Почему ЦСКА проиграл первый тайм Баварии
Я видел только первый тайм, поэтому прокомментирую именно его.
На третьей минуте гол со штрафного забил Давид Алаба. Забытый мяч сильно раскрепостил этого игрока, и в течение следующих 10 минут игры он был очень активным: нередко просил и получал мяч на своём левом фланге на чужой половине поля, по полной отрабатывал и прессинговал на своей половине поля.
Что касается прессинга, то, на мой взгляд, этот компонент полностю решил игру в первом тайме. ЦСКА и Бавария по прессингу находились на диаметрально противоположных полюсах. Бавария прессинговала на любом участке поля, делала это практически весь тайм при любой атаке ЦСКА. На своей половине поля мюнхенцы могли идти втроём на одного армейца, владеющего мячом. На чужой половине варианты были более разнообразными, но попытки отобрать мяч предпримались игроками Баварии практически сразу после того, как мяч оказывался у защитников ЦСКА. В 80% случаев прессинг Баварии был успешен и заканчивался тем, что ЦСКА терял мяч.
ЦСКА же, напротив, совсем не прессинговал. Игроки Баварии могли владеть мячом на любом участке поля, кроме штрафной площади ЦСКА. Туда их всё же уже не пускали. С мячом не пускали. А вот без мяча - вполне. Навесы которые полузащитники Баварии делали из глубины поля в штрафную площадь ЦСКА, часто не только успешно доходили до адресата (Манджукича, Рибери или Роббена), но и создавали острый момент у ворот армейцев, потому что оказывалось, что перед игроком группы атаки Баварии стоял только Акинфеев. Так возникло 2 момента, в первом из которых игрок Баварии пробил с двух метров прямо в Акинфеева, а во втором Манджукич пробил головой мимо ворот (после паса Рибери, что интересно, - тоже головой).
В основном игра в первом развивалась следующим образом: Бавария в первом тайме постоянно владела мячом (поскольку как только мюнхенцы его теряли, то тут же включали прессинг, вынуждая соперника выбить мяч в аут или на игрока соперника). Атаку Бавария развивала с помощью среднего паса через центр в 1-3 касания, доходя так до штрафной ЦСКА. Соперник Баварии не мешал, т.е. не прессинговал.
Дальше у игроков немецкой команды было несколько вариантов продолжения атаки.
Первый вариант: Роббен получает мяч на правом фланге. Это происходило часто, поскольку голландец был активен. Как только он получал снаряд, то пытался в одиночку обыграть столпившихся возле линии штрафной защитников армейцев. Это у него обычно не получалось, поэтому он, как правило, в итоге либо отдавал мяч ближнему, либо делал пас чуть назад, либо терял мяч, пытаясь обострить атаку.
Вторым вариантом атаки Баварии был перевод мяча на левый фланг диагональным навесом на Рибери. Как правило, этот вариант создавал остроту у ворот ЦСКА, поскольку француз редко терял мяч. В отличие от Роббена, Рибери не "тащил" мяч, а играл быстро и старался довольно быстро от мяча избавиться, отдав острый пас партнёру. Тем самым, Рибери сохранял темп атаки. Бил по воротам франукз редко: чаще отдавал острую передачу Манджукичу или Роббену.
Третьим вариантом развития атаки Баварии был заброс из центра поля в центр штрафой ближе к правому флангу. Чаще всего мяч в итоге попадал к Манджукичу (иногда - Рибери или Роббену, который иногда переходил с правого фланга в центр). Как правило, такие забросы создавали очень острую ситуацию: Манджукич часто в таком случае получал мяч в штрафной, не имея впереди себя никого кроме Акинфеева. Распоряжался этими мячами он по-разному: иногда бил по воротам, попадая во вратаря, иногда бил по воротам, не попадая в створ, иногда защитник армейцев всё же успевал создать баварцу хоть какое-то сопротивление, и тот медлил с ударом, упуская хорошую возможность.
Играя в подобном стиле, Бавария провела очень много атак. Но в итоге за тайм она создала всего 2-3 опасных момента (причём голы в их число не входят). Почему так мало? Ответ: Роббен. Голландец был очень активен (за что, на мой взгляд, заслуживает только похвалы): двигался по всему фронту атаки, цеплялся за мячи, прессинговал, открывался и часто получал мяч от партнёров. Но затем этот мяч он часто терял. На мой взгляд, процентов 80 случаев, когда атака шла через Роббена, заканчивались либо прямой потерей мяча, либо потерей остроты атаки. Почему Роббен терял мяч? потому что, получая его из-за пределов штрафной (чаще всего - на углу штрафной на правом фланге), он стремился пройти в штрафную, обыграв защитников ЦСКА, чего ему как правило не удавалось. В итоге он менял свой план и выбирал другое развитие атаки (пас ближнему, диагональ на левый фланг, смещение в центр и удар издали), но темп атаки к тому моменту был потерян и создать острый момет было уже значительно сложнее.
Правда, иногда, даже потеряв мяч, Роббен умудрялся создавать хороший момент. На 19-й минуте Роббен навесил штрафную. Навес был неточным: мяч попал к защитнику армейцев. Однако тот вынес его прямо Манджукича, который пробил с острой позиции.
В итоге за свою активность Роббен был вознаграждён. Вместе с Манджукичем, который упустил, как минимум, 2 верных возможности забить с игры с игры, дважды пробив головой рядом со штангой.
Голландец великолепно исполнил штрафной с левого фланга, филигранно навесив в штрафную. Манджукич пробил головой и поразил ворота армейцев.
Что же ЦСКА? Прессинг отсутствовал у армейцев напрочь. Игроки Баварии, владевшие мячом, могли свободно им распоряжаться на любом участке поля, кроме штрафой ЦСКА. Их просто никто не атаковал.
Я насчитал 3 раза (за весь тайм), когда игроки ЦСКА включали коллективный прессинг.
Первый раз армейцы включили прессинг на 15-й минуте. Мне даже показалось(возможно, ошибочно), что это было задание тренера, поскольку в один момент вся команда вдруг задвигалась и коллективно стала стараться отобрать мяч у игроков Баварии на её половине поля. Но это произошло ОДИН РАЗ. То есть, один раз игроки ЦСКА организовали прессинг, попытавшись отобрать мяч у мюнхенцев и вынудить тех ошибиться. Уже в следующей атаке Баварии никакого прессинга со стороны ЦСКА не было.
Вторрой "всплеск армейского коллективного прессинга" произошёл на 32-й минуте. Вновь движение игроков ЦСКА было нацелено на то, чтобы отобрать мяч у соперника или вынудить его ошибиться. И снова это был единичный случай: при следующей атаке игроков Баварии уже никто не прессинговал.
В третий раз ЦСКА включил прессинг после гола Манджукича (2:0). В этот раз армейцы не выключали прессинг до самого перерыва. Однако ситуация на поле была уже другой Бавария сбавила обороты и пыталась откровенно дотянуть до перерыва. Поэтому всё оставшееся время игра проходила в центре поля: Бавария пыталась владеть мячом ради самого владения а игроки ЦСКА активно пытались отобрать у неё мяч. То получалось, то нет. В таких "боданиях" тайм, собственно, и завершился.
Вышеперечисленные 3 эпизода были лишь эпизодическим исключением из правил. Всё остальное время ЦСКА в первом тайме практически не прессинговал. Иногда прессинг изображал Хонда. Но здесь подходит слово именно "изображал": когда игрок Баварии получал мяч, Кейсуке начинал бежать к мюнхенцу, вроде как, показывая, что намерен отобрать мяч. Однако японец не добегал до игрока, останавливаясь на полпути, серьёзного сопротивления тем самым не создавая.
Что касается того, как армейцы атаковали, то ЦСКА в первом тайме пытался атаковать, делая длинные забросы вперёд. Практически всегда эти забросы были безадресными, поскольку когда мяч оказывался на половине поля Баварии, на него как "собаки" бросались защитники мюнхенского клуба и устраивали с игроками ЦСКА борьбу за отскок. Фактически то, сможет ли ЦСКА продолжить свою атаку, зависело, в основном от удачи - то есть от того, к какому игроку отскочит мяч после серии нескольких рикошетов. Чаще всего мяч в итоге попадал к игрокам Баварии. Но иногда мяч он оказывался и у армейцев, что позволяло им провести атаку. В итоге дальними ударами отметились Муса и Витиньо: первый ударил мимо ворот, второй - прямо в руки Нойнеру. Витиньо в первом тайме запомнился также моментом, когда завалил перспективную атаку ЦСКА. Бразилец получил мяч неподалёку от штрафной, стоя спиной к воротам. Необходимо было быстро отдать мяч партнёру, чтобы сохранить темп атаки. Однако Витиньо попытался пройти защитников Баварии самостоятельно, чем замедлил атаку, и в итоге она была сведена на нет. В принципе, это момент довольно тривиальный - ну принял человек неправильное решеие, такое бывает по 100 раз за матч. Просто ЦСКА атаковал настолько редко, что даже такой эпизод отложился в памяти. Также как и впечатляющая попытка Мусы или Витиньо (честно - не разобрался кого именно) обыграть на левом фланге четырёх игроков Баварии. Трёх он неожиданно прошёл, но четвёртый всё же сумел выбить у него мяч.
Игорь Акинфеев, в основном, вводил мяч в игру длинным ударом вперёд на половину поля соперника. Как правило, заканчивалось это тем, что мяч оказывался у защитников Баварии. Примерно то же самое происходило, когда подобные забросы делали защитники армейцев.
Резюмируя первый тайм, я бы сделал следующий вывод: решающую роль сыграла разница в прессинге обеих команд. Бавария прессинговала весь матч, и практически всегда, когда игроки ЦСКА владели мячом, мюнхенцы активно стремились его отобрать на любом участке поля. Чаще всего им это удавалось. Игроки ЦСКА не прессинговали почти никогда.
Что интересно, такая тактика армейцев могла и сработать (то есть, ЦСКа мог в первом тайме удержать счёт 0:0 или даже выйти вперёд, проведя одну удачную контратаку). Ведь игроки Баварии создали в первом не так уж мого моментов (я уже объяснял почему: на мой взгляд, из-за того, что много атак проходили через Роббена, который часто либо терял мяч либо тормозил атаку). Однако преимущество Баварии, добытое за счёт разницы прессингов было настолько подавляющим, и количество атак настолько большим что мюнхенцы успели за тайм заработать несколько штрафных. И за счёт филигранной их реализации сумели добиться того, что не смогли сделать с игры. Но эти штрафные не были результатом случайности. Они были заработаны за счёт того, что команда много атаковала. Атаковала же она много, потому что часто прессинговала, вынуждая игроков соперника ошибаться. ЦСКА же этого не делал. Я считаю, что это предопределило результат первого тайма.