10 мин.

Сколько потерял «Спартак» на матчах без зрителей?

«Спартак» — самый популярный футбольный клуб в Москве и с успехом борется за этот статус на всероссийском уровне. Благодаря внушительному количеству поклонников клуб продаёт много абонементов и разовых билетов на матчи. На посещаемость игр практически не влияет даже то, что спортивные достижения народной команды  за последние пять лет — два призовых вторых места. 

Перед началом сезона 2013/14 футбольный клуб сделал следующие шаги:

  • изменил стиль своей эмблемы (произвёл рестайлинг);

  • представил новое руководство по фирменному стилю (брендбук);

  • арендовал для домашних игр центральный стадион «Локомотив»;

  • реализовал 12 500 абонементов[1].

Положительные сдвиги произошли и в спортивном направлении. Впервые за последнюю пятилетку ФК «Спартак» три тура подряд возглавлял турнирную таблицу чемпионата России[2]. Однако, поднявшись до небес, быстро распрощался с еврокубками. А старт в третьем турнире сезона стал поводом для этого аналитического материала.

ЧП произошло в Ярославле, на выездной игре в рамках Кубка России: выход в 1/8 финала омрачился событиями на трибунах. За четыре нарушения, связанные с недопустимым поведением болельщиков, московский «Спартак» был оштрафован и  обязан, согласно Дисциплинарному регламенту РФС, провести два последующих домашних матча без зрителей[3].

Матч без зрителей

По иронии судьбы обе игры, попавшие под санкции, представляли собой встречи с прямыми конкурентами за лидерство в чемпионате. После 14 туров «Спартак» разместился на третьей строке с 30 очками (столько же набрал и «Локомотив», с которым предстояло провести первую игру без болельщиков). Отставание от идущего первым «Зенита» (соперника по второму матчу по решению КДК РФС) составляло пять очков[4].

Предстоявшие игры должны были принести приличные деньги в клубную кассу «Спартака»: на обеих встречах предполагались аншлаги. При этом цены за билеты на матч с «Зенитом» относились к самой дорогой категории (так как программа утверждалась до начала чемпионата, в эту категорию попал и ныне бедствующий «Анжи»), а игра с «Локомотивом» по стоимости посещения приравнялась ко второй категории[5].

Благоприятным было и время проведения матчей, и погодные условия (не то что игра в прошлом году, когда «Спартак» встречался с «Зенитом» 30 ноября при минусовой температуре[6]).

Однако убедимся в том, что на стадионе «Локомотив», вмещающем 28 800 человек[7], оба матча собрали бы максимальное число зрителей. Посмотрим на посещаемость домашних матчей «Спартака» за последние пять лет при встречах с «Зенитом» и «Локомотивом»: 

Посещаемость домашних матчей

Как видно, средняя посещаемость матча «Спартак» — «Локомотив» чуть-чуть ниже вместимости черкизовской арены. Однако в текущем сезоне спортивные показатели «Спартака», «Зенита» и «Локомотива» одни из лучших в лиге, что, безусловно, привело бы зрителей на трибуны. Да и сам клуб в своём сообщении на официальном сайте подтвердил, что все билеты на предстоящий матч с «железнодорожниками» проданы[8].

Посещаемость домашних матчей

После того как мы разобрались со значимостью предстоявших матчей, настало время поговорить о том, какие возможные дивиденды мог получить и какие потери понёс ФК «Спартак» вследствие инцидентов в Ярославле и последующих решений КДК РФС.

Финансовые потери

Основная статья дохода клуба в день проведения топовых матчей (match day) — продажа билетов.

Нам известно, сколько абонементов сумел реализовать клуб в текущем сезоне. Теперь можно подсчитать, какое количество билетов выпускает «Спартак» на свои аншлаговые домашние матчи.

Согласно регламенту СОГАЗ — чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-лиги сезона 2013/14, статье 21, пункту 6, «клуб-гость имеет право на приобретение билетов для своих болельщиков в количестве до 10% от общей вместимости трибун стадиона»[9].

Рассмотрим билетную программу на матч с «Локомотивом». Болельщики «железнодорожников» получили в свое распоряжение 12-й и 13-й сектор (2 345 мест[10]), по 700 рублей за место. Кстати, есть негласное правило, что цена билетов для команды гостей не должна быть выше номинальной стоимости таких же мест для болельщиков команды хозяев. Но оно не работает, в случае с абонементами. И об этом мы ещё поговорим.

Также из общей вместимости стадиона нужно исключить ложу прессы и буферный сектор, ограждающий болельщиков гостей. В итоге «Спартак» на матче против «Локомотива» мог рассчитывать на 24 тысячи человек поддержки (и тут есть нестыковка с официальной информацией хозяев матча о более чем 25-тысячной поддержке[11], ведь нельзя же в ней принимать в расчёт представителей СМИ и сотрудников органов охраны правопорядка). Теперь вычитаем из полученного количества 12 500 владельцев абонементов. Для продажи остаётся 11 500 билетов. 

Доступные места для болельщиков

Рассчитаем прибыль от билетной программы матча. Важное примечание: стоимость посещения конкретного матча для владельцев абонементов (включающих билеты на все 15 домашних игр сезона) значительно ниже (экономия составляет более 40%[12]), чем цена разового билета. Причём для владельцев абонементов прошлого сезона и обладателей карты болельщика была предусмотрена дополнительная 10%-ная скидка на покупку нового абонемента[13].

Составив на основании информации из открытых источников примерную картину распределения абонементов по секторам и учитывая стоимость мест, можем сделать следующие примерные подсчёты.

«Спартак» — «Локомотив» (матч 2-й ценовой категории)

Выручка от билетов и абонементов: 38,6 миллиона рублей.

«Спартак» — «Зенит» (матч 1-й ценовой категории)

Выручка от билетов и абонементов: 49,6 миллиона рублей.

Таким образом, «Спартак» недосчитался от двух топ-игр выручки в 89,2 миллиона рублей. Особенность российского футбольного бизнеса заключается в том, что других существенных доходов клубы в день матча не имеют. Так как кейтеринг (питание) предоставляет стадион «Локомотива», то «Спартак» по этой доходной статье не зарабатывает ничего. А продажа атрибутики (на стадионе есть несколько палаток с официальной продукцией клуба) хотя и должна давать существенную выручку, но вряд ли является суперрентабельной. Более 500 тысяч рублей со всех точек продаж за один матч мерчандайзинг вряд ли приносит. 

Составляющие выручки в день проведения матча

Отняв от всех доходов в игровой день стоимость аренды стадиона (уже включающую почти все организационные моменты) — 10 миллионов рублей за два матча, — получаем чистую прибыль. Без учёта налогов она могла составить 79,2 миллиона рублей, или 2,4 миллиона долларов США.

Однако о прибыли можно рассуждать, когда матчи проводятся со зрителями на трибунах. В объективной реальности клуб не только остался без прибыли, но ещё и оказался должен.

Считаем.

Штраф, наложенный КДК РФС, — 600 тысяч рублей[14].

Расходы на выпуск билетов, предматчевых программ, пропусков — 30 тысяч рублей.

Расходы на обеспечение безопасности (дополнительные силы правопорядка) —определить сложно, но предположим, что это 100 тысяч рублей.

Дополнительные рабочие часы персонала, возмещающего болельщикам стоимость билетов на матч и выдающего компенсацию владельцам абонементов, — 30 тысяч рублей.

Объявленная награда за предоставление достоверной информации о провокаторах на матче в Ярославле — 300 тысяч рублей[15].

Другие расходы (расследование событий в Ярославле и анализ ситуации) — 40 тысяч рублей.

Получаем: 1,1 миллиона рублей.

Потери Спартака от инцидента в Ярославле

И это без расчёта сумм под погашения владельцам клубных абонементов. Кстати, на момент написания этого материала подобная информация о компенсациях по абонементам на сайте ФК «Спартак» отсутствовала. А мы не будем делать предположений о том, как решит выходить из этой ситуации клуб: возместит деньгами, скидками на официальную продукцию или бонусами на следующий сезон.

Впрочем, бизнесмен и владелец клуба Леонид Федун ещё 7 ноября назвал размер предполагаемых потерь за два матча без зрителей — 45 миллионов рублей[16], или 1,4 миллиона долларов США.

Но и это далеко не всё — ведь спорт состоит не только из денег.

Имиджевые потери

Два матча без зрителей лишили «Спартак» высоких показателей средней зрительской аудитории в домашних играх. Матчей всё равно будет 15, но в числителе теперь сумма сильно уменьшится. И не будет лишним напомнить, что 6 октября у  клуба уже произошёл форс-мажор — и ещё один домашний матч «красно-белых», на этот раз против «Терека», прошёл не так, как планировалось перед началом сезона. Игра была перенесена на 1 900 км[17] на восток, в город Екатеринбург. Конечно, арену можно было найти и поближе, например в Ярославле. Но что из этого вышло, все уже знают.

Российские СМИ довольно сдержанно реагируют на подобные эксцессы: происшествия почти не обсуждают и масла в огонь не подливают. Привыкли. Да и лояльность даёт о себе знать. Широко обсуждаемыми становятся только чрезвычайные события.

Между тем топовые матчи — визитная карточка клуба и всего чемпионата. Причины, по которым клуб проводит матчи без зрителей, не добавят привлекательности клубу ни для спонсоров, ни для партнёров. Здесь затрагиваются интересы не только отдельного клуба, но и всей лиги. Имиджевые потери несёт и РФПЛ, предлагая единый телевизионный футбольный продукт на западный рынок. Проблем с российским футболом и так хватает (то расизм, то некачественные поля), и новые неприятности в преддверии Кубка мира ФИФА 2018 года нам совсем некстати.

У нас нет традиции углубляться в серьёзные подсчёты и искать ответ на сложные вопросы. Потеря зрителя на стадионах — удар по имиджу всего российского футбола. Возможно, именно для того чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем, решение КДК РФС было таким жёстким и принципиальным.

Маркетинговые потери

Из-за проведения матчей без зрителей нарушаются обязательства перед партнёрами клуба: не пройдут запланированные промомероприятия, зрители не увидят рекламу в предматчевых журналах и на щитах вокруг поля, не услышат аудиообъявления и не посмотрят видеоролики на табло.

«Спартак» и РФПЛ, их партнёры и спонсоры недосчитались аудитории в 57,5 тысячи человек. И это упущенная возможность привлечь новых болельщиков и потребителей продукта, потеря лояльности аудитории, которую внезапно лишили возможности увидеть матчи вживую.

Мы можем только догадываться, как составлены контракты со спонсорами у «Спартака» и Премьер-лиги. Продажа рекламных носителей предполагает, что информация доходит до аудитории, то есть до посетителей матча. Не исключено, что в договорах прописаны штрафные санкции и ответственность перед рекламодателями. И уж в любом случае вероятность повторения подобных событий (а в прошлом году без зрителей проходил матч «Зенит» — ЦСКА) может отрицательным образом повлиять как на пролонгацию нынешних контрактов, так и на привлечение новых спонсоров.

Другие потери

Можно было бы написать здесь о спортивных и психологических потерях «Спартака». Мы не станем этого делать. «Спартак» во втором матче сократил отставание от лидера, воспользовавшись своим последним шансом, когда терять уже было нечего. Это спорт — победы и поражения следуют всегда рядом.

Но за потерями «Спартака» и Премьер-лиги остались в стороне два других участника матчей без зрителей. Без вины виноватыми оказались «Локомотив» и «Зенит». Они лишились своих законных 10% зрительских мест на празднике футбола. Это в очередной раз подтверждает: клубы плывут в одной лодке.

РЕЗЮМЕ

«Спартаку» предстоит исправлять ситуацию. Учиться на собственных ошибках. Прошлогодние домашние игры «Зенита» без зрителей (против ЦСКА и «Анжи») не были восприняты всерьёз. Подобные случаи в нашем футболе происходят не впервые.

Возникает вопрос: неужели профессиональному клубному футболу в России не под силу исправить ситуацию? Если не в одиночку, то коллегиально, в рамках профессиональной лиги.

И что будет, если подобный инцидент повторится вновь? Раз КДК РФС оказался непреклонен по отношению к девятикратному чемпиону России, то и другим надеяться на авось не приходится. А в футболе, как и в жизни, любая мелочь оказывается важна.

Так какой вывод сделал и какую цену готов заплатить ФК «Спартак», чтобы не повторить подобную ситуацию? Клуб объявил о собственном расследовании и предложил премию за информацию о провокаторах[18]. Поможет ли такой шаг избежать новых «тихих» футбольных матчей?

Аналитический отдел компании «РУСПОРТИНГ Маркетинг»

Материал основан на информации, взятой из открытых источников, что может повлиять на погрешность в расчётах.