10 мин.

Готов стать новым Вагнером!

   ХОЛОДНАЯ РОССИЯ

– Африканец Секу Олисе, который еще недавно выступал за ЦСКА, впервые увидел зиму в Дании, где его закидали снежками. А вы?

 

– Я никогда не видел снега. Но готов ко всему, потому что изучал, какой климат тут у вас в России. Когда впервые услышал об интересе ЦСКА, в Москве как раз проходил чемпионат мира по легкой атлетике. Чтобы понять, что к чему, стал смотреть. Светило солнышко. А сейчас… В Бразилии такая погода разве что зимой, да и то большая редкость. У нас порой идут дожди, но никогда не бывает настолько холодно.

 

– У вас маленький ребенок…

 

– Да, доченька. Мануэлла. Четыре месяца.

 

– Вам как отцу не боязно тащить такую кроху в российские холода после теплой Бразилии? Мне сказали, вы собираетесь перевезти жену и дочку уже через месяц.

 

– Вот, если честно, мы все в раздумьях. Ну очень большой перепад температур. Лучше приехать сейчас или на следующий год? Не знаю, не знаю…

 

– Вы и сами – человек юный. А у вас уже семья и ребенок.

 

– Моя дочка – самое главное, что есть в моей жизни! В какой-то мере Мануэлла мне карьеру спасла. И привела в ЦСКА. Именно благодаря ей началось мое восхождение.

 

– Как?

 

– Еще недавно в футболе у меня была черная полоса. Дела не складывались. Руки опускались. Но с появлением дочки я почувствовал нереальный прилив энергии. Собрал всю волю в кулак. И у меня за спиной словно крылья выросли! Пошла игра, мне стали доверять, все стало получаться. В результате – переход сюда, в большой и сильный клуб.

 

– Форвард ЦСКА Ахмед Муса влюбился в будущую жену с первого взгляда, повстречав ее на улице. К тому же, как мне рассказали недавно, у нее тоже была фамилия Муса, только она из какого-то другого африканского племени… Короче, запутанная, но романтическая история. А расскажите свою.

 

– Мою подругу зовут Тайана…

 

– То есть по-русски Таня.

 

– Видимо, да. Она была подругой друга. Нет, не так: сестрой девушки моего друга. Однажды познакомились в общей компании. Начали встречаться. Возникли чувства. Стали вместе жить. Так все и переросло в любовь.

 

ВЫБРОСИЛ ВСЕ ИГРУШКИ. КРОМЕ МЯЧА

 

Семья играет в жизни Витинью огромную роль – существенное отличие от Вагнера, который одну за другой менял бразильских (и не только) красавиц и периодически хандрил из-за превратностей любви. А для Витеньки подруга сердца – надежда и опора. Именно Тайана первой вступила в бой, когда из-за перехода в ЦСКА на игрока ополчились агрессивные фанаты "Ботафого". "Хочу обратиться к этим глупым псевдоболельщикам! – написала в соцсети Тайана пару недель назад. – Они считают, что мой муж выбрал деньги. Но это чушь. Истинную причину его решения знают только близкие люди. Глупцы говорят, что он решил оставить дочь и поехать на заработки. Неправда. Дочь тоже отправится в Россию!"

 

На бицепсе у Витинью татуировка – имя и дата рождения дочери Мани, которую ему подарила Таня. А чуть ниже локтей – имена отца и матери. Их он однажды назвал "людьми, которыми восхищается".

 

– Папа, его зовут Ринальдо, по молодости играл в футбол, а дальше – не получилось. Его фирма делает навесные гипсовые потолки, – рассказывает Витинью. – Мама, Фернанда, – секретарь в стоматологической клинике. Для меня родители очень важные люди на земле. Они пришли в восторг, узнав, какое я получил предложение о переходе.

 

– Жусилей, который играл за "Коринтианс", а сейчас в "Анжи", в детстве помогал отцу месить цемент на стройке. Новая звезда "Челси" Виллиан по субботам дежурил с папой в магазине автозапчастей. Что было в вашей жизни, кроме футбола?

 

– Только футбол. Мне постоянно покупали какие-то игрушки. А я их выкидывал. Мне был нужен только мяч. Самое интересное, родители не сразу признали во мне спортивный талант. Поэтому и в большой футбол я пришел довольно поздно – в 12. Правда, с 8 занимался мини-футболом. К счастью, во мне все-таки разглядели определенные качества. И вот он я, сижу сегодня перед вами!

 

– Вы сказали, до рождения дочери у вас в "Ботафого" не складывалось. Поясните.

 

– Меня всегда считали одним из самых перспективных, многообещающих футболистов. Но потом мы поехали на один турнир – и там я провалился. Сыграл просто отвратительно, признаю. Перед этим меня только позвали в первую команду… и снова отправили в дубль. Страшный удар. Мне казалось, жизнь закончилась.

 

– На вашем месте Алексей Сапогов завершил бы карьеру. Впрочем, не суть.

 

– И тут я узнал радостную новость: жена подарит мне ребенка! Огромное счастье! И у меня началась белая полоса.

 

– Неужели близкие прямо так сразу одобрили ваш выбор – ехать в Россию?

 

– Последнее слово все равно было за мной, хотя на семейном совете свое мнение пришлось отстаивать. Это было гораздо тяжелее, чем, собственно, согласиться на отличное предложение ЦСКА. В любом случае решал я сам. Без сомнений сделал выбор. И мои близкие его поддержали.

 

ГОТОВ СТАТЬ НОВЫМ ВАГНЕРОМ

 

– В ЦСКА свободен 9-й номер, но вы взяли 31-й, как в "Ботафого". Почему?

 

– Все по той же причине. 2013 год – самый успешный в карьере. Босс "Ботафого" мне сказал: "31 – это 13 наоборот. Бери, и номер принесет тебе удачу". Сработало! В ЦСКА менять примету не стал.

 

– Узнав, что вы готовы дать "СЭ" интервью, я попросил болельщиков ЦСКА присылать свои вопросы. Каждый второй звучал так: "Что Витинью знает про Вагнера и готов ли его заменить?"

 

– Вагнер – считай, легенда в Бразилии. Он пользуется громадным уважением. Его знают все, от мала до велика. И в сборную он попал из ЦСКА. Для меня Вагнер – пример, и огромная честь – получить шанс, чтобы заменить его в команде. Его роль в завоевании титулов для ЦСКА неоценима. Стать преемником Вагнера – не только привилегия, но еще и груз ответственности. Но я к этому готов.

 

– Практически все успехи ЦСКА в новом веке связаны с бразильцами, и не только с Вагнером. Знаете, какой вы по счету?

 

– Неужели тоже – 13-й?

 

– Почти. Вы бразилец номер 12. Вам что-нибудь говорят такие имена как Рамон, Рикарду Жезус, Эдуарду Ратинью?

 

– Конечно. Хотя лично не знаком.

 

– Странно. Об их существовании в истории клуба не помнят даже иные болельщики.

 

– А вот я следил за их выступлениями в России. Помимо Вагнера отлично помню, как играл Жо. Очень надеюсь, что мне удастся оставить в ЦСКА такой же след, как они. А может, и превзойти их.

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ФАНАТАМ

 

Витинью стал одним из сюрпризов бразильской серии А, которая стартовала в мае. Прежде он зажигал только в первенстве штата. От паренька никто не ожидал столь эффективной игры, множества голов и результативных атак. За звездочку из Рио сразу развернулась борьба между лучшими клубами-скаутами мира – "Порту" и "Удинезе", а также "Галатасараем". ЦСКА не мог ждать еще сезон, чтобы убедиться в правоте своего выбора. Игрока надо было брать.

 

– Благодарен своим бывшим партнерам, потому что в том числе и с их помощью привлек внимание ЦСКА, – говорит Витинью. – "Ботафого" – в полном порядке, в идеальной форме! Еще недавно команда лидировала. Сейчас идет второй.

 

– Вам, наверное, тяжело было покинуть "Ботафого" на взлете.

 

– Нет. От таких предложений не отказываются.

 

– Как болельщики себя вели?

 

– Стали обвинять руководство клуба: "Зачем вы хотите его продать?" А кто-то и вовсе на меня наехал: типа, Витинью наемник, шабашник, ему лишь бы побольше денег в карманы положить.

 

– Как отреагировали вы?

 

– Обидно было. В ответ на всю эту критику я написал фанатам открытое послание. Звучало оно так (цитируем из бразильских СМИ. – Прим. Д.С.):

 

"В моей жизни начинается новый этап. Очень хочу поблагодарить за все игроков, тренеров и болельщиков "Ботафого". Безмерно благодарен клубу за возможность играть на таком уровне. За шанс получить новые уроки. За возможность расти и добиваться результата.

 

Дорогие болельщики, я благодарен вам за доброту. За поддержку. И критику тоже. Никогда не прекращайте верить в команду. Вы вместе станете победителями.

 

А я, быть может, когда-нибудь вернусь в "Ботафого"…"

 

ЕДИНСТВЕННАЯ ШУТКА ЗЕЕДОРФА

 

Витинью во многом персонально обязан ветерану Кларенсу Зеедорфу. Многократный победитель Лиги чемпионов доживает свой футбольный век не в сытых России, ОАЭ, Китае или Штатах, а в суетливой Бразилии. Про Зеедорфа там говорят и пишут разное. Помимо хвалебных отзывов об игре старика появляются и кляузы: одна из желтых газет написала, что голландец тайком уговаривает молодых бразильских игроков заключать договоры с его агентами. Правда или нет, Витинью в любом случае не из их числа.

 

– Зеедорф – очень правильный, мало я в жизни встречал таких серьезных, – говоря о нем, Витинью сам становится серьезен донельзя. – Однажды он запретил мне давать интервью в перерыве матча. Я стал разговаривать с корреспондентом (в Бразилии иные тележурналисты чуть ли насильно тащат игроков к камере. – Прим. Д.С.), а Зеедорф меня одернул, взял за плечо и повел в раздевалку: "После матча поговоришь, нечего сейчас расплескивать энергию. Треплешь языком – теряешь концентрацию!" Я согласился.

 

– Чему еще научил Зеедорф, кроме как не давать экспресс-комментарии в перерыве?

 

– Многому. Как располагаться на поле. Как мыслить. Как атаки завершать – несмотря на то, что он вообще-то полузащитник.

 

– Зеедорф никогда не улыбается?

 

– Есть у него одна шутка на все случаи жизни.

 

– Изобразите.

 

– Он начинает на что-то тыкать указательным пальцем. Все, естественно, начинают смотреть: "Куда показываешь, дядя?" А Зеедорф потом – раз – и поднимает палец кверху, и как ни в чем не бывало разглядывает его. Типа ничего не случилось. Ха-ха. Его фирменный трюк.

 

– Оригинально. И все смеются?

 

– Ну да. Приходится. Кажется, других анекдотов в его арсенале нет. Ну о-о-очень серьезный. Большой профессионал.

 

ГДЕ СЫГРАЕТ ВИТИНЬЮ

 

"Ботафого" играет по схожей схеме с ЦСКА – 4-2-3-1. В такой расстановке Витинью отводилась роль левого крайнего форварда, справа действовал известный уругваец Лодейро, "под нападающим" – Зеедорф. У армейцев на бывшей позиции Витинью играет другой новобранец, Стивен Цубер. Но тренерский штаб рассчитывает использовать бразильца несколько иначе, скорее на острие. Хотя, по словам Леонида Слуцкого, в теории новый форвард способен выйти на любом из четырех мест в подвижной группе атаки армейцев.

 

– В центре нападения вам комфортно?

 

– Скорее нет. Мне не хватает физической мощи. Трудно укрывать мяч корпусом. Мои козыри – дриблинг и скорость. Еще удар. Могу хорошо пробить с обеих ног.

 

– "Ботафого" – клуб, за который выступал великий Гарринча. Вас когда-нибудь сравнивали с ним?

 

– Нет.

 

– Прозвища у вас были, не образованные от имени Виктор?

 

– Никогда. Либо Вито, либо Витинью.

 

– В разных интервью вы называли кумиром то Роналдо, то Робинью. На кого из них больше похожи?

 

– На Неймара.

 

Забегая вперед, никакого противоречия в словах Витинью и Слуцкого нет. В Бразилии вот уже много лет идеалом центрфорварда считается рослый и мощный игрок, завершитель атак, а юркие бегунки располагаются по флангам. Как примеры можно вспомнить всех нынешних нападающих "селесау" – Фреда, Леандру Дамиау, Жо. Или Луиса Фабиану, основного центра на ЧМ-2010. Витинью для этого амплуа, естественно, не годится. Хотя для своего возраста – 19 лет – крепок и широкоплеч, а по бразильским меркам совсем не малыш. Его рост 180 сантиметров.

 

А вот для футбола, который поставил в ЦСКА Слуцкий, Витинью на острие – самое то. Он, кстати, выше и Думбья, и Мусы. Резкий, динамичный, способный передвигаться по всему фронту атаки и уж точно с лучше поставленным завершающим ударом, чем у Мусы.

 

В то же время, сыграть на позиции Хонды или зрелого Вагнера бразильцу будет сложновато. Умная последняя передача – не самая выдающаяся его черта. Кроме того, именно там, по замыслам Слуцкого, нужно здорово укрывать мяч корпусом. Что у Витинью, как утверждает он сам, получается не лучшим образом.

 

В ПОГОНЕ ЗА СЧАСТЬЕМ

 

Настольная книга Витинью – Библия. Любимая музыка – самба пагоджи. Любимый фильм, как он всегда говорит: "В погоне за счастьем".

 

– Витя, почему именно он?

 

– Для меня это кино – самое любимое и навсегда. Потому что оно – о желании победить, о стремлении стать первым, несмотря на трудности. У героя – его играет Уилл Смит – ничего нет. Он никто. Но он не отчаивается! И побеждает.

 

– Меньше года назад вы не проходили в первую команду "Ботафого". А через две недели вас в Лиге чемпионов ждет встреча с сильнейшим клубом мира – "Баварией". Вы не слишком быстро нагнали свое счастье?

 

– Резкий прорыв – не редкость в футболе. Спортсмен за минуту может взлететь. Но и упасть может так же быстро. Психологически надо быть готовым к любому развитию событий. А матч с "Баварией" будет для меня самым важным в карьере.

 

– Напоследок, вновь вопрос от болельщиков ЦСКА. Сколько вы забьете 22 сентября?

 

– Ничего пока не буду обещать. Надеюсь, если тренер выпустит, а Господь благословит, я приму в матче участие и смогу забить. А, кстати, с кем играем?

 

– Со "Спартаком".

 

 

– Знаю, мне уже рассказывали – это класико. Бог даст, забью. В одном супердерби уже недавно отличился. На последних минутах поразил ворота "Фламенго". В Бразилии этот клуб называют народной командой, слышали?