Самые «левые» футбольные клубы мира. Часть 1
Сталинисты из «Ливорно», кельтский социализм и Че Гевара на трибунах «Велодрома». Аркадий Зайцев – о самых «красных» ультрас в мире.
«Селтик» (Глазго, Шотландия)
6 ноября 2010 года, Глазго, стадион «Селтик Парк»; можно просто «Паркхэд».
По всей Британии, как и во всех странах Содружества, полным ходом идет подготовка к Remembrance Day (11.11). День, когда Британская Империя чтит память тех, кто не вернулся с полей сражений. Когда все – от сэра Алекса до малолетнего канадского оборванца-хоккеиста с озера Альберта, от Принца Джорджа до запившей домохозяйки из Уэльса носят на одежде, с левой стороны, красные маки – символ окончания Первой Мировой (эти цветы часто прорастали на полях сражения, среди множества окровавленных тел, о них написано одно из величайших стихотворений на английском языке).
Только не в районе Паркхэд, город Глазго.
«Селтик» против «Абердина», последний домашний матч перед большим национальным праздником. В перерыве игры банда кельтских фанатов, известных как «The Green Brigade» в знак протеста против маков на форме любимой команды, под оглушительные одобрительные вопли, разворачивает баннер: «Your deeds would shame all the devils in Hell. No bloodstained poppies on our hoops» («Все черти Ада будут стыдиться ваших дел. Нет запачканным кровью макам на нашей форме»).
Матч был сумасшедший, как ирландская кровь: 9-0 в пользу «Зеленых», два хет-трика, два удаления, три пенальти и один автогол, крупнейшая победа в истории чемпионатов Шотландии. Но кто теперь об этом вспомнит. Общественному возмущению не было предела, а руководству клуба пришлось в срочном порядке извиняться перед всей страной. Настоящий-то кельт, конечно, плевать на это хотел – у настоящего кельта нет хозяина, а страну эту он видал известно где. Это был далеко не первый и, рискну предположить, не последний случай в последние годы, когда действия The Bhoys отбрасывают тень на Корону. В 2008-м «Паркхэд» был единственным стадионом Великобритании, на котором во время минуты молчания в честь все того же Дня Памяти фанаты «Селтика» устроили овации и затянули одну из своих песен. Ничего себе достиженице, ага?
«The Green Brigade», как все другие банды и активные фанаты «Селтика», позиционируют себя как антифашисткая, антиимпериалистическая, антибританская соответственно, социалистическая, крайне левая «фирма». На книжных полках каждого уважающего себя кельта лежат прочитанные до дыр тома Маркса, Джона Маклина, Дэвида Поттера, напечатанные вручную запрещенные за экстремизм книги по истории Ирландской Республиканской Армии. Шотландская народная партия (в чью задачу, напомню, входит независимость от Великобритании) и ирландская крайне левая националистическая Шинн Фейн – вот их выбор.
Болельщики «Селтика» – одни из самых «красных» в мире, а возможно, – самые.
Во время последнего матча сезона 11/12, по сути очередной, ежегодной уже коронации любимой команды, фанаты неожиданно перестали напевать любимую «The Celtic Song» и достали флаги Палестины, развернули баннер: «Dignity is More Precious than Food» («Достоинство ценнее еды»). Поддержка голодовки палестинских заключенных в тюрьмах Израиля. Фанаты бело-зеленых выражают солидарность с палестинцами, потому что считают, что их положение очень похоже: они тоже несвободны, им тоже насолила Британская Корона.
Когда «Селтик» приезжал в Москву на матч против «Спартака», то наивные местные журналисты удивлялись – что же это, у гостей из Глазго есть настоящие коммуняки?! А одно (не буду называть какое, сами найдете) спортивное издание и вовсе опубликовало интервью с заголовком: «За «Селтик» поболеет фанат-коммунист».
«ПОБОЛЕЕТ»???????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! «ФАНАТ-КОММУНИСТ»?!?!?!?!?!?!?
– Придерживаюсь политических взглядов левого толка. Коммунизм мне близок, поэтому, приехав в Москву, я осуществил свою давнюю мечту. Обязательно загляну в Мавзолей, а сейчас я направляюсь в ирландский паб, – гордо ответил корреспонденту «Совспорта» (ой) Стиофейн из Корби, графство Нортхэмптоншир, Англия, и пошел себе в ирландский паб, думая вслух, какие же русские журналисты все-таки му**ки.
Не большого ума журналист, он, не то что мы, – не читает The Economist, поэтому имеет такое же представление о происходящих процессах в мире, как тот канадский мальчик с озера Альберта.
Мы-то знаем, что «Селтик» был основан в конце 19 века католическим священником, иммигрантом из Ирландии, Эндрю Кэринсом, более известным миру как Брат Уолфрид. В конце 19-го и на протяжении большей половины 20-го столетия ирландские иммигранты в Шотландии были подвержены серьезной дискриминации со стороны коренных жителей, шотландцев то есть, не позволявшей нормально существовать. Не опасаясь что, выйдя на прогулку с женой, ты получишь по рыжине кирпичом, а жену изнасилуют и бросят рыдать в грязи. Не говоря уже про то, что католики (ирландцы) не были допущены не то что до высококвалифицированной работы, но даже до мешковорочания в грязных доках Глазго. Не самый мирный народ, ирландцы мгновенно образовали низшие слои общества (со всеми вытекающими последствиями) не самого милого в мире города, что, в сущности, уже объясняет такую популярность крайне левой идеологии, реакционного социализма. Собственно, футбольный клуб «Селтик» и был создан, чтобы поддержать ирландских безработных Шотландии.
(«Священник. Футбольную команду. Для поддержки безработных», – повторяйте это как заклинание, когда думаете о «духовных скрепах».)
Человек, надевающий бело-зеленую майку «Селтика», придерживается определенных взглядов на жизнь, как правило, очень рациональных, социально-направленных, антиимпериалистических, антиколониальных и так далее. Он несет ответственность. Так, например, во время гражданской войны в Северной Ирландии, да и вообще во время столкновений в регионе, лояльные государству люди носили сине-красные майки «Рейнджерс» (еще одна причина бить друг другу морды, не менее веская, чем религия, как принято считать), извечных врагов-протестантов, а майки «Селтика» являлись и являются знаком поддержки республиканского сопротивления и стремления к свободе и государственной независимости. Они спят и видят развал Британии, эти ребята в зеленом.
В ноябре 2011-го «Селтик» был оштрафован УЕФА на 12.700 фунтов за то, что фанаты клуба скандировали экстремистские песни, восхваляющие И.Р.А., которая вызывает трепет и страх по всей Европе. Во время следующего же матча Лиги Европы на одном из баннеров было кратко и лаконично написано: «Fuck UEFA».
«Этот огонь не погасит даже сборная Бразилии». Религия и футбол в Северной Ирландии
«Санкт-Паули» (Гамбург, Германия)
По этому тексту мы будем передвигаться, как мистер Полонский – без какой-либо логической или географической последовательности; не знаю как вам, а мне хочется в портовый город на Эльбе – в Гамбург, в район Санкт-Паули. Тем более что ультрас «Селтика» и ультрас «Санкт-Паули» – друзья форева, для которых «Назад – к коммунизму, вперед – в коммунизм» – не простые слова, а руководство к жизни.
Санкт-Паули – район города, в котором живут люди то ли из прошлого, то ли из будущего. На территории в два с половиной квадратных километра между причалом Landungsbruecken и архаичным кварталом Karolinenvrietel каким-то немыслимым образом уживаются анархисты и трансвеститы, социалисты и проститутки, работяги гамбургских доков и театралы, рокеры и художники, беднота и бомонд. Говорят, крысам по душе это место, «снизу подгрызают корни и устои общества». Крайне маргинальный райончик, надо сказать.
Людей здесь роднят две вещи: антикапитализм и «Санкт-Паули».
Можно предположить, что «красная» идеология фанатов «Санкт-Паули» берет корни из 20-х – 30-х годов, когда левый национализм братьев Штрассер был серьезной силой в Германии и чуть не уделал Гитлера, но это не так. Социализм, которым славятся ультрас из Санкт-Паули пришел из рокерских 80-х. Он полностью отвергает национализм и любые проявления дискриминации. Он появился как молниеносная реакция на бешеную популярность в Европе «ультраправых» среди футбольных фанатов, в частности, фанатов английских клубов, среди которых расизм и нацизм были обычными явлениями – как затушить сигарету об язык. Найдя правую идеологию отвратительной по своей сути, ультрас «Санкт-Паули», а я напомню – это работящие жители портового райончика (как вы себе представляете расизм в порту, например?), это панки, рокеры, анархисты, коммунисты, гомосексуалисты и прочие меньшинства, противостояли нацизму, активно поддерживая идеологию левых. Они осмелились бросить вызов большинству фанатов Европы, пропагандировавших фашизм, тоталитаризм и тому подобный правый экстремизм. Именно с того времени фанаты клуба стали позиционировать себя как антифашисты и антирасисты. Флаг с изображением Веселого Роджера до сих пор является символом клуба. Никакого нацизма, ребята. «No nazi».
Футбольный клуб «Санкт-Паули» наверняка не имел никаких шансов на ту славу, которая есть у него сейчас, если бы не фанаты. «Аален», «Дуйсбург», «Падерборн 07», «Ингольштадт 04», «Эрцгебирге» – вам что-нибудь вообще говорят названия этих команд? Это соседи команды по Бундеслиге-2. Вот на таком же уровне, на уровне немецких футбольных микроорганизмов был бы и «Санкт-Паули», если бы не удаль болельщиков команды, которые принесли ей всемирную известность. Им глубоко все равно, что дела у клуба, прямо скажем, идут не ахти как хорошо, что содержится клуб едва ли не на средства одних только фанатов, что на фоне развивающегося в спорте олигархического меценатства «Пираты» – как обломок прошлого.
(В 2003 году фанаты спасли клуб от банкротства, наскоро собрав 2 миллиона евро посредством покупки атрибутики и посещением организованных клубом панк-концертов и акций. Даже районные бары делились с «Санкт-Паули» выручкой.)
Как написал Александр Вишневский в репортаже из Санкт-Паули: «В этом безумном мире «Санкт-Паули» не прогибается, и потому получает то, что нельзя купить – искреннюю любовь и стопроцентную радость от успехов. Всяческие коррупционеры никогда не смогут стать настолько счастливыми, как фанаты и футболисты «Санкт-Паули», вместе празднующие победу» Славный текст, кстати, обязательно почитайте, очень атмосферно.
В том же репортаже возникает некто Свен Брукс, «который работает Свеном Бруксом». Свен Брукс – офицер безопасности клуба, который отвечает за фанатские движения, за работу с прессой и так далее. Занятные слова говорит офицер безопасности Свен Брукс: «Моя основная задача – осаживать слишком радикально настроенных пацанов и девченок. Не потому, что я не согласен с ними. Просто я все это уже прошел и понимаю, что в конкретную минуту они вредят исключительно себе и пользы от их самопожертвования никакой. Наше время придет, но не сейчас и не здесь. Здесь – футбол и радость». Характерно, что власти Германии не стремятся тупо загнать радикально настроенные банды фанатов в подполье, как это преимущественно делается у нас, а напротив, организуют работу с ними через таких вот Свенов Бруксов, офицеров безопасности, которые «осаживают радикально настроенных пацанов и девченок». Не дубинками осаживают, а словами и авторитетом. Это эффективно, это работает.
Впрочем, иногда не помогают и самые хитрые способы в борьбе с футбольным экстремизмом.
Большое дерби «Гамбургом» – редкость хотя бы по той простой причине, что «Санкт-Паули» играет дивизионом ниже, но соседские фанаты из «Гамбурга» не могут терпеть левых в своем городе. В 2012, во время игры «Санкт-Паули» – «Любек» более 200 нацистских ультрас гостей в союзе с наци из «Гамбурга» едва не захватили домашние фанатские сектора на стадионе «Милленртрор», сектора, на которых сидели женщины, дети, и обычные болельщики – «кузьмичи», как их у нас называют. «Пираты» отстояли хозяйские трибуны, но не без потерь: 74 задержанных и 89 пострадавших.
Ультрас «Санкт-Паули» вообще не прочь помахать кулаками с главными врагами. Так, например, нередко случаются «третьи таймы» с ультраправыми Hooligans Elbflorenz («Динамо» Дрезден), одной из сильнейших банд Германии. Неонаци из «Ганзы» Росток (едва ли не самая правая клуб в стране), один из самых непримиримых врагов «Пиратов», нередко устраивают «банановые бомбардировки» на стадионе «Милленртрор», выражая так протест против левых, за что и получают потом по заслугам.
Бонус: «Пираты» отвергают любое проявление национализма, поэтому не склонны поддерживать национальную сборную Германии. Во время домашнего Чемпионата Мира (2006) фанаты организовали свой собственный чемпионат, который проходил на родном «Милленртрор». «Wild Cup», «Дикий Кубок», так они назвали его. В турнире принимали участия непризнанные государства или те государства, которые по разным причинам отвергает ФИФА. Победила Турецкая Республика Северного Кипра. За ней: Занзибар, Республика Санкт-Паули, Гибралтар, Гренландия, Тибет.
«Ливорно» (Ливорно, Италия)
Ах, Тоскана…
Вы в Италии сейчас, капиш? Весна. Тоскана. Представьте. Immaginare. Ох, Firenze, belissimo, Renaissance! И вот вы что делаете: вам надоела Флоренция. Да, прям так, надоела! Вы берете напрокат машину. Alfa Romeo.Красную. Cabri. И несетесь вы в сторону Val d’orcia. Господи, Тоскана! Нет, к черту Val d’orcia – в Ortobello! И несетесь по зеленым холмам к синему морю. Справа от вас милая Franceska. Поглаживает вас по коленке, смеется белыми зубами. В Ortobello! Знаете Ortobello? Нечего там делать, забудьте! Поехали лучше в Piza, на север, за север! Prato, San Rocco... Lucca... о-о-о, друг, да у тебя голова кругом, я гляжу! Давай сюда руль, я покажу тебе место, в которое ты бы никогда не поехал. И даже если бы ты исколесил тосканское побережье – от San Vincenzo до Marmi, ты бы вряд ли заехал в Ливорно – так от него веет неприятностями.
Родина Модильяни – вот и все. «Крупный морской порт». Пахнет рыбой и потом…
Сталин и Че Гевара – вот их божества. Был еще Кристиано Лукарелли, игрок «Ливорно», но он сбежал. Сейчас он контуется на севере, кажется, в Парме.
Ливорно – столица итальянского коммунизма. Итальянская коммунистическая партия была основана именно здесь в 1921-м году, ну а фанаты футбольного клуба подхватили идеологию и несут ее до сих пор. Портреты Че Гевары и Сталина на футболках, баннерах, на чем угодно – такая же норма для болельщика «Ливорно», как для жителя Рыбинска 200 грамм по утрам. Маски Гая Фокса на болельщике – как здрасьте.
«Ливорно» – это голый коммунизм. Чистый, что роса на полях Тосканы.
«Ливорно» – клуб, который каждый год отмечает день рождения Сталина.
Перед началом каждого матча весь стадион поет «Bandiera Rossa», песню итальянских партизан-антифашистов времен Второй Мировой войны. Livornesi любят такие песни. А «Ливорно» едва ли не каждую неделю платит Федерации футбола Италии штрафы за экстремистские кричалки и баннеры. И за то, что ультрас Brigate Autonome Livornesi регулярно поливают грязью Берлускони (песня «Silvio Pedofilo» – хит на матчах с «Миланом» и не только), «правительственную шайку», богачей, капитализм, всю Италию! Весь мир!
Кажется, траты на штрафы прописаны в бюджете клуба на годы вперед.
Когда 17 итальянских солдат погибли в Насирии, в Ираке, на всех стадионах Италии матчи начинались с минуты молчания, но на Armando Picchi в Ливорно фанаты воодушевленно пели в поддержку иракцев.
Особенно сильны коммунистические настроения в Ливорно были в 70-ые – 80-ые, когда по всей Европе устраивались фанатские побоища, а в Италии к тому же свирепствовала знаменитая Brigate Rosse, Красная Бригада, марксизм-ленинистская организация, устраивавшая теракты и похищения по всей стране и за ее пределами. Движение Brigate Rosse иссякло, его уничтожили, но победить коммунизм в Ливорно, кажется, невозможно, идея живет до сих пор.
Если вы будете на Armando Picchi, то не удивляйтесь, если на северной трибуне, на Curva Nord будут петь свои песни ребята в оливкового цвета форме вьетконговцев или перуанских коммунистов времен «Светоносного пути».
«Олимпик Марсель» (Марсель, Франция)
Я знавал одного ненормального, который в пятницу ночью на весь бар орал, надрывая голос, стуча по столу кулаком: «Да весь Марсель голосовал за мсье Олланда!». Он был прав, этот ненормальный, Марсель действительно активно голосовал за мсье Олланда. Социалистический город, чего тут скажешь. Город, в котором запрос на социальное равенство – огромен. Город, в котором низшие классы крайне оторваны от людей, набивших мошну, скупивших дома на лазурном побережье. Это, в конце концов, портовый город (заметьте, насколько высок запрос на социализм и антифашизм в портовых городах), в котором изначально проживали люди самых разных национальностей.
У марсельцев, в отличие от остальной Франции, теплое отношение к приезжим, поэтому неудивительно, что банды «Марселя» – интернациональны и придерживаются антифашистских, левых взглядов. Они едва ли не единственные ультрас в стране, которые противостоят правым. Почти сразу же после создания на «Велодроме» общего фан-движения (в 80-ые, когда во Францию пришли из Италии мода на ультрас), в частности знаменитой социалистической группировки «South Winners» («Солидарность и революция» – их лозунг с момента создания), ультрас «Марселя» подвергались серьезному давлению со стороны парижской правой «Kop of Boulogne» («Булонские копы»), ведущей фирмы «ПСЖ», и «Bad Gones» – скинхедами из Лиона. В ответ на избиения вражескими фанами иностранцев южане не просто махали кулаками, когда потребуется, но отвечали на трибунах своих и гостевых, устраивая мощные шоу с файерами и плакатами, баннерами, осуждающими национализм и восхваляющими левую идеологию. Разумеется, акции нередко приводили к массовым дракам. А ведь это были времена, когда в борьбе с фанатами-ультрас не церемонился Франсуа Миттеран, президент Франции.
Костяк марсельских ультрас-фанатов всегда составляли студенты и иностранцы, а баннеры с Карлом Марксом, Че Геварой, кельтскими крестами и сейчас являются визитной карточкой «Велодрома».
Серьезным этапом укрепления влияния «South Winners» была борьба против президентов «Марселя». Когда президент Мишель Русье решил изменить дизайн и цвета формы, фанаты выкупили билеты на две трибуны на один из матчей и бойкотировали его. Потеряв доверие ультрас, Русье был наскоро уволен советом акционеров. Следующий президент клуба, Кристофер Буше тоже решил внести свои изменения и поменять эмблему клуба, на что фанаты ответили тем же самым способом. Слабоумный Буше тоже был уволен.
У фанатского движения «Марселя» есть своя легенда.
Когда 17-летний Патрис де Перетти, впоследствии известный под кличкой Depe, во время выезда в Грецию, своего первого выезда, увидел, как фанаты хозяев оголили могучие эллинские торсы и заорали свои первобытные кричалки, то был так впечатлен, что решил болеть за «Марсель» именно так, с голым торсом.
Антифашист, социалист, Депе в скором времени стал известен своим рвением и выездами с командой, он также был редактором нескольких фанатских журналов (в которых, кстати говоря, публиковались не только футбольные материалы, но и политические, идеологические). Перед финалом Кубка европейских чемпионов именно Депе уговорил своих фанатов не отвечать на провокации болельщиков «Црвены Звезды», известных своими крайне фашистскими взглядами. Тот финал «Марсель» проиграл.
1993 год, 3 марта. «ЦСКА» – «Марсель», групповой этап первого в истории розыгрыша Лиги чемпионов. Этот матч стал знаменит тем, что при -20 на градуснике Патрис вышел на трибуну, как когда-то обещал себе и остальным – с голым торсом, и – от звонка до звонка. Это принесло ему большую славу. Такую славу, что, когда «Олимпик» обыграл в финале ЛЧ, во время празднования на родном «Велодроме» Депе поднял над головой Кубок чемпионов, представьте себе!
Патрис умер 28 июля 2000 года, его нашли в разбитой вдребезги машине где-то под Марселем, ему было всего 28. Он оставил после себя только миф о необычайной преданности и существовавшую к тому времени уже шестой год группировку Marseille Trop Puissant, прокоммунистическую бригаду, очень влиятельную. «Боление без насилия» – таким был их лозунг. Marseille Trop Puissant известна тем, что раздает еду в нищих кварталах Марселя.
Северная трибуна «Велодрома» была названа в честь Патриса. Virage Nord-Patrice de Peretti. Она и сейчас так называется.
(На фото выше Депе – с перевязанной рукой)
Это великие кадры:
P.S. Не забываем плюсовать, лайкать, обсуждать, подписываться, да?!
А текст просто чума. Спасибо.