«Динамо». Разруха и в головах, и в клозетах
Наступила очередная динамовская весна – пора, когда всплывают системные ошибки в управлении клубом, не разбираясь в которых быстро находят и увольняют крайнего – тренера. Который год к ряду концовка чемпионата в исполнении бело-голубых получается смазанной. Что происходит с «Динамо» и виноват ли в этом только лишь тренерский штаб во главе с Даном Петреску? Давайте разбираться!
ОТКУДА У «ДИНАМО» ДЕНЬГИ?
«Динамо» не является частным клубом, владелец которого заинтересован в успехах и в тоже время стремится к самоокупаемости клуба. «Динамо» не спонсирует госкорпорация, для главы которой клуб – давнее хобби и на достижение успехов с которым он готов тратиться и идти на любые ухищрения. «Динамо», как невеста с приданным, к которой то и дело клеятся альфонсы ради брака по расчету.
Осенью 2004-го года контрольный пакет акций клуба приобрел Алексей Федорычев. В качестве владельца клуба в одном из своих интервью Федорычев заявляет: «Я считаю, что по потенциалу, если вы будете сравнивать с «Динамо» все российские клубы, ему нет равных. Вся система «Динамо» – это золотое дно. Там миллиарды валяются под ногами. Их нужно взять и превратить «Динамо» в преуспевающий проект.»
И, действительно, у какого еще российского клуба во владении земли и объекты недвижимости в Москве, ближайшем Подмосковье и по всей России? В частности, земля на Крестовском острове (Санкт-Петербург) принадлежавшая Обществу «Динамо», которая была продана, стрельбище близ Мытищ, земли которого отданы под застройку, и далее по списку. Вот и Федорычев был готов инвестировать деньги в клуб, но только при условии получения в собственность земли в Петровском парке.
Поскольку Федорычеву сделать это не удалось, он принял решение о выходе из состава акционеров клуба. И тут на помощь москвичам приходит ВТБ, который открывает УК «Динамо» кредитную линию размере $200 млн. для выкупа акций ($100 млн.) и поддержания жизнедеятельности клуба, взамен получая 30% акций. Далее открытие базы в Новогорске, продажа Данни для решения финансовых проблем, бронза чемпионата и приход ВТБ уже в качестве главного акционера. И, естественно, банк пришел под освоение земли в Петровском парке, а успехи команды – дело вторичное.
Вполне можно выдвинуть и тезис: ВТБ выгодна постоянная ротация тренеров и состава, а также траты на приобретение высокооплачиваемых игроков предпенсионного по футбольным меркам возраста, которые в финансовом плане никогда не окупятся. Денежные вливания банком обеспечиваются активами и акциями клуба – это просто бизнес, ничего личного!
РУКОВОДСТВО КЛУБА
Руководство «Динамо» – разрозненное сборище людей, в котором каждый в первую очередь преследует личные интересы и при принятии тех или иных решений руководствуется личными мотивами. Скажите, в каком еще клубе один из руководителей (Геннадий Соловьев) может принять сторону игрока (Андрея Воронина) в конфликте с главным тренером команды (Сергеем Силкиным) и открыто его поддерживать, призывая футболиста потерпеть и не спешить с переходом? Памятен и момент, когда дни Силкина у руля «Динамо» были сочтены и председатель наблюдательного совета клуба Сергей Степашин выступал за приглашение своего друга Валерия Газзаева и резко против кандидатуры Дана Петреску. А поскольку власть имущие люди вроде Степашина не любят, когда что-то идет не по их сценарию, он решил дистанцироваться от клуба. Спустя полтора года, когда в феврале текущего года наблюдательный совет во главе со Степашиным возобновил свою работу, это стало весомым основанием полагать, что руководить командой Петреску осталось недолго.
И, о чудо, в матче с аутсайдером, с которым «Динамо» повязано на уровне руководства клубов, бело-голубые терпят сенсационное поражение, при этом, не показав абсолютно ничего во втором тайме, что для команды Петреску не характерно. Румынский специалист отправлен в отставку и кто же главный претендент на пост главного тренера – тренер «Амкара» Станислав Черчесов, которого связывают дружеские отношения с действующим спортивным директором «Динамо» Гурамом Аджоевым.
Прав был президент столичного клуба Борис Ротенберг, когда говорил о формировании дружной «динамовской семьи». Сын Ротенберга раз за разом попадает в заявку на матчи основы, один из сыновей Аджоева работает в структуре клуба, тогда как другой получает игровое время в молодежном составе, друг Гурама Захаровича Цвейба возглавил селекционный отдел и еще один друг вот-вот станет главным тренером «Динамо». Семьями дружат.
ТРЕНЕР ДЛЯ «ДИНАМО»
Руководству «Динамо» нужен тренер, который вписывается в «динамовскую семью», ту, которая в понимании президента клуба Бориса Ротенберга и его соратников из числа сотрудников клуба. На эту роль подходят такие специалисты, как Дмитрий Хохлов, Станислав Черчесов, Валерий Газзаев и Анатолий Бышовец, выбор невелик. Маститые тренеры, такие как, например, Ральф Рангник и Феликс Магат, которые стирке обгаженных «динамовской семьей» пеленок предпочтут 11 боеспособных сирот, руководству клуба вряд ли нужны. Не нужны по той причине, что специалисты такого калибра придерживаются авторитарных методов в работе и, следовательно, у них могут возникнуть вопросы типа: «Почему с командой тренируется этот седовласый мужчина? А, так это ваш спортивный директор? Наслышан. Знаете, у меня своя команда специалистов, он справится хотя бы с тем, чтобы найти дверь?» Естественно, с приглашением условного Рангника уже не пройдут и оптовые закупки в российском секонд хенде, равно как и странные сделки, которые «Динамо» проворачивало с безвестными Борисом Тащи и Моштагом Яхуби. Готово ли руководство клуба предоставить полный карт-бланш именитому тренеру? С назначением Черчесова вопрос отпадает сам собой.
ВИНОВАТ ЛИ ПЕТРЕСКУ?
На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Но, на мой взгляд, вина Петреску минимальна.
До прихода Ротенберга ситуация складывалась таким образом, что «Динамо» нуждалось в точечном усилении, в первую очередь был необходим забивной форвард и игроки на фланги защиты. На сезон стояла задача попасть в еврокубки. И, следовательно, спрашивать с Петреску можно было лишь в том случае, если бы он назвал фамилии необходимых ему игроков, их приобрели, а задача на сезон была провалена.
Но в верхах вопрос решили по-своему и благодаря тесным связям с владельцем «Анжи» Керимовым помогли ему избавиться от высокооплачиваемых игроков, когда того потребовала сложившаяся ситуация. Нужны ли все приобретенные игроки Петреску, подходят ли они под философию игры тренера – это мало кого интересовало. Как вы думаете, Петреску предпочел бы взять из «Анжи» Ласина Траоре в счет платы за переход Кокорина или вернуть Александра? Или, быть может, в напарниках Березовского он хотел видеть именно Габулова, а вовсе не Беленова? Ионова румынский специалист хотел приобрести в период безденежья, когда «Динамо» могло рассчитывать на игроков калибра Игнатовича, осталось ли это желание с появлением средств или может приоритеты сместились в сторону Озбилиза и Попова? Вот и я о том же.
Задача на сезон не провалена, к физическому состоянию игроков претензий нет, были претензии к зрелищности и содержанию игры. Но, вроде ни для кого не секрет, что атакующие действия в исполнении «Динамо» приобретают зрелищность, когда на поле в хорошей физической форме появляется Воронин. И о том, что он долго не сможет помочь команде после зимней паузы стало известно не после матча с «Рубином». И что, простите, для зрелищного футбола сделало руководство клуба, взяло в аренду Яхуби?! Был бы приобретен, допустим, Ивелин Попов, Марлос из харьковского «Металлиста» или хотя бы Чисамба Лунгу – другое дело. А если Джуджак играет топорно, но может навесить с обеих ног, а Кураньи подставить голову, то иначе они играть не будут. Откуда же тут зрелищности взяться?!
Спасибо за все, Дан! И знай, что продержаться в «Динамо» почти два сезона и выдать 14-матчевую беспроигрышную серию – высота, которая покорялась немногим и немногим еще покорится!
Привет, Саламыч! Зрелищность есть? А если не найду?!