Хурманец: «Важно уважать возраст юных футболистов и их стремления»
Юрий Хурманец, под началом которого команде 2004 года рождения предстоит в это воскресенье дебютировать в первенстве Москвы, поделился воспоминаниями о детских годах в спартаковской школе, рассказал о старте тренерской карьеры, возвращении в ряды красно-белых и том, что больше всего вдохновляет его в работе.
— Почему в юные годы вы выбрали именно «Спартак»?
— За «Спартак» болели мои родители; кумиром отца был Анатолий Михайлович Ильин, под началом которого мне довелось тренироваться в спартаковской школе.
— На стадион поддерживать команду ходили?
— Смотрели и игры сборной, и матчи основной команды «Спартака». «Лужники», вмещавшие тогда 105 тысяч человек, всегда были полны. Причем ни драк, ни толчеи на стадионе не помню, все было цивильно, ведь болельщики шли на футбол как на праздник. Это было очень красивое зрелище.
— У вас в детстве были кумиры?
— Старался равняться на своих тренеров, олимпийских чемпионов. Нынешнее поколение мальчишек больше ориентируется на зарубежных игроков, что вполне объяснимо: у них есть доступ к всевозможной информации, они могут смотреть обзоры голов различных чемпионатов – выбор значительно больше.
— Что запомнилось из времени, когда играли за команду спартаковской школы?
— Выезды на зарубежные турниры. В Австрии, помню, играли. Старший тренер нашей команды Ильин был невыездной, ездили с Тищенко. Для нас подобная поездка была событием. Это сейчас ребята часто и без проблем ездят на международные соревнования. В наше же время все было гораздо сложнее: чтобы твой выезд одобрили, нужно было получить рекомендации в школе, в комсомольской организации, партийной организации школы, с этим необходимо было прийти в райком комсомола, а затем — райком партии, где сидели орденоносцы и беседовали с каждым лично. Помню, спросили, что знаю об Австрии. А что я, советский мальчишка, мог знать об Австрии? Да практически ничего.
Ширяевку помню — место, где можно было встретить болельщиков, досконально знающих историю «Спартака»; там же можно было узнать все новости из стана команды. Болельщики спартаковские меня всегда восхищали своей преданностью клубу: любят так любят!
— Как и когда вы стали детским тренером?
— Большинство моих сверстников, завершивших профессиональную футбольную карьеру, так или иначе связали свою дальнейшую жизнь с любимой игрой. Я не стал исключением. Мой дебют в качестве детского тренера состоялся в 40 лет в команде «Подшипник-МИФИ». Школа, к слову, была весьма хорошая, с дружным и довольно сильным коллективом, но она прекратила свое существование из-за проблем с финансированием. Аналогичная ситуация, что и со школой ФК «Москва».
— Где вам также довелось работать…
— Да. Там я набрал и довел до выпуска команду 1990 года рождения, после чего принялся за работу с мальчиками 2001 г. р. Проблемы у школы, в которой, по моему мнению, был сильный тренерский состав и занималось немало перспективных ребят, начались после развала основной команды: около семидесяти воспитанников перешли в другие команды.
— Когда стало ясно, что школу «Москвы» в прежнем виде сохранить не удастся, вы получили приглашение пополнить тренерский штаб спартаковской Академии. С какими чувствами приступали к новой работе?
— С радостными, конечно. Всегда приятно возвращаться туда, где сам начинал мальчишкой. Престижно работать в «Спартаке», но важнее, что это очень ответственно и очень интересно. Работа ведется системно, практически все команды участвуют в чемпионате России, имеют возможность соревноваться с сильнейшими соперниками и на международных турнирах. В Академии сегодня созданы замечательные условия: крытый манеж, огромное количество полей высокого качества, интернат для иногородних ребят. Да и коллектив тут отличный: здесь собраны профессионалы, немножко зацикленные на своей работе, знающие и любящие свое дело.
— В Академию вы пришли на тот же возраст, с которым работали в «Москве», — приняли команду 2001 года рождения. Быстро ли нашли с командой общий язык?
— Поначалу тяжело пришлось. Когда пришел в команду, в ней было 42 человека — слишком большое количество для продуктивной работы. Сразу понять, кто из себя что представляет, было сложно; около четырех месяцев ушло на то, чтобы приглядеться к мальчишкам, дать каждому шанс раскрыться. В тот период многое выслушал от родителей, которые считали, что именно их сын — самый сильный. Их понять можно, они смотрят на достоинства, а недостатков порой не замечают. Мне кажется, тогда не ошибся с мальчишками: ребята, которых оставил, своей игрой в первенстве города и на различных турнирах доказали, что они одни из сильнейших в Москве. Очень надеюсь, что те, кто в команду не пробился, продолжили заниматься в других школах, ведь если встал на этот путь, если любишь футбол, то без него никуда. Кто знает, может, им еще предстоит вернуться в стан красно-белых.
— При свойственной детскому футболу нестабильности ваша команда прошла ровно и ярко два дебютных года в первенстве. С чем, на ваш взгляд, это было связано?
— У нас просто создался стабильный коллектив, сыгранная команда, каждый футболист которой понимал, где он находится. Никогда с мальчишками не было разговора о том, что они должны выиграть первенство. Мы готовились к каждой игре планомерно. Беседовали о том, что представляет из себя будущий соперник. Да и в игре, где не все складывалось гладко, могли во втором тайме завестись и одержать победу. Не было ни одного матча, где они бы не забили: удивительная вещь! Пропускали меньше всех. Мальчишки очень неплохие, живут футболом, хотят играть. Не сомневаюсь в том, что они год от года будут прибавлять.
— Сезон 2013 года вы провели в качестве старшего тренера «Спартака»-98. В чем принципиальные отличия работы с футболистами постарше?
— В работе с командами старших возрастов акцент делается на командную игру, там хочешь не хочешь, но играешь на результат. Да и в плане вовлеченности работа со старшими предполагает не только тренировки и игры, но и заботы относительно их успеваемости в общеобразовательной школе, поведения в интернате: о каждом нужно знать все, работа серьезная.
— В этом сезоне вам вновь доверена команда, которой предстоит дебютировать в первенстве Москвы.
— Работа со «Спартаком»-2004 началась в первых числах января с участия в турнире на Кубок Игоря Колыванова; там мы заняли четвертое место. Мальчишки молодцы, очень старались в каждом матче. В ряде встреч показали содержательный футбол, особенно понравилась мне игра с киевским «Динамо»: там спартаковцы проявили себя здорово. Что касается результата, могли занять место и повыше, но не повезло чуть-чуть, особенно в полуфинальной встрече с донецким «Шахтёром». Опыт игр со столь серьезными соперниками пойдет ребятам на пользу. Теперь будем готовиться к играм первенства, наигрывать состав. Особое внимание уделим оттачиванию технических навыков мальчишек.
— С этого года младшие из участвующих в первенстве команд, будут играть в измененном формате: 6+1(вратарь) .
— Для меня этот формат игр в новинку, но хорошим подспорьем в подготовке команды к матчам «6 на 6» будут знания, полученные во время стажировки в Академии «Барселоны» в ноябре 2013 года: там команды десятилетних играют именно в таком формате.
— «Спартак» — клуб с великой историей. Знают ли о ней наши юные воспитанники?
— По опыту работы с предыдущими командами могу сказать, что ребята активно интересуются историей клуба, знают ключевые события и игроков прошлого, смотрят фильмы про «Спартак», записи старых матчей, нарезки ярких моментов, это их воодушевляет. Во многом это связано с тем, что в Академии они имеют возможность общаться с Фёдором Черенковым, Сергеем Родионовым, с работающим в тренерском штабе Владимиром Бесчастных, что на игры ребят приезжают Ринат Дасаев, Андрей Тихонов, Андрей Пятницкий.
— Спартаковская школа времен вашего детства и Академия «Спартак» сейчас имеют схожие черты?
— Конечно! Как и прежде, здесь готовят футболистов высокого уровня; как и прежде, здесь занимаются и работают одержимые футболом люди. По-прежнему от метро «Сокольники» до стадиона ходит 4-й трамвай. (Улыбается.) Кардинально изменились условия: сейчас у Академии замечательная база, дающая больше возможностей новым поколениям игроков.
— Есть ли у вас тренерское кредо?
— Уважать возраст молодых ребят и их стремления, прикладывать максимум усилий, чтобы помочь им добиться поставленных целей.
— Что самое приятное в работе детского тренера?
— Моменты, когда ребята с твоей помощью справляются с новыми, все более сложными задачами, радуются этому. Жизнь продолжается, когда виден прогресс — то, ради чего мы работаем.