Свободная душа: гений Пола Коссоффа
Косс не стал таким же знаменитым, как его коллеги блюз-гитаристы Эрик Клэптон, Питер Грин или Элвин Ли, но несомненно он был настолько же талантлив. Причина, по которой Коссоффа часто забывают, в том, что он умер ужасно рано - всего лишь в возрасте 25 лет после длительной борьбы з наркозависимостью.
Коссоффу было суждено стать звездой, несмотря на то, что его слава продлилась недолго. Выступление на сцене было в семейных генах Пола - его отец был британским актером Дэвидом Коссоффом, а он сам брал уроки игры на классической гитаре на протяжении шести лет. Пол уже практически бросил это занятие, когда вдруг увидел игру Эрика Клэптона в составе John Mayall’s Bluesbreakers в The Refectory на севере Лондона.
Это выступление изменило жизнь Пола. “Мне было около 16-ти лет,” - вспоминал он позже, - “[Моя первая гитара] была производста Eko или что-то типа такого с ужасной золотой отделкой и миллионом ручек. Вскоре после этого я приобрел Gibson Les Paul Junior, которая была в то время самой дешевой среди гитар Gibson. Потом у меня появилась одержимость обзавестись “настоящей” гитарой Les Paul, когда я увидел, что на них играют Джефф Бэк и Эрик Клэптон”.
Его первой “настоящей” гитарой стал ’54 Gibson Les Paul Custom, и он стал учиться играть электрические блюзы. В это же время Косс работал по субботам в музыкальном магазине Сэлмера в лондонском Вест Энде. Однажды его попросили помочь жилистому американцу, который пришел в магазин вместе со своим менеджером Чесом Чендлером.
“Он странно выглядел и странно пах,” - вспоминал Коссофф. Гитарист попросил гитару для левшей, но в Сэлмере таких не было. Тогда американский покупатель, некий Джими Хендрикс, просто перевернул обычную гитару и стал играть. “Он начал играть что-то вроде "Little Wing", а продавец смотрел на него и не мог поверить”.
Коссофф был поражен: “Когда я только увидел его, меня это действительно перепугало. Я полюбил его до смерти. Он стал моим героем.”
Black Cat Bones
В возрасте 17-ти лет в 1969-м году Косс присоединился к группе Black Cat Bones, названной так по строчке из песни Вилли Диксона “Hoochie Coochie Man”. Они были прямолинейной электрической британской блюзовой группой, но все же Косс сразу начал делать себе имя.
Его коллега по группе Дерек Брукс рассказал Дэвиду Клейтону и Тодду Смиту в полной биографии Free “Heavy Load”, что “он был на одной волне со своим удивительным Les Paul, а когда играл на нем, то это было еще удивительнее. Мы не могли поверить, что до сих пор его еще никто не попытался удержать. Единственная причина, по которой этого не произошло, это его юный возраст.
Знаменитый британский продюссер Майк Вернон тоже был впечатлен: вскоре он включил Black Cat Bones в свой блюзовый промоушен в Британии. Black Cat Bones играли на разогреве у Fleetwood Mac, к тому же они были наняты в качестве поддерживающей группы для лондонских концертов Eddie Floyd и Champion Jack Dupree.
Качественных записей Коссоффа с Black Cat Bones не сохранилось, но первый барабанщик группы Фрэнк Перри опубликовал записи репетиции, на которой плачет гитара 17-летнего Пола Коссоффа.
Free
Коссофф и новый барабанщик Black Cat Bones Саймон Кёрк вскоре решили, что группа достигла своего пика. Они ушли из группы, что сформировать новую группу, и вскоре наняли певца, которого звали Пол Роджерс: сделка была завершена после того, как они устроили джем по мотивам песен T-Bone Walker “Stormy Monday” и Memphis Slim “Everyday I Have the Blues.” Когда к ним присоединился басист Энди Фрэйзер, который играл с Blues Breakers еще в 15-летнем возрасте, сформировалась группа Free.
Для некоторых Free известна лишь по мировому хиту “All Right Now.” Но у них было гораздо больше интересных песен: “The Hunter”, “Wishing Well,” “Fire And Water”, “Heavy Load,” “Mr. Big”, “The Stealer” и многие другие подвели музыку, вышедшую из британского блюзового бума, к границе с соулом и фанком. Если бы не было лучших песен Free, то появились бы на свет, например, The Black Crowes?
На протяжении большей части золотой поры Free Коссофф пользовался ’59 flametop Les Paul Standard. Все четыре участника Free были талантливы, но Коссофф на самом деле сделал свою гитару голосом Free. Уже в возрасте 18-19 лет он играл с агрессией, используя тяжелые медиаторы и тяжелые струны для достижения максимального тона, и разработал уникальное вибратто.
Иногда его игра была медленной, но в основном широкая, захватывающая и быстрая. Он продолжал учиться и совершенствовать технику, чтобы добиться желаемого звука.
Общаясь с Melody Maker в 1970-м году, Косс утверждал: “Я думаю, что моему вибратто потребовалось много времени, чтобы звучать зрело, и это заняло уйму времени, чтобы достичь той скорости, которая есть сейчас... Я буду использовать указательный палец для подстраховки безымянного пальца, когда я играю вибратто.”
Посмотрите на уникальное вибратто Косса на этой версии песни “I’ll Be Creeping.”
Кроме своей основной гитары Les Paul Косс также играл на 3-pickup black mid-50’s Les Paul Custom и на других гитарах Les Paul. Звук Free менялся. Их первый альбом 1968-го года Tons of Sobs был записан всего за одну неделю, в основном вживую. Ко второму альбому Free они стали более мягкими. Они могли позволить себе написать даже написать поп-хит, вроде “My Brother Jake”, но на всех песнях звучала выдающуюся игру Пола Коссоффа.
Его философия была проста: “Музыка должна идти от души и быть простой и прямолинейной, так что любой мог бы насладиться ею. Вот поэтому дела у нас идут хорошо”.
Беспокойная душа
Даже добившись успеха с Free, Коссофф оставался беспокойной душой. Он пытался попасть в The Rolling Stones и Jethro Tull в середине 1969-го года, но в итоге эти места заняли Мик Тейлор и Мартин Барр.
Всего после 4-х лет Free распались. Фрэйзер и Роджерс хотели исполнять более разнообразную музыку, но Кёрк и Коссоф оставались верны тяжелому блюзу. Вышедший после распада группы альбом Free Live!, возможно, запечатлел Free на пике формы.
К этому времени Коссофф был уже серьезно болен из-за регулярного употребления таблеток. Гитарист Whitesnake Берни Марсдэн в конце 90-х вспоминал: “Каждый понимал, что Косс долго не протянет, поскольку он все время принимал таблетки. Но его игра на гитаре была отменной. Это было что-то фантастическое. Его аккорды были феноменальны - его техника используется до сих пор”.
Free объединились на короткое время для записи альбома Free At Last, но в итоге каждый все равно пошел своей дорогой. Роджерс и Кёрк организовали знаменитую Bad Company, а Косс ушел записывать альбом Back Street Crawler. С тех пор он сильно забросил свои гитары Les Paul, продолжая поиски нового звука. Между тем Free записали альбом Heartbreaker , в записи которого больной Косс принимал мало участия.
В 1976-м году Пол Коссофф умер в возрасте 25 лет.
Влияние Коса
Пола Коссоффа всегда лучше всего будут помнить по игре в Free. Группа не всегда была на коне, но когда они были в форме, то лучше их никого не было. Уоррен Хейнс, Джо Бонамасса, Ангус Янг, Робин Троуэр, Пол Веллер, Пэт Трэверс и Одли Фрид признавались в любви к игре Пола Коссоффа. Гэри Россингтон из Lynyrd Skynyrd отмечал: “Пол Коссофф оказал огромное влияние. Черт побери! Да на всех, кто играл тяжелый блюз, Пол оказал огромное влияние”.
Free не были экспериментальной группой: “Наша сила заключается в нашей простоте,” - говорил 20-летний Коссофф. Но они были четырьмя великими музыкантами. Гитара, бас, барабаны, вокал. И, в частности, благодаря игре Пола Коссоффа, эта простота стала такой особенной.
Во введении к книге Heavy Load, продюссер Эл Купер пишет: “Забудьте о the Stones, забудьте о the Beatles… величайшая группа, когда либо существовавшая, это Free.”
И напоследок живая запись “All Right Now” с полным эффектом вибратто от Пола Коссоффа.
http://heavymetalrocknroll.com/translations/free-spirit-the-genius-of-paul-kossoff