Хит-парад «Амстердам-Арены». Что поют победители «Барселоны»
Лучшую песню про голландскую столицу три года назад придумала группа "Крематорий". Аккорды незатейливы, слова просты. "А ну и что с того, что вчера я прилетел из Амстердама. Не курил отравы там я. И грибов не ел ни грамма. Я бы выпил чашу с ядом, я бы съел гиппопотама — лишь бы мне не видеть больше улиц красных Амстердама". Ничего особенного, но попробуйте сказать лучше: "Этот город — как подорванный склад".
Последний Вавилон
И на площадь вышли люди,
Фонари наверху снова зажглись.
Прекрасней судьбы не будет,
Чем прожить здесь свою жизнь
Вим Соннефелд. На каналах Амстердама ("Aan de Amsterdamse grachten")
Если кто-то внушает вам, что Амстердам — лучшее место на планете, можете смело считать собеседника умалишенным. Есть уйма городов, более приспособленных для существования. Для чего приспособлен Амстердам, толком не понятно. Даже прожечь жизнь с комфортом здесь не получится. Последний из действующих земных вавилонов творит свои столпы круглосуточно, без перерыва на обед и сон. Тем и берет. Все хотят убедиться, что он существует.
Поэтому каждый день центральный вокзал Амстердама выплевывает на улицу Дамрак все новых и новых чужестранцев, готовых платить за то, чтобы стать частью хаоса. Раньше по мостовым стучали подковы, теперь — колесики чемоданов. Все, зачем они сюда едут, Амстердам начинает тыкать им в лицо прямо здесь, на Дамраке. Оранжевые майки, сабо, тюльпаны, разлапистые листья конопли и изображения голых красавиц и фаллосов на всем, что угодно. Географически самый близкий к вокзалу — музей секса. Три этажа, набитых порнографией во всех ее проявлениях со всего мира. Видно, что собирали долго и кропотливо. Интересно, где они взяли ржущую задницу? Она висит на лестничной клетке, и когда мимо нее проходит посетитель, резко хлопает обнаружившимися глазами и жеманно хохочет. Многие пугаются.
Музей секса ведет острое соперничество с музеем эротики — примерно таким же заведением, расположенным чуть поодаль, в квартале красных фонарей. Принципиальная разница между ними составляет три евро — эротическое “краеведение” дороже. И закрывается в час ночи — на полтора часа позже, чем сексуальное. Если пройти оба подряд, начинает подташнивать.
Рядом с эротикой — музей конопли. Как ни странно, экспозиция очень серьезная. Ее цель — доказать, что именно это растение позволило человечеству существовать, изобретать, путешествовать и чуть ли не в космос летать. Так что те, кто мечтал увидеть здесь исключительно длинный ряд бурбуляторов, расширят свое представление о промышленном использовании конопли. Но и они вряд ли будут разочарованы. В углу рядом с выходом сидит схимнического вида товарищ с бородой во всем черном, готовящий смеси. Торг уместен.
Как мило на всем этом порно-травокурном фоне выглядят девственные песни 50-х о славном послевоенном городе Амстердаме, жить в котором — настоящее удовольствие в силу коллективного разума и просветленности населенного пункта! Вим Соннефелд, если бы дожил до наших дней, наверняка спел бы что-нибудь другое.
Но ту эстетику уже давно сдали в музей. Она там сразу за Рембрандтом, ван Гогом и Анной Франк — немалыми голландцами, которыми в Амстердам уже не заманить. От стереотипного восприятия города они теперь примерно так же далеки, как “Амстердам-Арена” от Дамрака. “Аяксом” в столицу Нидерландов сейчас тоже заманишь далеко не каждого. Тотальный футбол уступил место чему-то другому. Пусть и не менее тотальному.
Кровь, пот и слезы
Я ошибался, и я был прав.
И теперь я сквозь слезы смеюсь.
Скольких друзей растерял, так и не узнав,
Я испробовал на вкус жизнь свою.
Андре Хазес. "Bloed, zweet en tranen" ("Кровь, пот и слезы")
Вечерний матч “Аякса” — для Амстердама событие невеликое. Кучкующиеся в районе центрального вокзала орущие молодые люди в бело-красно-белых майках и шарфах из обычного городского антуража нисколько не выбиваются. Кучкуются и орут здесь каждый вечер. Повод находится и без футбола. В полночь маленькие улицы в привокзальных районах кишат, как муравьиные тропы. Здесь больше всего баров, курительных и интимно-услужливых заведений. На них голоса, звон битой тары, песни, вопли и полицейские сирены звучат полночи. Поселитесь в гостинице на Вармусстрат — и никакие стеклопакеты не помогут. Вы услышите все.
Кстати, если вы ростом выше 190 сантиметров или клаустрофоб, нипочем не селитесь в отелях, оборудованных в узких приканальных домиках. Снаружи они миленькие, но внутри развернуться решительно негде. Скорее всего, вы там нигде не поместитесь и умрете.
День матча — это лишние проблемы для полиции. У нее в Амстердаме и так забот хватает. Местного “корпшефа” Бернарда Велтена показывают по телевизору не реже, чем премьер-министра Рютте. Благо главный “милиционер” столицы постоянно попадает в какие-то истории. То журналисты раскопают, что его годовая зарплата больше установленного для госслужащих максимума. То Велтен заявит, что откажется отдавать приказ об аресте всех мусульманок, носящих хиджабы, даже если парламент примет соответствующий закон. Мол, если полиция начнет еще и этим заниматься, то на все остальное у нее не хватит времени. А дел у правоохранителей и так хватает.
Матчи “Аякса” — это всегда повышенный риск. Фанаты амстердамцев, всех ненавидящие и всеми ненавидимые, в любое время готовы побузить по-взрослому. Поэтому в окрестностях вокзала полицейских в ядовито-желтых куртках в дни поединков больше, чем обычно. Даже если ожидается полуфинал Кубка со втородивизионным клубов, за который приедут болеть двадцать человек. Силовики знают, что больше 30 тысяч на 51-тысячной “Арене” на такой игре не соберется. Четверть секторов стадиона даже не откроют.
И тем не менее выставляются усиленные наряды на железнодорожных станциях и в метро. Это — два самых удобных способа доезда до “Арены”. Поезд идет быстрее, но только пару раз в час. Метро — медленнее, но чаще.
Кубок Голландии особой популярностью у амстердамцев не пользуется даже на последней предфинальной стадии. В этом турнире не действуют сезонные абонементы: приходится покупать билеты. Самые дорогие — по 25 евро. Популярный (и якобы удобный) способ — покупка онлайн, на официальном сайте “Аякса”. Удобство состоит в том, что можно еще дома выбрать все, вплоть до места. Однако интернет-покупка без немедленной распечатки может сыграть с непривыкшим злую шутку. Ведь при отсутствии дома принтера билет мало купить. Его нужно еще и получить в специальных кассах. Открыто с десяток окошек. У каждого окошка — свой алфавитный интервал. И здесь уж что у кого на роду написано. Если вы, например, Алдервейрелд или Зееув, то, считайте, повезло. Ваша очередь невелика. А вот если вам выпало родиться Фертонгеном, приезжайте хотя бы за часик. На V начинаются фамилии едва ли не четверти посетителей “Арены”.
Самая короткая очередь — в кассы без предварительной заявки. Там больше трех человек нет ни у одного окошка. Причем взять можно даже на относительный центр. Но приезжать все равно лучше заранее. Нужно еще пройти контроль (здесь самая длинная очередь) и попутешествовать по “Трансфериуму” — системе переходов и эскалаторов.
Обыск у непролазного турникета во весь рост выборочный. Если вы понравитесь контролерам, лапать вас не будут. Если нет — не серчайте. У них такая работа. Ваша главная задача — успеть на свое место прежде, чем стадион запоет “Кровь, пот и слезы” Андре Хазеса — обязательный ритуал перед каждым матчем “Аякса”.
Хазес (между прочим, при жизни большой фанат “Аякса”) — это что-то вроде голландского Шуфутинского. Работал он в жанре “levenslied”. То есть “песни за жизнь”. Обычно это рифмованные рассуждения крайне простого человека о смысле всего сущего. Критики относятся к нему так же, как у нас к шансону. А народ любит. По особым случаям “Кровь, пот и слезы” исполняет какая-нибудь звезда живьем. В остальных включают фонограмму. Но допевает “Арена” уже сама. Когда песня заканчивается, это означает, что футбол совсем близко. Команды уже выходят.
Три маленькие птички
Не волнуйся ни о чем,
Потому даже малейший пустяк
Будет в порядке.
Боб Марли. "Three little birds" ("Три маленькие птички")
Почему-то в постоянный репертуар “Арены” нечасто попадают песни, специально для этого написанные. Об “Аяксе” каждый год кто-то сочиняет новое произведение. Но трибуны поют не их, а совершенно другие. Аяксовские по духу, а не по внешней оболочке. Видимо, потому, что петь хочется просто хорошую песню. Не обязательно про спорт.
Наши гимносочинители могут взять это наблюдение на заметку. В последнее время записать клубную песню для многих белорусских команд стало делом чести. В этом сезоне собственными “clubliedjes” выстрелили, например, хоккейное и гандбольное “Динамо”. Однако авторы их (то ли сами, то ли с подачи заказчиков) непременно постарались всадить в текст как можно больше общих мест о том, как команда забьет и всех порвет. Нужно ли это вообще? Может, лучше ставить целью написать просто хорошую песню? И не беда, если она будет не совсем про спорт. Ведь в “You"ll never walk alone” нет ни слова ни про “Ливерпуль”-команду, ни про Ливерпуль-город, ни про футбол вообще.
У “Аякса”, конечно, тоже есть официальный гимн. Дивный марш, писанный еще в 1918-м, после первого чемпионства клуба. Но он настолько длинный, что на выход команд играют один небольшой кусочек. И трибуны исполняют его с гораздо меньшим надрывом, чем “Кровь, пот и слезы”. Хотя наизусть куплет помнят все. Нет нужды даже напоминать его в бесплатной программке.
Песня для аяксовского перерыва — регги-заклинание “Три маленькие птички” от Боба Марли. Никакой привязки к “Аяксу” в ней тоже нет. Фанаты стихийно выбрали растаманский мотив для того, чтобы внушить себе и команде: даже после самого неудачного первого тайма все будет хорошо.
По легенде песню завезли из Кардиффа. В 2008-м во время предсезонного турне "Аякса" по Англии перед поединком с "Кардифф Сити" стадионный ди-джей завел песню Марли. Гостям так понравилось, что они стали петь ее на "Арене".
В особых случаях и “Птичек” исполняют живьем. “Ваалвейк” для этого, конечно, не годится. А вот шедший следом в календаре АЗ — вполне. На матче с алкмаарцами хит Марли может спеть какая-нибудь молодая группа.
Кстати, в октябре-2013 песня исчезла из ротации на "Арене" на три матча — с "Миланом" в Лиге чемпионов и чемпионатных сшибках с "Гоу Эхед Иглз" и "Утрехтом". Фанаты забили тревогу, но их заверили: птички обязательно вернутся.
Громче и лучше всех на арене поют, как и положено, радикалы — “F-side” и “Vak-410”. Туда просто так не сядешь. Нужно иметь стаж, выслугу и смелость. Зато рядом с “Vak-410” посидеть можно. На второй ярус противоположной трибуны билеты продаются свободно. Сидеть там весело, но немного страшновато. Когда становится ясно, что победа от “Аякса” никуда не денется, они начинают петь и прыгать с такой силой, что весь ярус ходит ходуном и, кажется, вот-вот треснет посередине. Как он держится уже 15 лет при таких еженедельных испытаниях, непонятно.
Разумеется, приезжих болельщиков толком почти никогда не слышно. Может, это и к лучшему. Полиция и организаторы матча делают все, чтобы гости не то что не пересекались, но даже не попадали на глаза “ультрас” “Аякса”. Посредством “Трансфериума” их можно аккуратно вывести из сектора и отдельным коридором доставить прямо к автобусам или железнодорожной станции “Bijlmer ArenA”. Откуда они целые и невредимые отправятся домой. Однако полиции отдыхать все равно будет рано. Нужно следить за тем, чтобы болельщики “Аякса” не передрались между собой и не разнесли какое-нибудь полезное строение.
Dit is de club!
Мы можем таять и замерзать,
Проигрывать и побеждать,
Но лучше клуба просто не сыскать!
“Jiskefet”. Dit is de club!
Уходят команды с поля под хит музыкально-развлекательного коллектива “Jiskefet” под названием “Этот клуб!”. С открытия “Арены” в 1997 году эта песня неизменно ассоциируется с “Аяксом”. Хотя название клуба в тексте не упоминается. По сути это трогательная история от первого лица о том, как маленького мальчика взяли в академию великого клуба (“отец похлопал меня по плечу, а дедушка от радости прослезился”), а потом он в финале Кубка запорол пенальти, и его заменили. В целом — не самая веселая тема, но допущение того, что “Аякс” может проиграть, почему-то не режет фанатам ухо. Тем более что в музыкальном плане “Dit is de club!”, пожалуй, богаче, чем “Кровь, пот и слезы”.
После матча торчать на “Арене” большого смысла нет. До игроков за автографом не добраться. Для этого у болельщиков есть вторник. Во второй день недели традиционно можно приехать на открытую для всех тренировку на поле школы “De Toekomst” и посмотреть на кумиров. Для журналистов открыта еще и пятница — обычный “persdag” (“день прессы”). Только в этот день игрокам и тренерам “Аякса” разрешено давать эксклюзивные интервью. В остальные “аясиды” закрыты для общения. После матча представители СМИ могут сходить на пресс-конференцию и в микст-зону. А зрителям прямая дорога домой.
По лестнице “Трансфериума” спускаются с песнями. Выход с верхних ярусов “Севера” смежен с “путем отступления” с фанатского сектора. Он отделен от “гражданской” лестницы железной стеной. Которая выглядит так, как в фильмах ужасов показывают закрытые врата ада. По железу то и дело раздаются страшные удары, и слышится стройный рев сотен глоток. Болельщики с этой стороны поддерживают их песнопения.
Поездка на метро с матча “Аякса” до центрального вокзала — верный способ не заплатить положенные 2,60 евро. На станции “Bijlmer Arena” народу столько, что особого выбора в передвижении нет. Людской поток выносит тебя прямо на платформу без предварительной покупки билета, как бы ты этому ни противился.
В обычный день проскочить бесплатно в амстердамском метро тяжеловато. Билет-картонка нужен не только для того, чтобы попасть внутрь, но и чтобы выйти. И если вы умудрились просочиться на входе, не факт, что будут варианты на выходе. Особенно если вы заедете на такую станцию, где нет смотрителя, который откроет вам турникет.
Когда играет “Аякс”, турникеты на конечных не закрываются: слишком велика вероятность давки. На платформе и так светопреставление. В уже поданную электричку на Амстердам не вбиться. Плотность населения там велика. В некоторых вагонах двери закрыты. Стекла там запотели, и те, кто сидит у окон, пытаются вырисовать на окне в зеркальном отображении слово “Ajax” — так, чтобы можно было прочесть снаружи. Но это занятие для слабых духом. Сильные начинают поддерживать великий клуб делом. Для начала — прыгать в вагонах, активно стуча ногами по полу. Затем самые сметливые догадываются, что можно не только грохотать по полу, но и в прыжке бить по потолку. Вагон качается на рельсах, как лодка в канале.
Оставшиеся на платформе завидуют тем, кто там, внутри, на волнах эйфории. Во-первых, они уже в тепле, а мы еще мерзнем. Во-вторых, в электричке гораздо веселее. На платформе ничего такого, как стучание по потолку, не придумать: полиция смотрит. Когда поезд уходит, охватывает полное ощущение, что самые шумные уже отчалили. Это обманчиво: в следующем поезде все происходит по тому же сценарию. “Суперевреи?!” — выкрикивают одни. “Это мы!!!” — ревет весь вагон. “Наш герой?!” — “Сим де Йонг!!!” И пошла пляска с подпрыгиваниями и раскачиваниями вагона. Всем весело. Кажется, что сейчас поезд треснет по швам, но никто этого не боится. Даже полиция. Видимо, есть указание принимать меры только в случае битых стекол. Напряжены лишь иностранцы. Они выдают себя тем, что снимают все на телефоны. Электричка набита битком. Все едут к реке.
Мутная вода Амстела
Главное чудо Амстердама в том, что он всегда остается недохоженным, недопознанным, недоисследованным. Сюда каждый раз приезжаешь, как в первый, и уезжаешь, как в последний. Со страшной мыслью о том, что ваши с ним траектории никогда уже не пересекутся.
Вдали от него остается сидеть и ждать, когда судьба снова схватит вас за шиворот и как котенка швырнет на грязный прилавок Дамрака. И вы пойдете по его грязным, мощеным жвачкой тротуарам через площадь де Дам, потом по Рокину, потом по Фейзелхрахту и дальше, дальше, неизвестно куда.
Амстердам будет рвать вас на куски запахом рыбы и искусственными титьками, проститутки, карлики и уроды станут вас хватать за полы сюртука, курители опиума — звать с собой, продавцы цветочных луковиц — хохотать в лицо, а у здания Ост-Индской компании одноногий матрос с попугаем на плече из-за пары гульденов всадит вам под ребро нож — и из раны хлынет мутная вода Амстела.
Андрей ВАШКЕВИЧ, pressball.by
Объяснить все смог, туда-обратно 5€ экономия)
Болеют красиво в Амстердаме, стадион интересный, пиво прямо у стадиона по 5,5€ (в центре в барах 5-6€ тоже в основном).
Город.. Барселона для жизни лучше. Погодой, цветом, простором даже (хотя это странно говорить на фоне Минска). В Амстердаме действительно понюхать чуть свободу интересно, но не более. (Хотя полиция перед матчем напрягла лично, пиво из банки - чуть в участок не забрали).
И если бы все голландские слова были «ван дер Сар» или «ван Перси».. А то «Binnengasthuisstraat» сплошь и рядом))))