3 мин.

Laibach — «Spectre»

 

   Мрачные словенские гении концептуального индастриала никогда не разбрасывались словами и звуком на ветер. Если уж им надо было когда-то что-то сказать – они говорили это прямо, не заморачиваясь ни с избытком подтекстов, ни с особыми сложностями в музыкальной ткани каждого своего акта искусства. Теперь они вновь радуют нас альбомом.

  Практически с первых звуков бодрого военного марша мир Нового словенского искусства вновь раскрывает перед нами свое суровое тоталитарное лицо. И в этот раз лицо показалось ближе к электронному звуку Laibach девяностых.

  Очень много сэмплов, скретчей и синтезаторного звука. Конечно, для "Laibach" это никогда не было особенной новостью, но в 90-е такого рода тоталитарная «дискотека» была особенно характерна для их творчества. И вот, пришло время к ней вернуться, ко временам, когда тоталитарным чудищем можно было назвать Nato или же марксизм, ибо не Гитлером единым живо стремление поставить всех в строй.  

  Мне сложно судить, является ли новый альбом "Laibach", "Spectre", реакцией на актуальные вызовы нашего времени. Каждый их альбом являлся таковым, потому что проблемы в мире не сильно изменились ни по сравнению со временами, когда первый их вокалист Томаж Хостник покончил с собой, устав от преследования группы еще в социалистической Югославии, ни по сравнению с триумфом альбомов Opus Dei и Let It Be (1987-1988).

   Везде и всегда ницшеанский пафос их творчества, мучительного поиска сверхчеловеческого в человеке был востребован и актуален. Страшно и представить, что бы сказали, услышав нынешних Laibach, тогдашние их цензоры. 

   Они не изменились ни на йоту. Над мрачной, чеканной электроникой Ивана Новака все так же возвышается мрачный и выразительный, один из лучших на свете, голос Милана Франса, возвещающий о закате Европы, Америки, мира и проекта «человек» вообще (помните, еще когда-то они про Христа говорили, что его миссия провалена?) и призывающий присоединиться к ним.

   Виртуальное государство NSK вновь напоминает, что победят в бою лишь «скованные одной цепью, связанные одной целью», но сковаться и связаться они должны, конечно, добровольно. Впрочем, что такое добровольность, если сами же наши словенские гении намекают мрачно, что «сопротивление бесполезно»? Все встанете в этот ряд, да еще других за собой позовете. Под какими знаменами? Не знаю, но на альбоме есть песня Koran. Намёк?  

   И все же они не только тоталитарная агитбригада, призывающая под сферические знамена «общего дела против всех на свете», фашистского или коммунистического, или капиталистического. Иногда они дают и другие советы: просто умение сказать «нет», что до сих пор ставится ими высоко. Не означает ли это, что весь их тоталитаризм – он не о желании ходить строем, а о собранности, стройности и жесткости к себе собственного человеческого духа?

   Наверное, все-таки, означает.

  

 

 

    http://rockcult.ru/review-laibach-spectre-2014/

 

      Автор:  Григорий Князев