9 мин.

Друзья вспоминают минувшие дни и сектор, где вместе болели они…

Алексей Баррет: «О трагедии сообщили лишь в крошечной газетной заметке»

- Это было мое первое самостоятельное посещение стадиона.  До этого я мог лишь с завистью наблюдать, как по выходным в сторону Москвы направляются красно-белые электрички. И вот, как говорится, настал мой день и час. Поэтому когда мой товарищ нарыл четыре билета на  1/16 Кубка УЕФА, "Спартак" - "Хаарлем", сектор "А", меня просто распирало от волнения и предвкушения.

Не помню, ходил я в тот день в техникум или нет. Скорее всего - нет, потому что готовиться к футболу мы начали довольно рано, часа в три. Мы – это я с тем товарищем и еще две знакомые девчонки-десятиклассницы. К делу подошли основательно: купили пару бутылок портвейна «Кавказ» за 2-17, одну распили где-то во дворике, вторую взяли с собой.

Когда добрались до стадиона (не без приключений в электричке, но это отдельная история), было сумрачно и холодно. Для разогрева (в прямом смысле слова) мы в перелеске неподалеку от нынешнего магазина "Гермес" приговорилии и вторую бутылку «Кавказа». Стоим, наслаждаемся до боли знакомыми речевками, которые скандируют проходящие мимо болельщики. Затем барышни попросили меня сгонять за пакетиками с "Московской картошкой". Пока нашел, пока отстоял очередь... Возвращаюсь – моих спутников (с билетами!) нет. Зато на их месте - менты: «Ваши документы, гражданин!». Пока они изучали мой паспорт и удивлялись отсутствию билета, прошло довольно много времени. И следующий фрагмент, всплывающий в памяти: я и еще примерно пятнадцать незнакомых  ребят-безбилетников мечемся возле Лужников. Матч давно начался, уже и Гесс забил (об этом нас оповестил рев трибун), а мы все носимся, пытаясь отыскать лазейку.

В итоге мы перелезли через закрытые железные ставни одного из входов и, помыкавшись, попали на трибуну «С». Как ни странно, нас пропустили. Уффф… Настроение резко поднялось, тем более что мы вели в счете. Во время перерыва болельщики резвились, как дети, бросались снежками, смеялись – никто не сомневался, что «Спартак» победит…

Весь второй тайм "Спартак" старался закрепить преимущество, но игра неуклонно катилась к минимальной победе. Народ стал постепенно подтягиватьсяк выходу – все-таки время было довольно позднее.  Но я сидел до самого конца, даже уходить не хотелось. Вот Швецов на последних секундах забил второй гол. Всеобщая эйфория, особенно в моей душе - как-никак мой первый победный матч. Вот на табло начали транслировать повторы, затем пошел мультик «Как звери в футбол играли»… Был ли показ мультфильма запланированным или же его оперативно включили, чтобы «притормозить» поток  зрителей к выходу, - не знаю. Скажу лишь, что многие спаслись именно благодаря этому «звериному футболу»…

О том, что на стадионе произошла трагедия, я узнал не сразу. Двинулся к выходу – радостный шум и всеобщее ликование. Начали спускаться по скользкой лестнице. Вдруг раздались истошные крики: "Стойте! Там завал!". Все сразу стали орать,  и напор толпы сзади прекратился. Кто как мог стали сбегать по ступеням, стараясь не упасть... Никто ничего не понимал. Возле памятника Ленину лежало два тела, а вокруг толпа, человек сорок... Менты всех погнали на "Фрунзенскую". Шли под речевки и скандирование: "Эдгар Гесс забьет мячик в угол, и "Спартак" возьмет Суперкубок!". Ощущение ужаса накрыло нас всех потом, позже…

Домой я вернулся очень поздно. Назавтра в техникуме только и разговоров – о трагедии в Лужниках. Называли какое-то немыслимое количество жертв, но точно никто ничего не знал – пресса по-партизански молчала. Одна лишь «Вечерняя Москва» запихнула в «подвал» крошечную заметку о том, что «на Большой спортивной арене произошел несчастный случай, имеются пострадавшие»…

Еще, как говорили, менты в Москве потом долго совершали поквартирные обходы, расспрашивая жителей, не был ли кто в ту роковую среду в Лужниках. Логика у людей в погонах была простая: «Ходил в тот день на футбол? Ставим на учет». Так что я старался лишний раз не светится и не вспоминать об этом, а кому надо -  и так все знали...

С моими приятелями все было нормально. Они попали на трибуну "А". 

И да, на игре с «Хаарлемом» побывали еще двое сайтовских болельщиков – Миша Калуга-Лабас и Юра-Коммунарск. Наверное, им тоже есть что вспомнить…

Костя P&G: «При мне «Спартак» ни разу не проигрывал, приглашайте чаще»

- Меня зовут Константин, очень рад познакомиться с теми, кого не знаю, а еще больше рад снова увидеть своих друзей, по которым очень скучаю.

О себе. Болельщиком я стал в раннем возрасте. Если точнее – то сразу, как только научился ездить на папиных плечах. Я не пропускал, наверное, ни единого домашнего матча СКА (Свердловск), того самого, где божил Николай Дураков. Зима, холод, ветер - мне было всё нипочем, так я любил ходить на стадион. И моего папу можно понять – рядом со стадионом всегда работало кафе «Шайба».  А выходной день, проведенный с сыном, автоматически освобождал папу от претензий мамы по поводу «внутреннего сугрева».

Потом мы переехали в центр, «Автомобилист» переехал в Высшую лигу СССР, а я стал страстным фанатом хоккея. Папа, естественно, не отставал, и после каждого периода мы неслись в буфет за заварной пироженкой и коньяком. Но я пить не хотел и уступал свою порцию папе.

Потом я перевелся в гимназию (хехе, кто не верит, а гимназии были и в СССР) и каждое утро шлёпал пешком 4 километра мимо редакции газеты «Уральский рабочий». Там обычно собиралась толпа мужиков, которые что-то  друг другу оживленно доказывали. Так я стал знатоком всех спортивных событий из мира футбола и хоккея. Пересказы того, что было услышано около редакции, производили впечатление даже на таких зубров и знатоков, как мой учитель физкультуры Борис Иванович, Царство ему Небесное. И мне польза – все через козла прыгают, а мы с Бориваном за спорт трём: «Как там вчера «Черноморец» под Киев лёг, слыхали?» И уроку конец.

Долго пытался понять, почему начал за «Спартак» болеть. Мой сосед и друг детства, капитан сборной России Алексей Яшин, шпилил за «Динамо»; единственный футболист, которого знал лично, мой коллега по кафедре физвоспитания (позор моим сединам, забыл фамилию…), становился чемпионом СССР в составе Киева; кумир детства Кутергин ездил в турне в составе ЦСКА… В общем, единственное связующее звено, которое я нашел, - это наш «Капитан Автомобилист» Илья Бякин. Вот он точно за «Спартак» шайбу пинал. Ну, как бы то ни было, а звеном Илья оказался крайне надежным.

Так  сложилось, что все домашние матчи «Спартака» для меня выездные, а оба выездных, на которых я был, были для меня домашними (и это в двух разных городах, хехе). Всего я посетил где-то  семь домашних матчей «Спартака» и два выездных (по моей системе всё наоборот, конечно). Оба выездных окончились победами (в Казани и Екатеринбурге) красно-белых, а вот в домашних случилось 2 ничьи – с ЦСКА и «Зенитом». Согласитесь, недурственный результат – ни одного поражения в моем присутствии. Если б я почаще ездил на матчи, «Спартак» бы уже устал звездочки нашивать. (Улыбается.)

Так что, друзья, приглашайте на матчи, рассмотрю все предложения!

Бесдомный Понь: «Как я смотрел футбол в кутузке»

- В марте 2011 года «Спартак» встречался в Луже с «Аяксом». Я заблаговременно позаботился о билете, а «нулевой тайм» мы с ребятами-равнинчанами решили провести в кафе «Муму», что на Фрунзенской. Посидели душевно, поговорили, подняли несколько тостов за победу.  Ну, все как положено.

Потом наша небольшая компания в составе Деда Пихто, Лехи Баррета, Кости Траглодита, Мити Воркера и  Лехи Быстрова с Мишкой отправилась на стадион. И меня туда не пустили. Запихнули в какую-то лабораторию на колесах,  а оттуда препроводили в стационар ОВД. Там составили протокол, в котором написали полную чушь – будто бы  у меня в крови 0,8 промиле алкоголя, хотя на самом деле было 0,2.

В общем, я просидел в  отделении ровно два часа. У меня в ту пору был простой телефон с «Оперой-мини», и за ходом матча я следил по текстовой трансляции. Болеть вдали от трибун было тяжело, поэтому я периодически взбадривал себя кричалками: «Менты – козлы, «Спартак» - чемпион!». Кажется, им это не очень нравилось, поэтому сразу после финального свистка меня выпустили на свободу.

Но на этом история не закончилась. Спустя примерно полгода на меня вдруг вышли сотрудники Центрального аппарата УВД и стали интересоваться: «С кем из фанатских группировок вы связаны? Кого из их лидеров знаете лично?». Короче, заподозрили, что «нулевой тайм» в «Муму» мы организовали не просто так, а с подрывными целями.

А может, ментам мои кричалки не понравились? Как бы то ни было, «Спартак» в тот день победил. Остальное – фигня.

Миша Пельмень: «Я преодолел свое болельщицкое невезение»

- Все мои матчи были выездными, потому что в Калуге домашние игры «Спартака» не проводятся. И все поездки в Москву были охренительными, начиная с самой первой, когда Дед Пихто подарил мне футболку с надписью: «0:1-11-2008». Было много новых знакомств, много веселых посиделок в «Шарманке», все ребята просто клевые чуваки. Ну как забыть, например, Дедовы лекции о том, что я посажу, если уже не посадил, свою печень – из-за того, что люблю не водку, а колу?  Также я узнал много познавательного от него про девушек, ибо, как мне объяснял Слава, 22-23 года для девушки – это возраст, когда одной ногой уже находишься в могиле.

Короче, все было ништяк, кроме… результатов матчей. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что при мне команда перестала выигрывать. Даже у аутсайдеров. Грешным делом начал думать, что, может, я являюсь какой-то плохой приметой для «Спартака». Сижу дома – побеждаем. Еду в Москву –  теряем очки. Раз теряем, второй раз теряем, третий, четвертый, пятый…

В конце концов летом 2012-го я выбрал матч, в котором красно-белые обязаны были выиграть по определению:  с «Волгой». Должно же когда-то прерваться мое болельщицкое невезение. Если не с нижегородцами, то с кем?

Ну что, сижу с ребятами на секторе, жду голов. Болею горячо. Когда на 33-й минуте Сапогов открывает счет, мне становится лихо. В перерыве парни посматривают на меня… нет, не косо, но как-то подозрительно. Захожу с телефона на Спортс.ру – там Дед Пихто, находящийся где-то в командировке, требует: «Уведите Миху со стадиона. Пусть в подтрибунку идет или на улице гуляет». Понятно, что сказано было в шутку, никто меня прогонять из Лужи не собирался, но слухи о моей непрушности распространялись быстро, вот уже и СМСки какие-то пошли…

Во втором тайме МакГиди сравнивает счет, но этого было мало. Меня уже по-настоящему бьет нервяк: и из-за того, что забить не можем, и из-за того, что «подвожу» всех.

И все-таки футбольные боги наградили меня. На 90-й минуте Дима Комбаров забил с пенальти, плохая примета была преодолена, уррра!

Сколько я потом получил персональных поздравлений – не счесть.

Да, и пользуясь случаем, хочу сказать: ребята, я давно не приезжал в Москву, потому что очень занят, у меня теперь новая работа и вообще дел по горло, но я обязательно выберусь. Судьба должна вернуть мне долги за прежнюю непруху, так  что следующие пять  «моих» матчей  точно будут победными.

счетчик