7 мин.

Зачем Дед Пихто извалял «Спартак» в грязи?

Помнится, когда в 2006 году состоялась премьера сериала «Парижане»,  в одной из газет появился броский заголовок: «Создатели фильма изваляли «Спартак» в грязи». Пикантности этому обстоятельству добавлял тот факт, что картина снималась по сценарию Вячеслава Рогожкина – горячего спартаковца, которого все мы знаем под ником Дед Пихто.

- Слав, сознавайся, это ты извалял «Спартак» в грязи?

- Сознаюсь, было такое. Действие фильма происходило в российском селе под названием Париж. И там местный руководитель поспорил с главным тренером «Спартака», что их футбольная команда легко обыграет красно-белых футболистов из Москвы. Правда, председатель села забыл предупредить, что речь идет о… болотном футболе.

- В сериале снимались настоящие спартаковцы. Сложно  было вызвать их на съемки?

- Нет. Мы обратились в пресс-службу «Спартака», и Владимир Шевченко, который в ту пору был ее шефом, откликнулся легко и сразу. Да и не только он – все помогали. Но  отправить на съемки в Тулиновку футболистов основного состава тренер Старков не решился –  команду ждали серьезные матчи. Поэтому актерами стали те игроки,  которые  восстанавливались после травм. Так что в Тамбовскую область, где будто бы находился российский Париж, отправились Аленичев, Ребко, Бояринцев, Калиниченко и Зуев.

- Им дали заранее прочитать  сценарий? Они знали, что их ждет?

- Нет, для них это стало сюрпризом. Вот в Тулиновку въехал фирменный автобус с эмблемой «Спартака», футболисты, облаченные в чистую, свежую форму, вышли на стадион – и прифигели: оказывается, газон «по-парижски» - это сплошное месиво, жижа и грязь по колено. Аленичев был изумлен: «Нас, конечно, предупредили, что поле будет немного необычное, но чтоб настолько!..»

Между прочим, чтоб создать такую поляну, нам пришлось сильно потрудиться: были задействованы аж тридцать «КамАЗов», они  один за другим подвозили тонны чернозема, который мы поливали водой. Ну, это же болотный футбол, что ты хочешь.

Однако никто из игроков не барагозил – парни просто восприняли съемки как интересное приключение. И позже в разных интервью признавались, что главным событием года для них стало участие в «Парижанах».

-  Меркантильный вопрос: сколько им заплатили?

- Нисколько. Вопрос о гонорарах даже не ставился. Что касается массовки на стадионе, то наряду с профессионалами, получавшими за свой труд деньги, у нас было много бескорыстных помощников. Накануне ведущие «Русского радио» дали в эфире  объявление, что в Тулиновке будут проходить съемки с участием спартаковцев. О, в Тамбове это вызвало настоящий ажиотаж! В назначенный день из областного центра прибыли автобусы с  красно-белыми фанатами. Плюс к тому десятки любителей футбола  добирались своим ходом. Так что имитировать болельщицкие эмоции им не пришлось – азарт был реальным, искренним. К тому же многим повезло: после съемок  футболисты раздарили все комплекты своей формы людям из массовки, полтора часа раздавали автографы, фотографировались со всеми желающими.

Единственным человеком, который чувствовал себя чужим на этом празднике жизни, оказался наш пиротехник. Он был поклонником ЦСКА и во время съемок испытывал настоящие муки. Помню, он очень боялся попасть в кадр, закрывался от камер и вообще  всю дорогу тихарился где-то  на обочине.

А когда фанаты скандировали «Как звездочка в небе, как в море маяк, - в российском футболе московский «Спартак», на его лице читались подлинные страдания (смеется).

-  Там был забавный эпизод:  селяне, пытаясь посеять панику в душах спартаковцев, сообщают их тренеру, что у них есть даже легионер – мужик из соседней деревни, настоящая звезда…

-  Они правы: Геннадий Логофет, сыгравший роль легионера, действительно был звездой нашего футбола. Но – без всяких там звездных заскоков. Нам он запомнился как необычайно легкий, открытый, жизнелюбивый человек. На тот момент Геннадию Олеговичу было уже за шестьдесят, но находился в очень приличной форме. И был, по-моему,  рад, что ему довелось вновь выйти на поле и сыграть за «Спартак», пусть и парижский.

- Насколько я знаю, часть съемок проходила в Тарасовке.

- Ага, туда мы переместились  пару месяцев спустя, после возвращения из Тамбовской области. Вся съемочная группа понимала, что это спартаковская святыня. Именно там осознаешь, что "Спартак" -  больше, чем клуб. Для тех, кто никогда не был на базе Великого и Могучего, провели экскурсию. Тогда в Тарасовке все было скромно. Экскурсии проводили Калина и Бояра, оба балагуры и с отличным чувством юмора.

- Футболисты к тому времени уже не тушевались перед кинокамерами?

- Если что их в тот момент и волновало, так это предстоящий матч с «Локомотивом», они не раз о нем  упоминали. Да, и еще  Аленичев немного  напрягся, когда парикмахер предложил ему подравнять волосы. «Зачем? Если я внепланово подстригусь, у жены могут возникнуть лишние вопросы». – «Поймите, в прошлый раз у вас волосы были чуть короче, в кадре это заметно».

Пока Диму подстригали, он весело  рассказывал, что как раз накануне они с женой рассматривали фотографии, сделанные в Тулиновке: «Она без конца шутила, дескать, тебя, победителя Лиги Чемпионов, изваляли в грязи, ай-я-яй…»

Знал бы Дима, что в новых сценах ему предстоит выполнять работу новичков - носить мячи в автобус. Но ничего, он и с этим эпизодом отлично справился. Кажется, потребовалось всего два дубля.

-  У тебя в каждом фильме присутствует «Спартак»?

- Да, в каждую картину, если это не противоречит сценарию, я включаю моменты, связанные с нашей командой. Это принципиально. Скажем, в сериале «Городские шпионы» главный герой едет после работы на матч «Спартак» - «Зенит».

Или взять «Большую нефть». Там герой Игоря Ливанова произносит страстный монолог о «Спартаке». Парадокс заключается в том, что по жизни Ливанов – болельщик киевского «Динамо», так что ему, конечно, пришлось наступить на горло собственной песне. Но Игорь отработал сцену вполне убедительно – профессионал, ничего не скажешь.

Другое дело, что не всегда «спартаковские эпизоды», даже если они уже отсняты, попадают в итоговый вариант фильм.

- Цензура?!

- Не-не, боже упаси. Просто порой возникают проблемы, связанные с метражом, другие чисто технические нюансы. Такое в кино случается…

- Изрядную часть жизни ты проводишь в киноэкспедициях. Там есть с кем поговорить о футболе?

- Поговорить – есть с кем, а посмотреть – зачастую негде. Правда, я стараюсь составлять свой производственный календарь так, чтобы прилетать в Москву на ключевые матчи «Спартака».  Иногда это выглядит так: прилетел – сходил на стадион – и сразу  в аэропорт.

Бывает, что приехать ну никак не получается. Как-то, помню,  дерби с армейцами "читал" в таманской степи. Счёт 0-0, до конца 10 минут, я на нервах. Отрубается телефон, отрубается модем в нетбуке. Я бегал по огромному полю, чтобы поймать сигнал. Про гол Ари узнал через полчаса.

 Об этих эмоциональных испытаниях можно целую книгу написать - что чувствует болельщик во время матча своей команды, когда он находится где-нибудь в чистом поле и пребывает в полном неведении. Но вообще в киногруппе все знают, что на моем компьютере всегда открыты страницы Спортс.ру и ВВ.

- Наш сайт – это часть твоей жизни?

- Важнейшая ее часть. Виртуальные друзья давно стали реальными, мы вместе ходим на футбол, плотно общается, нам действительно интересно вместе. Я уже говорил, что условия для съемок порой бывают экстремальными. Так вот, неизвестно, как бы я выдерживал эту оторванность от цивилизации, если бы не СМС-трансляции, которые для меня ведут во время матчей Андрей Николаич, Леха Баррет, другие люди.

- Я вот изучила таблицу за 2005 год и обнаружила, что после съемок в Тулиновке спартаковцы выдали хорошую серию: 6 побед в восьми матчах. Может, закрепить эту примету и почаще приглашать игроков в твои фильмы?

- А знаешь, хорошая идея.

 

Фото - из архива Деда Пихто

Видео с фрагментами из фильма "Парижане" подготовил Андрей Astelth

счетчик
stadium