10 мин.

Они были с нами: Александр Севидов

В блоге "Оттенки бело-голубого" вспоминаем тренера с чьим именем связанно последнее чемпионство московского "Динамо" в 1976 году. О неординарном человеке и, несомненно, хорошем тренере с тяжелой судьбой наш рассказ в рубрике "Они были с нами".

Когда говоришь о карьере футболиста Александра Севидова, то невольно возникает чувство недосказанности. Такое чувство часто возникает, когда речь идет о футболистах, которые не смогли полностью себя реализовать в футболе из-за тяжелейших травм, полученных на поле.

ПОСЛЕДНИЙ МАТЧ

23 мая 1946 года. Ленинград. Матч очередного тура только что возобновившегося после войны чемпионата СССР - «Динамо» Ленинград – «Торпедо» Москва. Игрок ленинградской команды Аркадий Алов в жестком единоборстве наносит тяжелейшую травму нападающему москвичей Александру Севидову. По словам очевидцев, колено 25-летнего Севидова было вывернуто на 180 градусов. Сейчас сложно оценить, что произошло в тот майский день, т.к. ни одного фото той ужасной травмы не осталось, но можно быть уверенным на 100 процентов – травма была серьезнейшей. Тем более, что и уровень медицины уступал нынешней в десятки раз, и те травмы, которые сейчас воспринимаются как «рядовые», в то время ставили крест на десятках игроков. Вот именно так, по сути, и закончилась карьера талантливого нападающего, который, по признанию Бориса Аркадьева, вполне мог вырасти в величину калибра Боброва.

А то, что Аркадьев знал, о чем говорит, можно не сомневаться. Ведь именного его, Севидова, игрока московских «Крыльев Советов», Аркадьев пригласил в турне ЦДКА по Югославии. Тогда московское «Динамо», отправившись в турне по Англии, «взяло на прокат» у ЦДКА Всеволода Боброва, которого в ЦДКА как раз и подменил Севидов. В том турне Севидов провел все четыре игры, а в последней, против Црвены Звезды, единственной, которую армейцы не смогли выиграть (была зафиксирована ничья 2:2), сумел поразить ворота.

Вот как в одном из интервью, спустя двадцать с лишним лет, характеризовал Севидова Борис Аркадьев:

– Борис Андреевич, а если представить, что Алов не искалечил Севидова, какая у него была перспектива роста?

– Не очень быстро, годика за два-три, он стал бы классным игроком.

- А что Вы понимаете под словами «классный игрок»?

– Прежде всего – отсутствие навязчивых идей и привычек. Рациональный и творческий подход к игре.

– Но кого же в таком случае вы можете назвать классным игроком?

– Федотова. Боброва. Из более дальних времен – Бутусова. А Севидов…это был гармоничный игрок, без назойливого конька, на котором бы стремился выезжать. Знаете, как у одних – необычайная скорость. Или виртуозная обводка, пушечный удар. Севидов обладал набором всех качеств, который-то и делал его в целом хорошим, полезным игроком.

В московском «Торпедо» с пониманием отнеслись к полученной травме и еще долгое время пытались поставить на ноги Севидова, но когда стало понятно, что вернуться в футбол в качестве игрока он уже не сможет, то Севидов принял решение закончить с футболом и пойти в высшую тренерскую школу. Поступив на учебу, параллельно он отправился тренировать заводскую команду в подмосковное Ступино. И вот уже спустя три года, в 1954 году, заводские мальчишки из Ступино под предводительством Севидова выиграли первенство производственных команд России и вышли в класс «Б» союзного чемпионата. Это был первый успех Севидова на тренерском мостике, но, как показали дальнейшие события, далеко не последний.

МИНСКАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ

Проработав некоторое время в Молдавии и ФШМ, Севидов был приглашен в команду «Беларусь», которую чуть позже переименовали в «Динамо» Минск. Именно там к нему и пришли первые большие тренерские успехи. Уже во второй свой сезон с минчанами он добился невероятного успеха – второе место в чемпионате СССР и стал финалистом Кубка СССР. При этом до прихода Севидова в Минск команда постоянно балансировала на грани выживания. Как тогда писали в футбольных справочниках: «была своеобразными рекордсменами по циркуляции из лиги в лигу (4 раза)». Тем невероятнее выглядят те успехи, которых сумел добиться с динамовцами Севидов.

За счет чего-же он сумел поднять минчан из подвалов советского чемпионата? Сейчас найти ответ невероятно тяжело. Все тот же справочник «Все о футболе» спустя несколько лет гласил: «Минское Динамо наибольших достижений добилась при А. Севидове, который создал своеобразный стиль игры, основанный на отличной подготовке игроков и скоростном маневре».

Но в 1969 году Севидов был вынужден уехать из Минска. Как он сам писал своему другу журналисту Аркадию Галинскому во многом по нефутбольным причинам: «Вот когда я почувствовал, – писал Севидов Галинскому зимою 1966 года, – что какая-то сумма тренерских знаний у меня есть и что работать с мастерами я могу неплохо, а ведь настоящие мастера – это люди, хорошо знающие футбол. И еще – люди самолюбивые, обидчивые, болезненно реагирующие на замечания, которые им кажутся несправедливыми. В глаза тренеру не всегда, возможно, скажут, что в такую минуту думают о нем, но ведь еще хуже, если обиду утаивают. Нет, мне лично в этом отношении жаловаться пока грешно, игроки понимают меня, а я их, но вот просто не знаю: как вести себя дальше с начальством?»

«Письмо Севидова было необычно длинным и взволнованным – вспоминал позже Галинский - суть же его сводилась к следующему. В ЦК Компартии Белоруссии у него вдруг спросили, не слишком ли много в команде «варягов». А местных, мол, игроков раз-два и обчелся! Севидов простодушно сказал, что для него не имеет значения, где рожден человек и где обучался играть в футбол, а важно лишь, как он умеет действовать на поле. Но на следующий день Севидова привели в другой, более просторный и лучше обставленный цэковский кабинет, хозяин которого рассказал ему, что существует такое понятие как национальная культура, куда входит и культура физическая, а значит, и спорт»

Насколько эта версия соответствовала истинной причине ухода Севидова, сказать сложно. Бытует другая версия, что, создав крепкий и боеспособный коллектив, некие футбольные люди республики, пользовавшиеся «доступом к телу» в высоких республиканских кабинетах, попросту хотели таким образом убрать Севидова и возглавить команду. В принципе, у них это получилось – в 1970 году ему пришлось покинуть Минск и перебраться в Казахстан, где он возглавил «Кайрат», который, к слову, он сумел за один год вернуть в Высшую лигу. Кстати, именно в Кайрате играл его сын – Юрий Севидов, вернувшийся из мест не столь отдаленных. В тот год Юрий стал лучшим бомбардиром команды с 19-ю забитыми мячами. Но дальше их дороги разошлись…

КИЕВСКАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ

Потому что Севидову-старшему предложили возглавить киевское «Динамо». И киевляне с первого же года стали чемпионами СССР. Притом, что в предыдущем сезоне киевляне заняли лишь только седьмое место. Именно после этого успеха к Севидову приклеилось прозвище «палочка-выручалочка». Стать чемпионом союза с первого сезона – дорогого стоит. При этом киевляне стали играть в атакующий, зрелищный футбол, который нравился болельщикам и руководству.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. В 73-м у киевлян начались серьезные проблемы – сначала в самом начале чемпионата покинул большой футбол нападающий Хмельницкий. Чуть позже карьеру из-за хронической травмы вынужден был закончить Бышовец. Для команды, исповедующей остроатакующий футбол, потеря двух ключевых форвардов была серьезной проблемой. Тем более, что именно тогда Севидов заболел азиатским гриппом и был вынужден руководить командой с больничной койки. «Занимаются футболисты по моим планам, не отступая ни на шаг, и Коман (второй тренер «Динамо») регулярно приезжает с отчетами, – писал Севидов, – но ведь наша работа – это не указания да советы с лазаретной койки!»

Но снова в высших кабинетах власти было принято решение команду у Севидова отобрать. Формальным поводом стало поражение в финале Кубка СССР, но по одной из версий, Севидова, что называется, подсидел Лобановский, который впоследствии и стал новым главным тренером. Говорили о том, что Лобановский имел обширные связи в ЦК компартии Украины и активно ими пользовался. Так это или нет, уже никто не скажет. Факт есть факт - за три тура до конца чемпионата Севидов был отправлен в отставку, а Динамо не сумело стать чемпионом и заняло второе место. Вернувшись в Москву, Севидов снова возглавил ФШМ и занял второе место в юношеском чемпионате страны.

МОСКОВСКАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ

В начале 1975 года, когда Севидова пригласили в московское «Динамо», его футболисты пребывали по ряду причин не в самом лучшем психологическом состоянии. Но уже осенью заняли в чемпионате страны призовое третье место, причем второе бело-голубые уступили лишь в силу худшей разницы забитых и пропущенных мячей. А уже в следующем году московское «Динамо» после тринадцатилетнего перерыва стало чемпионами союза, а еще год спустя, завоевали и Кубок СССР. Также бело-голубые одержали победу в новом соревновании - Кубке сезона, разыгрывающимся между чемпионом и обладателем Кубка. Одним словом – современный Суперкубок России. Снова реноме «палочки-выручалочки» Севидова сработало! А ведь кроме этого в 1978 под руководством Севидова бело-голубые дошли до полуфинала Кубка обладателей кубков. Получив еще после чемпионского сезона полный карт-бланш на руководство командой от высшего руководства МВД, Севидов сумел создать команду, демонстрирующую интереснейший футбол – командная игра вкупе с импровизацией в атакующих действиях приносила свои плоды. И пусть 77-й и 78-й год динамовцы закончили за бортом тройки призеров, но перспективы на 1979 вырисовывались очень хорошие – приход таких нападающих, как Газзаев, Латыш и Резник, обещал серьезно усилить атакующий потенциал бело-голубых. Но тут, как уже стало обыденным, в работу Севидова вмешались нефутбольные нюансы.

БЫВШИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК

В феврале 1979 Севидова снимают с должности тренера «Динамо».

Причиной послужило турне по США в 79-м. Причем, многие воспринимали эту поездку не как футбольную, а скорее как поощрительную для футболистов – в США на тот момент команды были фактически только любительского уровня, так что одной из главных целью этой поездки стал так называемый «шопинг». Естественно, с позволения высоких милицейских чинов.

В один из вечеров к Севидову в отеле подошел его знакомый болельщик по Киеву – Семен Кац. В Киеве он занимался ремонтом автомобилей, и у него частенько бывал как сам Севидов, так и футболисты киевской команды. Эмигрировав в штаты, он стал местным бизнесменом и предложил Севидову вместе поужинать и показать ему город. Согласившись, он тут же подписал себе приговор – практически в этот же день по специальным каналам в Москву доложили, что Севидов общается с «нежелательными элементами». И хоть руководство команды понимало, что эти обвинения ерунда, но отреагировать на них были обязаны. Этого требовало время. Ему предлагали остаться в обществе Динамо для того, чтобы некоторое время «пересидеть» всю эту шумиху, но он отказался…

«Динамо» в 1979 году заняло пятое место, а уже в 1980 и вовсе скатилось на четырнадцатое. «Советский спорт» тогда писал: «Состав команды не изменился, поменялись только тренеры, и не в этом ли главная причина спада в игре динамовцев?»

ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКОВСКОЕ «ДИНАМО»

Два года Севидов не возвращался к тренерской деятельности. После перерыва, связанного во многом из-за плохого здоровья супруги, он возглавил московский «Локомотив», который за год до этого вылетел в первую лигу. А в 1983 Севидову предложили вернуться в «Динамо». Для него это стало приятным сюрпризом. И снова в первый же год работы трофей! В 1984 «Динамо» выигрывает Кубок СССР у чемпиона того года – ленинградского «Зенита». А в европейском Кубке Кубков бело-голубые снова доходят до полуфинала. Но весной 1985 Севидов совершил одну из самых больших своих ошибок – пригласил своим помощником и начальником команды своего ученика – Эдуарда Малафеева. Именно он ровно через два месяца потребовал у руководства команды отставки Севидова с поста тренера за якобы договорной матч и добился своего – после этого злополучного поражения от СКА Севидов был отправлен в отставку за «попустительство и мягкотелость».

Так закончилась динамовская эра Александра Севидова, которая, несомненно, принесла огромное количество позитивных эмоций болельщикам московского «Динамо». И за это Александру Александровичу надо сказать огромное спасибо! Ведь это радость от чемпионства так и осталась последней с 1976 года. Надеемся, что пока…