6 мин.

Болельщики - народ простой...

Говорить о том, какую роль играет футбол в мировой культуре, да и истории в целом - бессмысленно и не нужно, ведь каждый болельщик (будь то кузьмич, шарфист, глори или ультрас) сам определяет, какое значение в его жизни имеет клуб, клубные цвета, да и футбол вцелом.

Но вот, что значит для клуба его болельщик, пожалуй, знает не каждый. И определить значимость того или иного рода болельщика бывает крайне сложно. Это чаще зависит от известности клуба, его истории и возраста. Допустим, российские гранды (что говорить о европейских), ведущие свою историю еще с начала 20 века, имеют множество организованных фанатских групп, которые не ограничиваются городом локализации клуба, но и часто разбросанны по всей России. Это актив фанатского движения - те, кто посещает не только домашние игры, но и выездные, сопровождая свой клуб на любые расстояния. Но это только малая часть обширного фанатского движения.

Большую же ее часть составляет пассив, который причесляет себя к болельщикам, но ограничивается покупкой разнообразной символики клуба и редким просмотром игр на экране или еще более редким походом на стадион. Они как правило нацепив шарф любимого клуба, тихо сидят на трибунах, обсуждая игру между собой, покуривая и, поддавшись моде, ("ну, вроде, буду, как все") грызя семечки.

Ультрас их не любит. Но их нельзя недооценивать: малая часть пассива, может со временем перейти в актив, а это усиление фанатского движения, не только в рамках стадиона, но и "околофутбола" (ведь, "стенка на стенку" еще никто не отменял!). 

Но активизировать пассив непростая задача: из шарфиста быстрее выйдет толк, его чаще встретишь на стадионе, а значит есть надежда; домоседа-кузьмича еще нужно на стадион как-то заманить (здесь большую роль играет, то как играет клуб, кто в нем играет, да и еще множество условий - согласитесь: смотреть футбол в уютном теплом кресле с чашкой чая и профессиональным комментатором, хотя бы даже и Орловым, как-то приятнее, чем сидеть на газетке, а уж тем более стоять, на холодном стадионе, когда тебя окружают, матерящиеся сорванным голосом, болельщики), а следовательно надежд становиться все меньше; и, наконец, глори - эти вовсе не оставляют надежды, они, конечно, могут иметь и атрибутику, и даже абонимент, но как только у команды происходит спад, они без зазрения совести, покидают ряды болельщиков, покупая новую атрибутику, новый абонимент и начинают болеть за более именитый клуб занимающий лидирующие позиции в турнире ("ну, вроде, так модно").

Тем самым в остатке мы получаем - небольшое количество ультрас, огромную армию шарфистов и кузьмичей, и менее многочисленную армию глори (их соотношение, опять таки зависит от клуба).

К чему, казалось бы, такие очевидные факты?

А вот к чему: российский футбол столкнулся с проблемой заполняймости стадионов. И это проблема не только клубов из глубинки, типа "Волга" (Нижний Новгород)(что для города миллионика, принимающего ЧМ-18 года, очень странно), "Урал" (Екатеринбург) (ситуация в целом та же) и т.д, и т.п., но и клубов по-крупнее. Чаще стадионы заполнены, дай бог, на треть и эту ситуацию спасают только дерби, но из-за отвратительных газонов их даже негде проводить.

Но сейчас речь не об этом, и поговорим все таки о болельщиках, которые находят время, средства, силы придти на стадион и о том, кто чаще всего на нем бывает.

4 октября. Идет второй тайм "Волга" - "Амкар". Назначается второй пенальти хозяевам. Забивают. Чере пару минут слышу такой разговор по телефону: 

- Привет, (допустим) Иваныч! Ты где? Дома? Ну, и правильно! Нечего тут делать, проигрываем 2-0... (ну, и далее не печатный текст с характеристикой команды).

Казалось бы, вполне нормальная сетуация. Ну, с кем не бывает, в приливе эмоций, обхамил свою команду. Ну, обхамил и забыл. В следующий раз придешь и опять обхамишь - это же все из-за большой любви, никак иначе! Но сетуации пусть и обычная, но очень неприятная - так и хочется спросить, по каким причинам такой болельщик вообще "болеет" за этот клуб и посещает матчи. Большая любовь? Вряд ли. Патриотизм? Тоже не думаю. Общая любовь к футболу и какой-нибудь команде, типа "Спартак"? Пожалуй. Нужно же себя чем-то развлекать между походами раз в год на игру любимой команды, так хоть с мужиками обсудят отвратительную игру "Волги", "Урала", "Кральев Советов" на фоне "Спартака", "ЦСКА", "Динамо" ("Вот, там игроки, так игроки! Играют, так играют!").

Стоит заметить, что стадион был заполнен, даже не на треть, а скорее на пятую или шестую часть. И большенство болельщиков было именно такое.

14 сентября. Играют (опять таки) "Волга" - "Спартак". И снова, отрывок из разговора:

- А чего Сычев в защите делает? 

- Не знаю, наверное, позицию поменял!

Напомню, в этой игре Сычев не принимал участия из-за травмы, полученной накануне. Но, на поле он видимо все же присутствовал, но исключительно, как тень отца Гамлета. Ну, не могло же людям показаться, так как они еще добрых полчаса обсуждали, как хорошо Сычев заиграл в защите.

И было бы смешно, если не было так грустно! Стоит отметить, что на это раз стадион был заполнен до отказа, билеты перед матчем можно было купить только у перекупщиков. Но, так же не стоит и говорить о том, что 12000-13000 тысяч, из пришедших, болело за "Спартак" (и это-то в городе хозяев, а не в Москве), а 4000 - заглянуло "по пути", скажем так, для отметки "Я здесь был", выкладывая фотографии, сделанные до матча, в разнообразные социальные сети, вместо того, чтобы слушать составы команд и быть хотя бы в курсе, на кого ты пришел смотреть.

Итак, посещая игры, в данном случае "Волги", я прихожу к выводу, что лагерь болельщиков разделился на следующие группы: скучающие глори, болельщики-паразиты, зрители, не удосуживающиеся даже прогуглить элементарную информацио о команде, небольшая группа кузьмичей, которая хоть что-то знает о футболе и клубе, и еще более малочисленная группа организованных фанатов, которая действительно болеет за команду. У каждого клуба имеются все вышеперечисленные группы, но в разном соотношении, кому-то везет больше, кому-то меньше.

Но самое возмутительное не это, а то, что когда клуб будет делать успехи, тем самым прославляя свою малую родину, многие глори, паразиты, вдруг оживут, встрепенутся и побегут покупать атрибутику, билеты, абонименты (уже втридорога) лишь бы показать свой патриотизм и любовь. Конечно, становиться патриотом никогда не поздно и лучше  все таки поздно, чем никогда, но разный патриотизм строится на разной основе и по разному проявляет себя в сетуациях подъема и спада.

И в заключение хочется сказать: все клубы затрачивают много сил и времени для привлечения новых болельщиков, ведь стадион без зрителей, как пустой театр, играть не для кого. Поэтому каждый болельщик важен для команды, будь то обычный зритель или фанат, готовый рисковать здоровьем ради клуба. И каждый человек, покупающий билет на стадион, сам отнесет себя к той группе болельщиков, которая ему ближе. Но прежде чем расстелить газетку, постелить простынку и подложить подушечку, потрудитесь заглянуть в интернет или купить при входе программку, чтобы узнать какую-нибудь элементарную информацию о клубе, его истории и нынешнем состоянии. Вести себя уважительно не только к клубу, который вы любите, но и к клубу, который защищает область, в которой вы живете. Я не говорю, а повальном патриотизме, я говорю о элементарном уважении и солидарности хоккейных и футбольных фанатов, которым уж тем более делить нечего.