Агрегатные состояния. Отличия в игре Маты и Оскара
Такие талантливые, такие разные
Оскар и Мата представляют как будто лёд и воду. Играя на одной позиции, атакующего полузащитника, эти двое являют ощутимую разность стилей. Здесь различается многое - и дриблинг, и характер, и отношение к игре.
Вы найдёте мало человек, которые заботятся о команде в той высокой степени, что и Мата. Вы найдёте мало человек, что столь же многогранны, как Оскар.
Испанец и бразилец заставляют себя сравнивать потому, что играют одинаково хорошо и являются конкурентами. Мата острее, Оскар задирист. Кого выбрать - до сих пор дилемма для Жозе Моуринью, кто бы что ни говорил.
Начнём с того, что Оскар на данный момент играет на 30% больше матчей. Обосновать это можно как тренерский выбор, о котором мы ещё поговорим. В целом по силе оба игрока идентичны, но Оскар больше подходит для контратакующей модели.
Взглянем на статистику в АПЛ по состоянию на 09.12.2013
Забавные перевесы, характеризующие обоих игроков максимально чётко. Оскар терроризирует оборону лично, Мата подносит снаряды. Различие удивительно велико - это два человека, которые на поле занимаются абсолютно разными вещами. Мата наносит удар через 161 минуту, Оскар - каждые 39. Мата делает обостряющий пас каждые 29 минут, Оскар - каждые 57.
Треквартиста
Вообще именно в Италии, наверное, впервые оформилось на словах определние "десятки". Это игрок созидательного плана между форвардом и центральными полузащитниками, причём номер на спине значения не имел.
Давайте подробнее. "Треквартиста" - это позиция на поле, не роль. Существует так называемая зона трекварти, располагаясь в которой, игрок называется "треквартистой", вне зависимости от роли, которую он исполняет. А вот "фантазиста" - это роль, без привязки к конкретной позиции.
"Фантазиста" часто освобождён от черновой работы, тогда как игроки иного плана в трекварте выполняют большой объём работы на многих фронтах.
В этих примудростях подробнее разобрался и Жозе Моуринью, поработав в Италии с Интером.
Но такие определния на самом деле мало относятся к Мате и Оскару. Эти двое скорее отступления от данных типажей, сильно отличаемые в реалиях АПЛ.
Пример с Италией демонстрирует нам то, как могут различаться десятки, то, что типажей может быть несколько, а не один, как кто-то может думать.
Говорить, что кто-то сильнее, невозможно. Но если хочется - то это Оскар, в силу своих 22-х лет против 25-ти испанца. Впрочем, чтобы утверждать, ещё нужно время, и возраст учитывать не стоит.
Шантажист и режиссёр
Выбор для Челси - вопрос тактики. Та или иная десятка может принести пользу в различных ситуациях.
Можно выстроить идеальное видение команды португальским тренером. Замечательная центральная зона, Оскар, работающий по всему фронту атаки, создают множество моментов с численным довеском относительно раскрытого соперника. Скоростной переход в атаку не предполагает долгого ожидания форварда. Забить способен любой, тот, кто ближе всех находится к бреши в обороне. Именно Оскар здесь - шантажист и дирижёр, человек, на плечах которого находится атакующая игра команды.
Проблема Оскара
При таком игроке, как бразилец, необходим форвард с реалицией киллера, так как количество моментов, предоставляемых Оскаром и Азаром, невелико, и не все они очень вкусны. Однако, есть и плюс - в играх с Оскаром в центре Челси пропустил 4 гола в 8 матчах.
Но сейчас Челси не хватает реализации. Оскар, оторвавший мяч, встречает либо нестабильного Азара, либо неадаптированных Виллиана и Шюррле, либо форварда, которому тяжело забить.
В АПЛ забито 30 голов. Форварды Челси забили 4. Реализация форвардов - это гол за каждые 6,7 удара. Фернандо Торрес - 9 ударов на гол. У Агуэро этот показатель - 3,5. У Руни - 4,5 при 7 голевых. У Лукаку - 3,25.
Тактика с Оскаром слишком сильно опережает своё время.
Ромелу Лукаку отлично сгодится для того, чтобы играть с Оскаром. Ему не требуется много моментов, чтобы забить, и сам он в Эвертоне часто освобождает зоны для партнёров. Решение же о его аренде - тема совершенно отдельная.
Проблема Маты
Когда травмировался Дос Сантос, Жозе Моуринью пришлось играть с десяткой Матой. Изменился не просто тип игрока, но трансформировалась идеология. Команда больше не смогла удерживать соперника на его половине поля со своей опорной зоной, хотя получила в распоряжение множество подач, на которые выгодно прийти каждому защитнику и форварду. Спорная трансформация, которая произошла слишком внезапно, и центральную зону Челси, которая должна поддерживать оборонцев, с ухмылкой обсуждают эксперты ведущих пресс-изданий.
При участии Маты в атаке, Челси пропустил 7 голов за 3 матча. Такая же проблема в Ливерпуле - Суарес в атаке неизменно приводит как к голам в ворота соперников, так и в ворота Ливерпуля. Без Суареса с хорошо обороняющимся Старриджем красные пропустили 4 гола, с Суаресом - 14, и это за 9 матчей c каждым из вариантов.
Полузащитники или форварды, как Оскар, берут на себя большую долю черновой работы на половине поля соперника. Сделав 7 отборов в матче с Вест Хэмом, Оскар уничтожил множество возможностей для развития атак, постоянное оказывая давление на связь между обороной и полузащитой. Когда играет Мата, черновая работа полностью ложится на плечи центральных хавбеков.
Игра лондонцев на данный момент зависит от пары человек. Если десятка и Рамирес показывают топовую игру, синие смотрятся презентабельно. А в зависимости от десятки уже меняется стиль атаки.
Итог
В Челси слишком нестабильная и/или ослабевшая опорная зона для использования Хуана Маты, и слишком плохая/сырая реализация для бенефисов Оскара. Сами же десятки всегда в полном порядке. Использование этих игроков вместе в схеме 4-2-3-1 подрывает способности либо одного, либо второго. А выбор в таком случае зависит от предпочтений тренера.
Сам тренер, кстати (по мнению автора), нуждается в поддержке руководства и времени. Новое лицо у кромки поля скорее всего способно только рассеять весь потенциал, зато зимнее трансферное окно способно вернуть Моуринью некоторые позиции.
Итак, Мата и Оскар. Отжившиеся звенья одной цепи "Матазаскара". Вынужденные играть по отдельности, они нашли множество препятствий к тому, чтобы в одиночку режиссировать игру. И только время рассудит, кто из них поведёт Челси. Десятки, разные и похожие, как лёд и вода.
Подписывайтесь на блог, ставьте лайк, и слушайте Bob Crosby
Предыдущий материал - «Сток Сити» 3-2 «Челси». Экшн ради выживания
нет Оскара - получай авоську мячей в ворота Чеха.
я тут обычно пишу под ником ilby, но меня забанили за критику беговича, я всегда рад игре Оскара. нередко приходится объяснять af02 в его блоге автору и комментаторам, почему Оскар - прелесть. неужели и этот материал не откроет "критикам" глаза "кто есть кто"?
спасибо, OOOKay, за статью.
WTF ?! Чтобы такое утверждать, надо быть не в курсе следующих фактов:
1. когда ещё (это было с 23 января 2002 по конец мая 2004 г.) Моуриньо тренировал Порту,
то организация игры в средней линии (коль скоро уж речь выше у Автора шла про
треквартисти и прочая фантазисти.ога) была такой:
а) когда Порту завоевал Кубок УЕФА, то поначалу средняя линия Порту Моуриньо играла
т.н. "ромб" (diamond), в основании которого был отменный опорный хав Коштинья (помните хоть
такого ?), которому чаще всего помогали Манише и Аленичев, а ближе к атаке действовал
Деку. Иными словами, Мауру не надо было ездить в Италию, чтобы научиться играть с т.н.
"треквартисти", имея Коштиньо в составе
б) в следующем сезоне (когда Порту завоевал ЛЧ), схема им была видоизменена: Деку играл т.н.
"под нападающими", кторого можно условно назвать "фантазиста"
2. когда в Челси пришёл Моуриньо, то столкнулся с тем, что при Раньери Синие уже играли в ярко
выраженный "ромб", хотя Челси Моуриньо чаще всего вспоминают по схеме 4-3-3, однако не все
помнят, что португез впервые использовал 4:3:3 только в седьмом (!!!!) туре в матче с Миддлсбро.
Так вот, в этой схеме ключевой связкой была связка опорника Клода Макелеле с Лампардом, пока
пока не появился Эссьен. То есть, и с функцией треквартисты (на этот раз в Англии) Маур был
знаком ДО поездки в Интер. Я не говорю уже о поисках позиции на поле для Джо Коула.
Таким образом, и в Порту и в Челси великий Тренер "юзал" (и как использовал!) и треквартисти и
фантазиста.
при таких обстоятельствах, утверждение "...Об этих премудростях узнал и Жозе Моуринью, поработав в Италии с Интером." (с) НЕ соответствует действительности
Не такого понятия, как "шантажер" - есть шантажист.
И никто не пишет " Вы найдёте мало человек, которые заботятся о команде, как Мата" - просто бред пьяного зайца, пардон.
Ваша квалификация вообще нулевая и как аналитика и как просто любителя.
Тоска берет от таких рассуждений.
Вы бы Логинова, что ли почитали, прежде чем козырять треквартистой и прочим.
Если убрать всю воду, то банально получится, что и Оскар, и Мата и вообще вся ПЗ тянет одеяло на себя.
Вчера Рамирес загубил два, по-меньшей мере момента - вернейших - и тоже все хотел решить сам.Никакой киллер не спасет команду, где на напа не играют.
Хреново у Челси в ЦЕНТРЕ, а не в нападении.
Ещё хреновей в обороне.
Не может сеу выстроить игру уже полгода - сам не знает, чего хочет.
П.с.Текст проверять надо, прежде чем публиковать.
Давно писал, и не устаю повторять, что для меня лучше старой, доброй, олд скульной я бы сказал схемы 4-4-2 нет...в п/з с двумя волнорезами на флангах, и двумя ц/п из разряда пленных не брать, и в напе два веселых гуся один серый другой белый (никакого расизма) )))), в смысле один таран, другой юркий бегунок...что то типо Хассельбайнк - Дзола...
Единственное замечание - некорректное сравнение треквартисты и фантазисты. Все же, это кардинально отличающиеся друг от друга понятия. Треквартиста - это позиция на поле, а не роль. Существует так называемая зона трекварти, располагаясь в которой, игрок называется треквартистой, вне зависимости от роли, которую он исполняет. А вот фантазиста - это уже роль, без привязки к конкретной позиции