Григорьич
Сегодня исполнился бы 71 год Владимиру Федотову. Человеку, чей уход объединил в общей скорби поклонников самых непримиримых команд России.
У него, верно, на роду было написано стать футболистом. С таким папой других вариантов, видимо, быть не могло. Григорий Федотов заправлял в атаке ЦДКА и до, и после Великой Отечественной. Капитанил. Наколотил больше 150 голов в составе "армейской" команды и активно приобщал к игре сына.
Уже с четырёх лет Володя был частым гостем на тренировках прославленного коллектива, было дело, даже сопровождал отца на сборах. В общем, будущее мальчика предопределилось ещё до того, как он сам это осознал. Григорий Иванович за руку привёл наследника в секцию ФШМ – и закружилось-завертелось. Мама, Валентина Ивановна, не возражала – у неё у самой три брата были футболистами, и весьма видными, мастерами спорта СССР.
При такой наследственности он просто не мог разминуться с ЦСКА. Увы, глава семейства до этого волнительного момента не дожил. Федотов-старший скончался в 41 год при загадочных обстоятельствах. По одной из версий, молодого крепкого мужчину скосила тяжёлая форма гриппа. Так Владимир ещё в отрочестве остался единственным мужчиной в семье.
Наперекор беде, он уже в 18 лет пробился в главную команду ЦСКА. По иронии судьбы, его первым педагогом на взрослом уровне стал легендарный Бесков. Будущий тесть.
Естественно, он играл в нападении. Много забивал. Дважды подряд, в середине 1960-х, ЦСКА с младшим Федотовым в авангарде атаки добывал бронзу чемпионата Союза. В первом случае для Владимира ценным довеском к командной медали стал приз лучшего снайпера сезона. Ну а настоящим звёздным часом Федотова был 1970 год.
К финишу чемпионата "армейцы" пришли вровень с земляками-динамовцами – по 45 очков. Для выявления победителя были назначены два дополнительных – сейчас их бы назвали золотыми – матча. Играли два дня подряд — 5 и 6 декабря, в Ташкенте (в Москве в ту пору пригодные для нормального футбола поля просто отсутствовали). Первое дерби на нейтральной территории завершилось "по нулям", а во втором бело-голубые умудрились уступить, ведя в счёте 3:1! Перелом в игру внёс не кто иной, как Федотов: он дважды поразил ворота Пильгуя и вдобавок заработал пенальти для своего товарища Поликарпова.
Следующий чемпионский праздник на красно-синюю улицу придёт только через 21 год. А для действующего футболиста Федотова этот трофей стал первым и последним в жизни.
Владимира Григорьевича недаром ставят в пример молодёжи как образец преданности одной команде. В родном ЦСКА он "отслужил" всю карьеру футболиста, все полтора десятка лет. Естественно, вошёл в символический клуб имени своего отца – а как иначе?! – для игроков, забивших более 100 "официальных" голов. У Федотова-младшего их набралось 105. На полсотни меньше, чем у отца, так ведь и уровень соперничества в союзной лиге неуклонно рос, забивать становилось всё сложнее.
Отчасти повторил Владимир отцовскую судьбу и на тренерской стезе. К счастью, только отчасти. Ему тоже не довелось самостоятельно возглавить дорогую сердцу команду. Оба Федотовых с интервалом в четверть века входили в её тренерский штаб, а на первые роли так и не вышли. Владимир некоторое время ассистировал знаменитому хоккейно-футбольному (тогда такое совмещение считалось в порядке вещей) наставнику Анатолию Тарасову, но, в отличие от папы, реализовал себя и в этой профессии. Сполна ли? Кто ж знает…
Его первым самостоятельным опытом стал ростовский СКА. Опытом более чем удачным. В 38 лет Федотов принял командование южными "армейцами" и сходу завоевал с ними Кубок СССР! Свой первый и последний трофей в истории СКА выиграл на глазах у 81 тысячи зрителей на трибунах центрального стадиона имени Ленина (ныне "Лужники"). Единственным он оказался и для тренера Федотова. Есть что-то символичное в том, что его Владимир Григорьевич добыл в противостоянии со "Спартаком", своей последней командой в руководящей практике.
В пресловутых "лихих 90-х" Федотов охотно поучаствовал в экзотическом проекте под названием "Асмарал". Наставлял первую частную команду Высшей лиги и самостоятельно, и в тандеме с тестем Константином Ивановичем. Федотов никогда не боялся перемены мест и трудностей. Оттого его трудовая книжка была испещрена записями: Владикавказ, "Динамо", Липецк, Саратов, Тула. Дважды срывался в длительные загранкомандировки – в Бахрейн и Болгарию, в "Левски" из Софии. Но самым интересным и плодотворным в этой второй жизни Владимира Григорьевича стал, безусловно, спартаковский период. И самым неоднозначным.
К красно-белым Федотов примкнул простым – в смысле, не главным – тренером. Занимал разные позиции в структуре клуба – технического и спортивного директора, вице-президента. Дважды возглавлял команду в качестве исполняющего обязанности: в 2003 году принял эстафету у молодого коллеги Андрея Чернышова, а в 2006-м – у латвийского специалиста Александра Старкова. В июне 2006-го Владимир Григорьевич был утверждён в должности главного тренера и, распахнув двери основы молодёжи, выиграл со своим "пионеротрядом" (Дзюба, Шишкин, Кудряшов, Ребко) серебро чемпионата. ЦСКА оказался выше "Спартака" только по дополнительным показателям.
Роковым для Федотова стал 13-й тур следующего чемпионата. После поражения от "Москвы" Владимир Григорьевич был отправлен в отставку. На людях Федотов бодрился, но, по словам близких, в душе очень тяжело переживал это увольнение. Следующее – с поста спортивного директора всё той же "Москвы" – его окончательно раздавило. Морально.
Два месяца, по словам супруги Любови Константиновны, муж ходил сам не свой, отлучённый от футбола. Замкнулся, отгородился от внешнего мира. 16 марта 2009 года он был госпитализирован в Боткинскую больницу Москвы в бессознательном состоянии, а 29-го, не выходя из комы, умер.
На похоронах болельщики ЦСКА и "Спартака" стояли рядом. Общее горе и память о светлом, порядочном человеке, пускай ненадолго, но примирили непримиримых соперников.
Имхо, назначен был один. Второй играли потому что в первом была ничья.