4 мин.

Бышовец: «Спартак» прав. На сборах всегда есть место поиску»

На тренировочном сборе в Португалии тренерский штаб московского «Спартака» решил испробовать в деле игру с тремя защитниками. Об этом тактическом защитном варианте рассуждает заслуженный тренер страны Анатолий Бышовец.

- Анатолий Федорович, как вам кажется, почему Валерий Карпин пробует именно этот вариант, отказавшись, пусть даже на какое-то время от более привычной всем игры в четыре защитника?

- Думаю, что перестройка в обороне «Спартака» связана, прежде всего, непосредственно с проблемами в защитной линии. Причем это идет, прежде всего, от индивидуальных качеств каждого из футболистов, с тем, что связано с игрой на опережение, с ограничением соперника в пространстве и во времени, с индивидуальным отбором мяча. Сегодня оборона в своем современном виде представляет собой, прежде всего, четкое взаимопонимание футболистов, играющих по зонному принципу. И это взаимодействие обеспечивает главное требование – ограничение соперника в пространстве. Кроме того, при таком тактическом построении линия обороны как бы выдавливает соперника. Здесь нет вертикальной подстраховки, здесь есть парность взаимодействия. Происходит четкий контроль за зоной. И, кроме того, игра в три защитника требует постоянного и внимательного взаимодействия со средней линией. Как второй линией обороны. То есть, фактически при такой тактике существует две линии обороны. Плотность этих двух линий и создает основное условие для контригры.

- «Спартак» по ходу чемпионата испытывал очевидные проблемы в обороне. Может ли новая схема улучшить игру?

- У «Спартака», насколько можно видеть по матчам чемпионата страны, нет плотности между игроками обороны. Зато есть пространства, которые создают возможности для проникающих атак соперника. И даже в тех показательных матчах, к примеру, в выигранном с «Зенитом», показывают: количество голевых моментов у спартаковских ворот весьма велико. И это, повторюсь, при хорошей игре «Спартака». Так что только слабая реализация голевых моментов соперниками не позволяет «Спартаку» убедиться в том, что линия обороны обязана действовать более плотно, а действия защитников - носить автоматический характер. И, совершенно понятно, почему Карпин ищет переключение на игру в три защитника. Но при этом важно понимать, кто будет действовать на флангах? Это или атакующие защитники, или полузащитники, которых сегодня называют латералями.

Если это такой игрок, как Канчельскис, который был у меня в национальной сборной, то он должен обладать очень хорошими физическими кондициями. Быть очень мобильным. Играл на этой позиции и Шалимов, но слева. Если Канчельскис – это игрок атакующий, мобильный, скоростной, то Шалимов, прежде всего, действовал за счет таких индивидуальных качеств, как созидание. У него не было той активности, как у Канчельскиса, но он привносил в игру что-то свое. Кроме того, при такой расстановке в обороне очень важна позиция центрального полузащитника. Так что подобных экспериментов, какие проводит «Спартак», можно проводить много. На это и существуют сборы.

- Какую главную цель преследует тренерский штаб, переходя на эту тактическую систему?

- Количественно увеличить число играющих в центральной зоне, поскольку немало мячей забивается именно отсюда. Кроме того, при наличии более активного центрального полузащитника во многом развязываются руки и для взаимодействия игроков в середине. Тогда эту систему можно рассматривать не только как 3-5-2, но и как 5-3-2 или же 5-4-1. Трансформация происходит в зависимости от разных ситуаций. Когда я работал в «Локомотиве», то на выезде, помнится, мы попытались так сыграть в 2007-м году против «Зенита» и очень успешно это сделали, потому что питерский клуб не был готов к такой тактической схеме.

Помнится «Рубин» в прошлом году играл в три защитника против «Локомотива» в Москве, что оказалось очень неожиданным для железнодорожников, которые дали возможность гостям завершить матч сыграть вничью. Я думаю, что такие выборочные схемы действительно являются неожиданными для соперника и носят довольно конкретный характер. Прежде всего, когда ты играешь с соперником, который оказывает давление в основном через центральных нападающих. Здесь средняя зона защиты, по сути, лишает соперника пространства. Любое действие центрального нападающего непроизвольно приводит к тому, что тот оказывается под контролем центральных защитников. Тем более, что здесь всегда есть еще защитник, который может осуществить подстраховку и создать численное превосходство. Некую парность в отборе.

- Любой ли крайний защитник может переквалифицироваться в центрального?

- Нет. Ни Паршивлюк, ни Макеев, ни Дмитрий Комбаров не могут играть центральными защитниками. То есть, они будут очень ограничены в своих возможностях. В игре головой, умении вести единоборства, в разрушении. Антропометрически они продавливаются такими центральными нападающими, как, например, Н`Дойе. Короче говоря, тактических схем, в том числе в обороне, можно иметь на вооружении несколько, но надо понимать, когда, и в матчах с каким соперником их следует применять. Хотя, повторюсь, сборы как раз и существуют для творческого поиска.

Александр Владыкин