9 мин.

Игорь Калешин: «Мне тридцать лет, а кажется, что только вчера все начиналось»

Игорь Калешин умеет радоваться жизни. Это становится понятно с первых минут общения с защитником «Арсенала», которое прошло в необычной обстановке: Игорь пришел на встречу на костылях, левая нога арсенальца закована в гипс. Увы, травмы в футболе явление обычное.

- Огоньку не найдется? – едва мы устроились на скамейке в сквере на Красноармейском проспекте, как к нам обратилась корпулентная дама.

- Да не курим мы. Разве не видно, что спортсмены? - мягко урезонил курильщицу Калешин.

- С чувством юмора у вас все в порядке. Значит, быстро заживет, - говорю я Игорю.

- Надеюсь. Очень бы хотелось вернуться на поле к октябрю, ведь до той злополучной тренировки, когда сломал ногу, я набрал хорошую форму, готов был выходить в стартовом составе.

- Что же случилось 10 августа?

- В двусторонке делал подкат, но как-то неудачно все вышло. Женя Савин попал мне в ногу вместо мяча. Все произошло в доли секунды, сначала даже не понял, насколько серьезная травма. Пару минут посидел на лавке, думал, все пройдет, сделал даже несколько шагов, тут что-то щелкнуло… Рентген показал: перелом малой берцовой кости.

- У вас раньше случались тяжелые травмы?

- Бог миловал. До 30 лет дожил, но ничего со мной такого не приключалось. Разве что мениск как-то в межсезонье вырезали, да и то это была напрасная операция, медики неправильно диагноз поставили.

- «Арсенал» вас поддержал. На матч с «Уфой» игроки вышли в майках с надписью «Игорь, команда с тобой!»

- Я даже прослезился на трибуне, тронуло до глубины души. Спасибо руководству клуба, тренерам, ребятам и болельщикам, конечно. После матча зашел в раздевалку, сказал, что запомню этот момент на всю жизнь. Мне потом позвонил тренер Подпалый, у которого играл в Тюмени, спрашивал, что у меня случилось. Были еще звонки. Люди в интернете читали только заголовки - что-то типа «Команда поддержит Игоря Калешина», волновались, переживали за меня. Я отвечал, что ничего особенного, просто сломал ногу.

Стараюсь не терять времени, каждый день занимаюсь на базе на тренажерах. Понятно, что почти вся нагрузка идет на пресс, плечевой пояс, но стараюсь поддерживать форму. Повторяю: хочу как можно быстрее вернуться в игру.

- Наблюдать со стороны игру своей команды, которая задает тон в ФНЛ, вдвойне обидно.

- Это точно. Честно говоря, успешный старт «Арсенала» для меня полная неожиданность. Думал, будем бороться за место в серединке. А тут такое! По делу идем на первом месте. Иной раз ловлю себя на мысли: «Вот «Барса» играет!» Это когда комфортный счет, ребята играют для зрителей. Причем такое было не только в домашних матчах. В Красноярске буквально поглотили «Енисей». Хозяева начали хорошо, но во втором тайме на поле было видно только нас.

- А атмосфера на играх в Туле?

- Это для меня такое же удивление, как и игра команды. Потрясающая поддержка! Да и как может быть иначе, если за тебя болеют пятнадцать тысяч человек? Трибуны несут вперед, кажется, что у тебя сил вагон и маленькая тележка. Правда, выходя на замену, не разбирал, что конкретно скандируют болельщики. Просто общий фон – очень мощный и позитивный.

- Игорь, готовясь к интервью, старался не запутаться в многочисленных Калешиных. Это же не просто фамилия – целая футбольная династия! Давайте разбираться, кто есть кто.

- Давайте. Началось все с деда, Виктора Михайловича Калешина. Он вырос в городке Бор, что в Горьковской (Нижегородской) области. В 16 лет сел на поезд и рванул на юг, вышел в Майкопе, где и остался. Играл на местном уровне, а потом судил. Так до последних дней и не расставался с футболом. Деду было за восемьдесят, а он был не прочь сгонять в Самару и посмотреть, как в «Крыльях» играет его внук Евгений. В 2009-м деда не стало, но каждый год в Майкопе проводится турнир его памяти.

Мой дядя, Игорь Викторович Калешин, известен по играм за «Кубань», тренировал главную команду Краснодарского края. Двоюродные братья Евгений и Виталий начинали как крайние хавбеки, а затем переквалифицировались в защитников. Женя старший из нас, выступал за «Крылья Советов», «Томь», карьеру завершил в Белгороде в прошлом сезоне. Живет в кубанской столице, работает детским тренером у Галицкого в «Краснодаре», учится на лицензию «С».

Виталик пять сезонов провел в «Рубине», стал чемпионом России. Сейчас он в составе «Краснодара».

Выходит, я младший из династии Калешиных. Живем дружно, поддерживаем связь. Я крестный у дочери Жени, Виталик крестный моего трехлетнего сына Прохора. Кстати, у моего второго сынишки Наума, которому всего годик, крестным является защитник «Арсенала» Иван Ершов. Мы с Ваней давно дружим, почти семь лет вместе играли за новороссийский «Черноморец», «Ладу» (Тольятти) и астраханский «Волгарь», которые тренировал Дышеков.

- Когда-нибудь всем Калешиным удавалось собраться на стадионе?

- Только однажды, десять лет назад. «Кубань» по первой лиге принимала тольяттинскую «Ладу». Дед - на трибуне, дядя – главный тренер краснодарцев, Виталий вышел в составе «Кубани», я и Женя – в составе «Лады».

- Интересно, кто из братьев самый жесткий защитник? Уверен, что не вы, потому что чувствуется у вас какая-то мягкость в характере.

- Разве мягкие люди играют в футбол? Если только на первенство города. А самый жесткий из нас, пожалуй, Женька. У него и желтых карточек хватало. Помню, он в каком-то матче не по-братски закатал Виталика (улыбается).

- Назовите самые памятные сезоны в своей карьере.

- Наверное, 2003-й год. Девятнадцатилетним юношей я прошел школу жизни в Тольятти. С благодарностью вспоминаю «Черноморец» образца 2008 года. Команду возглавил Южанин, который перестроил нашу психологию, в последних десяти турах мы выиграли большинство матчей и поднялись в середину таблицы первого дивизиона.

- Был еще в 2003-м полуфинал Кубка России с московским «Спартаком».

- В тольяттинской «Ладе» я играл с весны 2003 года. В четвертьфинале по пенальти прошли «Сатурн» из Раменского и вышли на красно-белых. В Тольятти матч собрал столько людей, сколько сейчас ходит в Туле на «Арсенал». Да мы еще и начали здорово, вели в первом тайме 2:0! Моими партнерами в защите были брат Женя, он сделал две голевые передачи, и Ваня Ершов. Еще до перерыва Павлюченко один мяч отыграл. А потом нам необходимо было тактически перестроиться, но тренер Гармашов кричал «Вперед!». Мы и бежали добивать «Спартак». Павлюченко вышел один на один с вратарем и сравнял счет. А затем мы просто сдулись, Ковтун в дополнительное время забил победный для москвичей гол – 3:2. В финале «Спартак» выиграл у «Ростова». Обидно, что полуфинал практически не показывали по телевидению. Был такой второстепенный канал «7 ТВ», но далеко не все его сигнал ловили. Еще тот сезон мне запомнился тем, что в Тольятти не получил ни копейки премиальных.

- В первом дивизионе вы имеете большой опыт, а в премьер-лигу не звали?

- В 2009-м Долматов позвонил и пригласил на предсезонку «Ростова». Прошел два сбора, но ни в одном из трех спаррингов в Турции даже не вышел на замену. Зачем звали?

- Вы начинали в майкопской «Дружбе». Неплохая была команда в столице Адыгеи, держалась бодрячком в первом дивизионе. В 1998-м «Дружба» приехала в Тулу и обыграла «Арсенал» - 1:0.

- В том матче наверняка играл Женя Калешин. Кстати, на его карьеру самым существенным образом повлиял дед. В 1997-м Женька едва не закис в команде Тимашевска, так дед его забрал оттуда за два мешка сахара и отправил в «Дружбу». Как бы все для брата сложилось, если бы не основатель нашей футбольной династии?

А мне до перехода в «Арсенал» все как-то не доводилось побывать в Туле, которую мы полюбили всей семьей. Ну, так вот о «Дружбе». Я начал карьеру в 2001 году, когда лучшие времена Майкопа уже были позади. Адыгея – дотационный регион, своей промышленности почти нет. Откуда взяться деньгам на серьезную команду? Помнится, юношей готовился в дубле «Дружбы», тренер у нас был Софербий Ешугов. Готовил он нас как спецназовцев.

- Как именно?

- Было такое упражнение «горки». Мы, 16-летние пацаны, брали товарища на спину и бежали по гористой местности. Не пойму только, какое это имело отношение к футболу. Собираясь на тренировку, мы высматривали «семерку» «Жигулей» Ешугова. Все надеялись, а вдруг наш мучитель не приедет на очередное занятие?

- Еще были «спецназовцы» в вашей карьере?

- Овчинников по прозвищу Борман. Гармашов меня как-то откомандировал из Новороссийска в челябинский «Лукойл», который возглавил Овчинников. В первый же день услышал от него: «Ребята, мячи нам не нужны. Вот вам 10 забегов по 1000 метров…» Я так пять дней перекантовался и назад, в «Черноморец».

- В «Арсенале», к счастью, все не так.

- Из всех команд, в которых выступал за 12 лет карьеры, здесь самый профессиональный тренерский подход. Все по уму, каждый занят своим делом, тренировки интересные и разносторонние. Сами футболисты понимают, для чего тренером по физподготовке Олегом Анатольевичем Саматовым даются те или иные нагрузки. У ребят напульсники, понятно, как работает твой организм. Занятия группами тоже помогают контролировать нагрузки. Дмитрий Анатольевич Аленичев требователен, но неизменно корректен. А если ему приходится повышать на нас голос, мне кажется, что он сам от этого испытывает дискомфорт.

- Игорь, вы недавно разменяли четвертый десяток, иногда ведь посещают мысли, чем заниматься после футбола?

- Мне тридцать лет, а кажется, что только вчера все начиналось. Надеюсь, моя песня еще не спета. Во всяком случае, в «физике» я точно хуже не стал, напротив, прибавил. Чем буду заниматься после того, как повешу бутсы на гвоздь? В идеале хотелось бы остаться в футболе. У меня есть диплом детского тренера, полученный в Краснодарском институте физкультуры и спорта. Столица Адыгеи привлекает своей чистотой, экологией. Рядом горы, есть горнолыжные трассы с подъемниками, но вот найти работу в Майкопе непросто.

- В Краснодарском крае известный бизнесмен Галицкий активно развивает детско-юношеский футбол.

- Да, таких людей поискать. Он везде постелил синтетику, в каждом селе есть детская команда в системе «Краснодара». Мальчишек ведут 2-3 года, а затем лучших переводят в краевой центр. Правда, пока никому из местных ребят не удалось подойти к основному составу.

- Чему посвящаете свободное время?

- Как родились дети – семье, конечно. Супруга Анастасия мне во всем помогает, поддерживает меня. Она из семьи военного, поэтому привычна к кочевому образу жизни. В Туле нам нравится все – и город, и наш быт, и тем более футбольная обстановка. Вот сейчас поговорю с вами, и мы все вместе пойдем на прогулку в Белоусовский парк. Я хоть и на костылях, но с педалями автомобиля управляюсь. Кстати, машины – мое хобби, люблю дальние поездки. За рулем с 18 лет. Когда играл в Тюмени, купил там «Фольксваген пассат», и на нем мы проехали до Майкопа 3300 километров. Остановку сделали в Казани у брата Виталия. Заодно и матч Лиги чемпионов «Рубин» - «Панатинаикос» посмотрели.

В гости к семье Вани Ершова в Псков тоже была серьезная поездка, больше 2000 верст.

- Ершов – ваш лучший друг?

- Я общительный человек, но настоящих друзей, которым можно доверить все, два-три человека. Ваня один из них. Ценю в нем порядочность и надежность. Он и в игре такой же.

- А насчет продолжения футбольной династии Калешиных что скажете?

- Моя мама Ирина Викторовна – мастер спорта по спортивной гимнастике, и она, возможно, даже больше меня, видит Прохора футболистом. В два года бросала ему на голову мяч, на все турниры водит. Я тоже поддерживаю в старшем сыне тягу к футболу: беру Прошку на базу команды, он помогает фишки расставлять перед тренировкой. Да и крошечный Наум уже вовсю носится за мячом.

Значит, продолжение будет…

Беседовал Евгений Овсянников

 

http://arsenaltula.ru