7 мин.

Его любили миллионы…(видео)

84 года назад родился Игорь Нетто — знаменитый футболист "Спартака", капитан сборной СССР, победитель ОИ-1956 и ЧЕ-1960.

На камне, установленном на могиле Игоря Нетто на Ваганьковском кладбище, написано: "Тебя любили миллионы". Настоящий спортсмен и победитель по духу, он долгие годы был капитаном "Спартака" и сборной СССР. При этом стал лауреатом почти всех турниров, за которые боролись эти две команды (кроме одного — чемпионата мира): "Спартак" при Нетто пять раз становился чемпионом СССР и трижды выигрывал Кубок страны, а национальная команда в 1956 первенствовала на Олимпийских играх в Мельбурне, а четыре года спустя завоевала Кубок Европы.

В "Спартаке" Нетто провёл 18 сезонов – и этот показатель долгие годы остаётся клубным рекордом. В первую команду он попал в 1949 году и быстро заслужил уважение более опытных партнёров. "В "Спартаке" тогда шла смена поколений, — вспоминал другой легендарный спартаковец Алексей Парамонов. – Как раз тогда к нам и пригласили 19-летнего Игоря, который выступал до этого за команду стадиона "Юных пионеров" и практически сразу стал среди нас своим, прежде всего потому, что как никто другой подходил под спартаковский стиль. В нашей команде всегда существовал культ паса, а Нетто был тем игроком, который просто обожал такую игру, а главное — умел делать точные своевременные передачи, особенно короткие и средние. Его поставили на место левого полузащитника, вручили футболку под номером 6, и он всю свою футбольную жизнь провёл на этой позиции и под этим номером.

Я был на пять лет старше Игоря, и меня поразило, что этот молодой игрок без всяких понуканий и подсказок со стороны после каждой тренировки оставался на поле и очень упорно занимался совершенствованием. Жонглировал мячом, бил по воротам, старался повысить стартовую скорость… Такая постоянная работа помогла ему стать одним из лучших футболистов страны".

Спорт Нетто любил с самого детства. "Бегал, прыгал, играл в хоккей с шайбой и в русский хоккей, в волейбол, плавал", — рассказывал он в одном из интервью. Неудивительно, что его серьёзная спортивная биография не ограничилась одним футболом. Попробовал он себя и в хоккее – тогда эта практика была распространённой. Естественно, в "Спартаке". За хоккейную команду он провёл 22 официальных матча и отметился в них 29 очками по системе "гол+пас". Но в итоге по просьбе футбольного руководства всё-таки сосредоточился на мяче.

"Тренировал футбольный "Спартак" тогда очень известный специалист — Абрам Христофорович Дангулов, который всячески противился тому, чтобы Нетто играл ещё и в хоккей, — вспоминал всё тот же Парамонов. – Дангулов посещал хоккейные матчи и очень ревниво следил за игрой Игоря, опасаясь, что тот получит травму, которая надолго выведет его из строя. Однажды кто-то из соперников применил против Игоря очень грубый приём, и он с трудом доковылял до скамейки. И вот тогда Дангулов совершил нечто необычное. Он спустился с трибуны, встал на колени перед тренером хоккейного "Спартака" Игумновым и начал его буквально умолять: "Не губите Нетто, это ярчайший футбольный талант, а у вас его могут покалечить, и прощай тогда футбол". Игумнов внял мольбам Дангулова, и Игорь отошёл от хоккея".

Нетто в спорте был максимально требователен не только к себе, но и к партнёрам. Не случайно он стал капитаном "Спартака", а впоследствии и сборной СССР. "О его требовательности к себе и другим ходили легенды, — вспоминал ещё один известнейший спартаковец Никита Симонян. — В финале Кубка СССР 1958 года мы играли с московским "Торпедо". В один из моментов я не сумел забить, казалось бы, верный гол. В перерыве он обрушился на меня с критикой, мол, как же можно такие мячи не забивать. Я только возразил: "Ну не нарочно же я не забил". Нетто в ответ выпалил: "Не хватало ещё, чтобы ты сделал это нарочно!" В дополнительное время как раз мне удалось забить гол, и мы победили 1:0. Я говорю Нетто: "И что ты шумел, победили же мы". Он остался верен себе: "30 лишних минут мучились, а ты ещё радуешься".

"Он был твёрдым сторонником того, что каждый мяч надо разыгрывать, как мы говорим, до верного, то есть до выхода кого-либо из нападающих на идеальную позицию для удара, — рассказывал о Нетто Парамонов. – И когда кто-либо из них вдруг наносил, как казалось Нетто, неподготовленный удар, он моментально вспыхивал: "Что, захотел в газету попасть?!", — подозревая, что партнёр надеялся забить случайный гол. Вообще он был жёсткий критик на поле, никого не жалел, крыл почём зря за ошибки...".

Впоследствии Симонян стал тренером Нетто в "Спартаке". И в сезоне 1964-го года между ними произошёл серьёзный конфликт. После чемпионства в 1962-м и вице-чемпионства в 1963-м красно-белые серьёзно сдали свои позиции. Атмосфера в команде была напряжённой. И в перерыве матча с "Торпедо" Нетто нагрубил Симоняну. Дело было в следующем. Нетто, персонально отвечавший за лидера "Торпедо" Валентина Иванова, не выполнил установку. В перерыве Симонян потребовал играть с Ивановым плотнее, на что капитан в присутствии команды нецензурно оскорбил его. После этого, как рассказано в книге "Никита Симонян", из цикла "Легенда", тренер поставил вопрос ребром: или я, или Нетто. Собрание команды дружно поддержало своего наставника. Не ожидавший подобной обструкции Игорь Нетто, к его чести, и сам понял, что перегнул палку, пришёл к старому другу, повинился и со слезами на глазах попросил: "Не выгоняй меня, кто я без футбола, без "Спартака"?" Они объяснились, и инцидент был исчерпан.

Болельщицкая же память сохранила другой эпизод из карьеры Нетто, которому суждено было стать легендарным. На чемпионате мира 1962 года в матче СССР – Уругвай нападающий нашей команды Игорь Численко забил гол, после которого счёт в матче стал 2:0. Уругвайцы моментально бросились протестовать – дело в том, что мяч влетел в ворота через дырку в сетке. Но судья не пожелал слушать их доводы. Тогда Нетто, которому тоже показалось, что мяч был забит не по правилам, подбежал к Численко и спросил у него, что он думает по этому поводу. Тот признался, что гола не было, и Нетто со своей стороны объяснил это арбитру. После этого гол был отменён.

Через какое-то время уругвайцы сравняли счёт. В концовке матча нашей команде пришлось непросто, однако она не только выстояла, но и забила победный мяч – усилиями Валентина Иванова. А поступок Нетто вошёл в историю футбола как пример настоящего спортивного благородства.

Успехи Нетто на футбольном поле сопровождали проблемы в личной жизни. В 29 лет он познакомился с начинающей актрисой из Щукинского училища Ольгой Яковлевой, которая была на 11 лет младше его, и вскоре предложил ей пожениться. Против этого союза возражали многие, в том числе мать девушки, которая в итоге не пришла на свадьбу. Жизнь Нетто в браке в итоге получилась сложной и противоречивой. Многие отмечали, что футбол был Яковлевой скучен и непонятен. Не находила она радости и в домашних делах, большую часть времени, проводя на репетициях. И в конце концов стала изменять ему с режиссёром Анатолием Эфросом. "Просто убила Игоря этим, тот ужасно переживал", — вспоминал партнёр Нетто по "Спартаку" Валерий Рейнгольд. В итоге этот брак закончился разводом, который супруги не очень хотели афишировать. По словам брата Нетто Льва Александровича, на похоронах Игоря Яковлева не уронила ни слезинки.

С игровой карьерой Нетто был вынужден расстаться в 1966 году, причём не по своей воле. Расставание с футболом он переживал очень тяжело. На какое-то время его охватила серьёзная депрессия. Но потом он, как и многие закончившие игроки, решил попробовать себя в качестве тренера. Некоторое время работал за границей – на Кипре, в Иране и в Греции. Но долгими эти вояжи не получились. "Игорь жаловался, что те же греки, киприоты ленивые, не привыкли выкладываться, часто конфликтуют, капризничают. Везде он отработал по одному сезону, дольше на задерживался", — вспоминал брат Нетто Лев Александрович.

Не сложилась у него карьера и на родине. В 1970-е и 1980-е он зарабатывал на жизнь игрой в ветеранских турнирах. А в конце 1980-х его сразила страшная болезнь Альцгеймера. Она прогрессировала день ото дня: знаменитый футболист практически потерял память и часто не мог найти дорогу домой…

"Когда возили Нетто по ветеранским матчам, мучились с ним, — вспоминал Рейнгольд. – Гонорар за игру у него забирал я: "Игорь, отдам в аэропорту". — "Да-да". Через 10 минут подходит: где мои деньги? Я с ним в номере жил. Говорю: "На афише твоя фамилия. Выйдешь на поле на две минуты и заменишься под аплодисменты". Нам имена требовались, чтоб народ приходил. Так его с поля не выгонишь, отказывается: "Я не уйду". Хотя падает и спотыкается"…

В последние годы жизни настоящим домом для Нетто стала квартира его брата Льва Александровича – человека тяжёлой судьбы, который прошёл войну, плен и лагеря. Он и его супруга Лариса поддерживали Игоря Александровича в болезни. Умер Игорь Нетто 30 марта 1999 года…

Источник