боя. Лошади были особо подвержены опасности, и если они выходили из под контроля - телега могла ненасти урон как врагам, так и своим войскам.
Позже Леонардо придумал улучшенную телегу, которая защищала лошадей.
Трехэтажный пулемет:
Леонардо хотел увеличить скорость стрельбы и придумал эту многоствольную машину. Вероятно это примитивная версия современных пулеметов.
У машины имелось 30 стволов на 3 полках. Как только первые 10 стреляли, следующие 10 заряжались, в то время как 3-й десяток стволов остывал.
Многосторонняя пушка:
Могла стрелять как из одного ствола, так и из всех сразу. Легко передвигалась и высота угла и траектория полета снарядов менялись с помощью ручки в задней части машины. Но во время боя ее было очень неудобно перезаряжать.
Вообще по своим убеждениям Леонардо был пацифистом. Но кушать тоже хотелось, да и учеников надо было на что-то содержать, поэтому чтобы продолжать заниматься искусством и наукой, время от времени Леонардо приходилось идти на компромисс с совестью и придумывать всякие военные аппараты для правителей, которые хорошо оплачивали его изобретения.
Остроконечный снаряд:
Леонардо исследовал воздействие потоков воздуха и воды на движение предметов. Он понял, что воздух замедляет полет и направление полета пушечных снарядов становится непредсказуемым.
Он придумал новые снаряды, с заостренными концами и направляющими крыльями, чтобы увеличить аэродинамичность и позволить снарядам лететь прямо и точно.
Крытая телега для атаки укреплений:
Телега подвозилась к стенам, после чего крытый мост, с помощью канатов, опускался на них. Он был достаточно длинный, чтобы перекрыть рвы у стен. После этого солдаты могли выйти из деревянной конструкции, пересечь мост и сломить укрепление.
Это фрагмент из мультимедийного шоу:
Копия рисунка Витрувианского человека оригинального размера:
Рисунок демонстрирует "золотую пропорцию" в отношении тела человека и еще раз показывает, как Леонардо интересовался пропорциями.
Список пропорций (из Википедии)
длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
ступня составляет четыре ладони
локоть составляет шесть ладоней
высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони)
шаг равняется четырём ладоням
размах человеческих рук равен его высоте
расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
длина руки составляет 2/5 его высоты
расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
длина ушей 1/3 длины лица
пупок является центром окружности
Рисунок служит прекрасным примером комбинации науки и искусства.
Вообще на выставке много копий картин Леонардо в натуральную величину - Дама с горностаем, автопортрет, Мадонна в скалах и другие.
Целый отдельный сектор выставки посвящен этой даме, без которой, когда речь идет о да Винчи, обойтись невозможно:
Копия в натуральную величину:
Сегодня мы видим довольно блеклые, полинявшие цвета, покрытые лаком. Можно подумать, что картина была нарисована в коричнево зеленых тонах. Однако это не так - на самом деле Леонардо нарисовал ее яркими красками, которые полиняли со временем и от множества реставраций.
Французский инженер Паскаль Котт (Pascal Cotte) придумал первый мультиспектральный фотоаппарат. Он получил особое разрешение от руководства музея Лувра сфотографировать Джоконду. Проведя несколько часов наедине с картиной, Паскаль сфотографировал ее "нагишом" - без рамки и защитного стекла. С помощью своего аппарата, который был произведен только для этой цели, Паскаль сделал 13 снимков, каждый с разрешением в 240 миллионов пиксалей.
Снимки открывают 25 секретов картины. Например мы впервые можем увидеть ее настоящие цвета, такие, какими ее нарисовал Леонардо - голубое небо, розовый цвет лица, более светлые горы, зеленые деревья...
Можно видеть, что Леонардо не закончил работу над некоторыми частями картины (впрочем Леонардо практически всегда не заканчивал полностью свои работы, он считал, что ни одно произведение не может быть полностью закончено), видим как менялось положение руки которое держит одеяло на коленях. Можно видеть как менялась знаменитая улыбка Мона Лизы, размер лица и его выражение. Можно видеть, что пятно под глазом действительно образовалось от повреждения лака водой, вероятней всего в то время, когда картина висела в ванной комнате Наполеона. Ну и наконец можно видеть, что несмотря на то что сейчас думают, изначально у Джокоды все же имелись брови и ресницы!
К сожалению время действительно поджимало, мне нужно было ехать в другое место, поэтому я не смог уделить достаточно внимания ни Мона Лизе, ни Последней трапезе, ни еще ряду произведений. Но выставка еще продолжается, возможно я посещу ее еще разок. :)
А фейковый велосипед классный - родоначальник велотренажера :))
Леонардо был, безусловно, необыкновенный человек. Я всегда знал, конечно, что он гениален, но мне до сих пор сложно осознать весь размах его деятельности. Говорят, что талантливый человек должен быть талантлив во всем - это про Лео, точно.
Должен отметить, что в те времена было принято так, что ученики подписаывали свои работы именем учителя. Поэтому я вполне допускаю, что многие картины - это работы кисти его учеников. Но даже если это так - все равно широта его остальной деятельности поражает. Когда только он все это успевал?
Мне почему-то больше всего робот понравился, наверное из-за рыцарских доспехов, есть в них что-то, отдающее романтикой средневековья. :)
Хех, Гриффины прикольные, я эту серию не видел, надо будет поискать :)
Содержательно и с настроением :)
Рука мастера.
Жаль, не в Москве.
Да Винчи - чистый гений, сложно даже попытаться представить кого-то, кто бы столько сделал в разных сферах.
Мастерство в картинах поражает. Это все-таки 15 век!
это за меня сделают другие
скажу объективно не преувеличивая: ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ОТЧЁТ
восхищение фигурой титана Да Винчи передано "весомо-грубо-зримо"(с)поэт-хулиган