Неизвестный Воронеж
Так как Воронеж не такой уж и молодой город, то в нем достаточное количество достопримечательностей. Однако речь не о них пойдет дальше. Точнее, не только о них. Дело все в том, что есть в нашем городе один район, который все называют "Низы". Если не обращать внимания на некоторую разруху, которая присуща этому району и достаточное количество мусора, то можно поймать себя на мысли, что только что переместился во времени, настолько сильно различаются Низы и остальной город.
Это почти центр нашего города, буквально один подъем в гору и одна остановка, и вот ты уже стоишь около ЮВЖД. Однако во время своего небольшого путешествия с друзьями мы так и не смогли отыскать хотя бы один супермаркет, бизнес-центр, даже новые застройки здесь совсем редки. Есть пара высоток и они, если честно, выглядят по отношению к этой местности просто отвратительно.
В общем, если вам еще будет интересно, о типовых достопримечательностях(стадион, например) мы можем поговорить во второй части, сегодня же я вас приглашаю прогуляться по исторической части города.
Сами мы люди не из центральной части и путешествие свое начали с прекрасного маршрутного такси №58, а он нас привез на улицу Вайцеховского.
Сама улица Вайцеховского носит свое название в честь Михаила Емельяновича Вайцеховского. Почитать про него можно вот здесь. Улице более 300 лет. Сначала это была Тулинова улица, потом Вигелевская. С 1928 по 1965 годы это был Больничный переулок. Как вы поняли, все прошлые названия связаны с шикарной некогда усадьбой - Домом Вигеля. О нем чуть ниже.
Первый дом, о котором пойдет речь - это дом №9. Он сооружен в 1899 году мещанкой Е. А. Щукиной и по окончании постройки продан ею в 1900 году надворному советнику Н. А. Андрееву. В данный момент в доме, как вы, возможно, догадываетесь, находится аптека.
Гуляем дальше. Вайцеховского, дом 7.
Нет, на фотографии не я. Именно в этом доме, между тем, в 1926 году бывал Владимир Маяковский. Это бывшая усадьба воронежского врача М. Ю. Раппопорта. Вот вам цитата: "Однако возникал вопрос, куда пригласить Маяковского? Какие-то домашние обстоятельства помешали Павлу Леонидычу собрать нас у себя. Решили привезти Маяковского в большую, удобную квартиру воронежского врача М. Ю. Раппопорта, и тотчас дали туда знать об этом. Хозяйка ахнула и побежала покупать колбасу и булки для вечернего чаепития. А мы разошлись по домам, чтобы приготовиться к встрече: из груды стихов требовалось отобрать те, которые не стыдно было отдать на суд Маяковского". (В.А. Кораблинов "Азорские острова")
Улица Вайцеховского совсем небольшая, однако именно на ней находится то, ради чего, собственно, мы и начинали свое небольшое путешествие - Дом Вигеля. Кстати, говорят туда не так просто попасть, однако в тот день, что были на низах мы, калитка была открыта, такое вот везение.
Но, если честно, на этом везение закончилось. В качестве небольшого отступления сообщаю, что у одного из моих друзей начал разряжаться фотоаппарат. Да, я тоже с ним согласен, заряжать его перед тем, как делать много фотографий - это абсолютно лишнее и ненужное действие. Так что как вы можете заметить, здесь много будет не наших фотографий, так как второй фотоаппарат, к сожалению, достаточно плохо качества фотографии делает.
Отступление закончилось. Итак, Дом Вигеля. Изначально это был дом суконных фабрикантов Тулиновых. Построен в середине XVIII века. Впоследствии многократно менял своих собственников и в конечном итоге, ещё до революции, по завещанию, перешёл в собственность государства. Последним частным владельцем особняка был Филипп Николаевич Вигель. Отсюда и такое "народное" название дома. После революции усадьба использовалась для размещения медицинских и больничных учреждений, потом в ней была больница имени Пирогова, позже переименованная в честь Плеханова. После Великой отечественной войны пострадавшая усадьба была восстановлена, до 1988 года в ней располагался роддом, а затем онкологический диспансер. В настоящее время онкологическим отделением задействована лишь малая часть здания, а всё остальное, как видите, ветшает и разрушается.
\
Внутри Дома Вигеля нам удалось сделать много фотографий, однако, как я уже выше говорил, они почти все качества среднего.
Так что если вас этот дом заинтересовал, то отправляю вас сюда.
Мы же с вами уходим с Вайцеховского и отправляемся на Сакко и Ванцетти. Раньше, разумеется, улица называлась иначе, а именно Большая Девиченская. Улица проложена по генеральному плану города 1774 года. А своему первому названию обязана Покровскому Девичьему монастырю, который расположен недалеко.
Первое, что мы видим, это дом №104.
Построен в 1912-1913 годах для жены коллежского советника Н.В. Архангельской на месте двух домов, принадлежавших Н.К. Полянскому. От усадьбы, зафиксированной на плане 1907 года, почти ничего не сохранилось.
Далее мы встречаем дом №75.
Дом учителя истории и географии губернской гимназии Якова Петровича Рябоконева.
Сакко и Ванцетти, д.61
Дом дворян Самгиных, более известен как дом Аристовых по фамилии более поздних и многолетних владельцев, священнослужителей. Вот уже несколько лет его пытаются "похоронить" под сайдингом, но дальше скелета из металлопрофиля пока дело не идет.
Сакко и Ванцетти, д. 62
Перегудов, склонный к предпринимательству, в принадлежавших ему строениях открывал различные заведения - магазин, прачечную, пекарню, гостиницу, кинотеатр, которые он некоторое время сам и содержал. Краснокирпичное здание (дом №62) имело более солидный вид до утраты аттика. Сначала, в 1906 году, появилась только небольшая угловая часть здания - с магазином внутри, далее дом был расширен, и в 1910 году электротехник Б. С. Стороженко оборудовал в нём кинематограф "Гелиос". Стороженко торговал еще и велосипедами, а также первым в Воронеже стал предоставлять автомобили в прокат."Гелиос" пользовался популярностью у жителей "богатых низов". Чем выбираться в непогоду в центр, проще было отправиться на просмотр фильмов на угол Малой Смоленской и Большой Девиченской. А в качестве рекламы висела афишка "Что идет сегодня".
Ныне здание заброшено.
Сакко и Ванцетти, д. 50.
Дом на углу Девичьего рынка (он же Девичок), существовавшего здесь более двух веков. На месте рынка уже как несколько лет жилая многоэтажка, но этот домик сохранился. Скругленное двухэтажное здание, выстроенное в формах классицизма в 1 половине 19 века. На рубеже 19 и 20 веков принадлежал жене коллежского секретаря Путинцевой; в 1910 г, при новой домовладелице, мещанке Пресняковой, в первом этаже устроили бакалейный магазин.
Итак, Сакко и Ванцетти на этом все. Отправляемся дальше?
Улица Батуринская - одна из самых старых улиц в бывшем предместье Акатово. Существовала уже в первой половине XVIII века. Во время регулярной застройки города, после 1774 года, ей придали правильные очертания. В конце XVIII и первой половине XIX века она именовалась Кошкинской по фамилии домовладельцев. Это название напоминает о самой ранней истории улицы, о конце XVII столетия, когда Петр I, освобождая нужное место на берегу, приказал перенести мешавшие дворы «на новоотводные места» к Акатову монастырю. Установлено, что среди переселенцев был посадский житель Григорий Кошкин. 30 июля 1700 года он вместе с двумя другими горожанами просил разрешения на вырубку сосен, чтобы построить новое жилище в районе нынешней Батуринской. В конце XIX - начале XX столетия за улицей закрепилось наименование «Халютинская», появившееся благодаря дворянам Халютиным. Старший из них, Дмитрий Иванович (ок. 1793-1862), участвовал в Отечественной войне 1812 года и последовавших за ней заграничных походах русской армии. Через 4 года после прибытия в Воронеж Д. И. Халютин купил крупное здание на Девиченской улице (ныне д. № 80 по улице Сакко и Ванцетти, железнодорожная школа № 2); напротив которого и начиналась Халютинская улица. Нынешнее название улица получила в 1928 году. Николай Николаевич Батурин (1877-1927, настоящая фамилия Замятин) - революционер, историк коммунистического движения, журналист, один из первых редакторов газеты «Правда». Учился в Воронежской губернской гимназии. Преподавал в Воронежском СХИ.
Батуринская, д. 34.
Дом крупного воронежского архитектора конца XIX - начала XX века A.M. Баранова. Здание было построено в 1895 году и перестроено в 1906-1907 годах самим зодчим, здесь жила его семья. A.M. Баранов занимал должность городского архитектора, по его проектам построены многие жилые и общественные здания в Воронеже.
Батуринская, д. 16.
Дом М. В. Карпинской, жены известного воронежского педагога и организатора воронежского яхт-клуба С. М. Карпинского.
Перебираемся на улицу Коммунаров. Проложена в XVIII столетии, в период осуществления генерального плана города 1774 года. Продолжала застраиваться в XIX веке. Первоначально называлась Большой Смоленской по Смоленскому (Покровскому) Девичьему монастырю. После того, как монастырь перестали именовать Смоленским, постепенно вытеснялось и первое название улицы. К концу XIX века за верхней частью Большой Смоленской официально закрепилось новое имя; Жандармская гора. Нижнюю же часть улицы нарекли Мокрой.
Дом №44.
Дом сооружен в 1820-х гг. для участника Бородинской битвы капитана И.С. Мягкова (Мягкого). Позже, в 1875 г., был расширен в сторону двора и дополнен одноэтажными нежилыми кирпичными постройками со стороны нынешних улиц Сакко и Ванцетти и Коммунаров. В конце XIX-начале XX в. домом владели дворяне Трушевские. Во время войны здание подверглось разрушениям. При восстановлении было увеличено (на ширину одного окна по ул. Коммунаров и трех окон по ул. Сакко и Ванцетти) за счет надстройки второго этажа над бывшими нежилыми одноэтажными пристройками. Новые части фасадов получили такой же декор в духе классицизма, как и весь дом.
Дом №25.
Обратите внимание на уклон улицы
Заканчиваем с улицей Коммунаров и отправляемся на Освобождение Труда.
Улица Освобождения труда сейчас имеет двойное название - Введенская/Освобождения труда. В начале улицы можно посмотреть на Введенскую церковь, а в конце на знаменитый Алексеевский Акатов монастырь.
Главный храм Введенской церкви был готов к июню 1780 года и с тех пор серьезных перестроек не претерпевал. В 1905 году приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов, где проживали 555 человек, отличавшихся "зажиточностью и заботливостью" о благолепии своего приходского храма». Иных доходов, кроме «доброхотных пожертвований», приход не имел. При Введенской церкви с 1887 года существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года - первая в епархии женская приходская школа "с рукодельными классами". В середине 30-х годов Введенский храм был закрыт. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех какая-то артель промысловой кооперации. В 1943 году возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали церковь под жилье. Комнатушки появились в алтаре, в трапезной, в нефе даже освоили второй этаж, настелив деревянные перекрытия. Следующим хозяином храма стало городское ремонтно-строительное управление. Оно расположило тут свой производственный цех, склады, в колокольне ссыпали цемент. В середине 1970-х годов, вспомнив о прежней красоте Введенской церкви, решили ее восстановить и открыть археологический филиал краеведческого музея. Работы по восстановлению храма шли несколько десятилетий.
Алексеевский Акатов монастырь своим названием обязан свт. Алексию, митрополиту Московскому. В 1620 году жители отразили набег литовцев и черкес. В память об избавлении от опасности они решили построить храм в честь митрополита, в день памяти которого им была дарована победа. Вскоре желание выстроить Алексеевскии храм переросло в стремление учредить мужской монастырь. И с этого же года монастырь ведёт отсчет своей истории. По месту расположения на обрывистом правом берегу реки Воронеж (ныне водохранилище) монастырь стал именоваться Алексеевскии Акатов. Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл.
В первые послереволюционные годы Алексиевский монастырь не трогали. Летом 1931 г. монастырь был закрыт. Монахов вытолкали за ворота. Имущество постепенно было расхищено. Постепенно монастырь разрушался. В 1989 году его возвратили епархии. Сразу же там закипела работа. За два года была восстановлена 2-этажная церковь и колокольня. 4 ноября 1990 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, монастырь открылся уже как женская обитель.
Освобождения труда, д. 7 и 7б
Усадьба, в течение 1830-х годов принадлежала семье художника Ге - в стоявшем здесь деревянном доме появился на свет живописец. В середине 19 века это здание перестроили из кирпича, судя по описи 1877 года, его владельцем был священник Прозоровский. В 1900 году в той же усадьбе, что и живописец Ге, родился известный архитектор Троицкий.
Итак, наше путешествие подходит к концу. Прежде чем его окончательно завершить мы отправимся на улицу, которая нас порадовала и впечатлила больше всего. Это улица Достоевского. Спасибо за то, что уделили время
P.S.: Друзья, прежде всего еще раз прошу прощения, что много здесь не моих фото. Но это вызвано, прежде всего тем, что хотелось показать места в более красивом свете. Надеюсь, что мне это удалось.
Очень много здесь не затронуто, очень много не показано. Сами Низы - это, так сказать, уходящая натура. Почти уверен, что скоро, под очередной Deluxe, снесут еще с десяток зданий. А потому, если будете в Воронеже, то обязательно посетите эти места, пока они еще сохранились.
А мне к тому же еще очень нравится ходить именно по старым районам городов, где сохранился дух прошлых лет, где остановлено время, словно цивилизация забыла сюда заглянуть. Сама люблю фотографировать старые дома, деревянные наличники на окнах, богом забытые уголки того или иного города.
Спасибо, прочитала и с удовольствием посмотрела фотографии. Было интересно.
И да, улицей ведущей в гору ты меня совсем не удивил... )))
Второй день у меня с ним ассоциации.)