3 мин.

Бо$манизация

1

Трансферная система в футболе, как и лимит на легионеров, существовала несколько десятков лет. В 1990-е число иностранных игроков, которые могли одновременно выходить на поле, ограничивалось тремя футболистами. Это правило со временем трансформировалось в "3+2": к трем иностранным легионерам могли быть добавлены два натурализованных игрока. Чтобы получить этот статус, требовалось прожить в стране довольно длительное время (например, в Испании - 5 лет).

Кроме того, УЕФА запрещала футболистам переходить из одного клуба в другой без финансовой компенсации, даже если срок контракта со "старой" командой уже истек. Это правило было введено специально ради маленьких клубов, чтобы они имели возможность получать вознаграждение за своих воспитанников.

В 1990 году бельгийский "Льеж" предложил своему футболисту Жан-Марку Босману, контракт с которым истекал, новое соглашение, но при этом уменьшал заработную плату полузащитника на 60% (Жан-Марк явно не принадлежал к числу тех футболистов, которые навсегда остаются в памяти потомков, играючи забивая хет-трики в финалах мировых первенств и штампуя "Золотые мячи"). Босману новые условия не понравились, и он решил перейти в малоизвестный французский "Дюнкерк", который никогда в своей истории не поднимался выше второй лиги, но зато мог платить опальному футболисту немного больше, чем бельгийцы.

Однако "Льеж", ссылаясь на общепринятые правила, потребовал от "Дюнкерка" 16 миллионов бельгийских франков (примерно 390 тысяч евро). Таких денег у бедной французской команды не было. Босман решил судиться.

Ему было на руку подписание в 1992 году Маастрихтского договора о создании Европейского союза. В 1993 году договор вступил в силу, и ЕС тут же начал устанавливать новые законы на старом континенте.

15 декабря 1995 года суд постановил, что согласно одному из пунктов Маастрихтского договора клубы, удерживающие футболистов у себя после истечения срока контракта, ограничивают свободу передвижения граждан ЕС, как и их права на свободный поиск работы. Одновременно были отменены квоты на количество игроков из стран, являющихся членами ЕС.

Оба решения суда вступали в силу немедленно. Вся трансферная система европейского футбола была признана нелегитимной. Казавшийся незыблемым трансферный рынок рушился на глазах. А Жан-Марк Босман чувствовал себя победителем.

ИТОГИ "ДЕЛА БОС$МАНА":

1. Возникла пропасть между возможностями "маленьких" и "больших" клубов. В десятилетие, предшествовавшее "делу Босмана", кубок чемпионов выигрывали два восточноевропейских клуба ("Стяуа" и "Црвена Звезда"), которые традиционно были в худшем финансовом положении, чем западные команды. А за те почти 20 лет, которые прошли после «Дела Босмана», в Лиге чемпионов не побеждала ни одна команда из Восточной Европы.

2. Был нанесен страшный удар по национальной самоидентификации клубов. Раньше итальянские команды играли в итальянский футбол, немецкие – в немецкий, английские – в английский… Теперь от национального футбола на клубном уровне не осталось и следа.

3. Клубы, исконно базировавшиеся на собственных воспитанниках или представителях своего этноса, были выброшены из элиты. Самый тяжелый случай – «Атлетик» из Бильбао, за который исконно играют только баски. С испанцами они еще выдерживали конкуренцию, но когда клубы Примеры стали сплошь комплектоваться легионерами, «львы» сползли в подвал турнирной таблицы.

4. Футболисты стали диктовать финансовые условия клубам. Команды боятся потерять игроков (они ведь могут и бесплатно уйти по истечении контракта), поэтому уступают ненасытному аппетиту современных звезд и «звездулек».

5. Детский и юношеский футбол оказались в глубоком кризисе. Топ-клубам теперь невыгодно вкладывать большие деньги в свои молодежные академии – неизвестно еще, вырастут ли из юных футболистов звезды, а на стороне можно купить уже готового мастера вполне приличного уровня. В то же время топ-клубы получили возможность переманивать юные дарования из футбольных академий маленьких команд совершенно бесплатно: у игрока заканчивается юниорский контракт с клубом, который его воспитал, и он бех всяких отступных переходит в более престижный чемпионат. Таким образом, кризис коснулся не только академий топовых команд, но и совсем небольших клубов.

6. Нереально возросли трансферные суммы при переходах футболистов. Естественно, это связано с увеличением зарплаты игроков.

2