Билялетдинов: «Уходить абы куда – это не дело»
Динияр Билялетдинов – талантливый и незаурядный футболист, от которого болельщики всегда ждали и ждут многого. Где бы он ни играл, в России или в Англии. Он идет на контакт и готов ответить на все вопросы, которые к нему накопились. Вчера мы опубликовали первую часть интервью с полузащитником «Спартака». Сегодня продолжение нашей интересной беседы.
«Спартак» - это комбинационный футбол, «Эвертон» - это моторика
- Динияр, очень многих спартаковских болельщиков, в том числе лично ваших, интересует состояние вашего здоровья. Можете их обрадовать?
- Наверное, могу. У меня все нормально. Провел полноценную предсезонку. Ни одной тренировки не пропустил. Тьфу, тьфу – полный порядок.
- Пауза между чемпионатами на этот раз была небольшой. Раньше, когда играли по системе «весна-осень», футболисты отдыхали и готовились значительно дольше. Эта смена ритма не повлияло на самочувствие?
- Это уже пройденные неудобства. Сейчас пауза между чемпионатами действительно была маленькая. Но, если смотреть по сути, то ведь по биоритмам ничего не изменилось. Раньше при прежней системе между кругами тоже было где-то две недели перерыва. Получается, что просто сами круги местами поменялись.
- Не совсем так. Прежде у вас была двухнедельная пауза по ходу чемпионата, а сейчас – перед ним. Не скажется ли это на физической готовности команд в дальнейшем?
- Получается, что летние сборы длились чуть больше месяца. Это совершенно нормально. В том же «Эвертоне» подготовка к сезону, то есть между чемпионатами тоже длилась всего пять недель. Вполне достаточно.
- Вы вспомнили про «Эвертон»… Судя по всему, до сих пор делаете какие-то сравнения с той английской футбольной жизнью и нынешней, в России. Возможно, проводите какие-то аналогии…
- Конечно, провожу. Это вообще полезно делать. Анализируешь, сравниваешь. Тем более, если все это вкусил сам, а не по чьим-то рассказам. Опыт большой был.
- Намного отличаются друг от друга тренировочные процессы в «Эвертоне» и «Спартаке»?
- Различия есть. Но, и сами клубы в принципы исповедуют несколько разные футбольные идеологии. Это хорошо видно и по стилю игры «Спартака» и «Эвертона». Английский футбол у нас показывают, все в этом могут убедиться. «Спартак» сегодня - это все-таки комбинационный футбол с испанским уклоном. А «Эвертон» - это моторика, бег, какие-то силовые единоборства. Меньший акцент на держание мяча. Соответственно у англичан на это направлен и весь тренировочный процесс. На поддержание и развитие тех или иных качеств, которые позволяют поддерживать принятый стиль игры. Хотя физические нагрузки во время предсезонного сбора в «Спартаке» выше, чем в «Эвертоне». Зато по ходу сезона в Англии очень много тренировок без мяча. В «Спартаке» такого нет. У нас даже физические тренировки проходят с мячом.
А в английской Премьер-лиге все нацелено на атлетизм. На ведение силовой игры. В комбинационный, ажурный футбол стремятся играть всего несколько команд. «Эвертон» к ним не относится. В ходе предсезонной подготовки набор формы идет через турниры. Как правило, команды отправляются в какие-то турне. Я помню, как мы ездили в Австралию, Америку. То есть, все набирается через игры. А двухразовых тренировочных занятий, как правило, не было. Но когда уже начинается сам чемпионат, тренировки могут вообще проходить без мяча. Упор только на физику и атлетизм. Поэтому и набор формы происходит постепенно за счет количества игр.
- Есть ли разница в отношении футболистов к тренировкам в «Эвертоне» и «Спартаке»?
- Я думаю, что здесь надо скорее говорить не о клубах, а о разнице в ментальности игроков как таковой. Наверное, тут сказывается тот факт, где футболист вырос, в каком регионе. Если мы говорим, например, об игроках из Латинской Америки, Бразилии, то в том же «Эвертоне» иногда чувствовалась в их поведении на тренировке некоторая расхлябанность что ли.
- Да, сегодня многие вещи смешались. Футболисты разных национальностей перемещаются из клуба в клуб, из страны в страну, и какого-то обособленного по национальному признаку «футбольного мирка», который был в Советском Союзе, когда в нашем футболе вообще не существовало понятия легионеров, сейчас не найти.
- Конечно. Мы же говорим о профессиональных футбольных командах. Здесь каждый человек может сам регулировать свое состояние на тренировках. Подойти к тренеру и сказать, что почувствовал некоторую усталость. Что хотел бы сегодня поработать индивидуально. И тут уже нет разницы: «Эвертон» это или «Спартак». Есть понятие профессионализма, твоего внутреннего отношения к тренировочному процессу. Главное, чтобы индивидуальные действия игроков не шли во вред всей команде.
- Раньше, помнится, в чемпионате СССР некоторые команды неделями сидели на базе.
- Ну, это не показатель. Скорее всего – разные тренировочные методики. Я в «Эвертоне» все три года приезжал непосредственно на игры на машине. Паркуешься где-то за два часа до матча. Идешь, пьёшь кофе. За полтора часа до игры ты должен быть в раздевалке. После матча спокойно садишься в машину и отправляешься домой.
- А здесь?
- Ты едешь на сбор, ночь проводишь на базе, спишь вместе с командой и на следующий день отправляешься на игру. На автобусе.
В Англии главное поймать ритм игры
- Со временем на многие вещи человек начинает смотреть более спокойно и самокритично. Можете сегодня беспристрастно ответить: от вашей поездки в Англию было больше плюсов или минусов? Может быть, что-то приобрели, а что-то и потеряли.
- Как сказать?.. Понятно, что английская лига более известна в мире, чем российская. Сама подача турнира, сам футбольный продукт, если можно так выразиться, конечно же, находятся на более высоком уровне. Поэтому повариться в той атмосфере - незабываемо. Мне приятно вспоминать о годах, проведенных в «Эвертоне». Я думаю, что каких-то особых минусов от моей поездки туда не было. Хотя, в жизни, в любом виде деятельности человека всегда можно найти что-то положительное и отрицательное. Все в плюс перевернуть нельзя.
- Я говорю о том, что вы, наверное, хотели там достигнуть большего. Не так ли?
- Конечно. Я этого и не скрываю. Хотелось поучаствовать в каком-то финале, например. Но не вышло. Какие-то только личные призы получал… Да, хотелось бы провести побольше игр, но получилось так, как получилось. Если бы чаще был на поле, то и забивал бы больше. Чемпионат очень интересный. Если ты забиваешь, там такое начинало твориться! Непередаваемо! Ливерпуль город небольшой. Вышел на улицу, прошли тебе навстречу сто человек, похлопали по плечу, сказали – «молодец». Это их обычная реакция. Радостная. Видно, что люди говорят тебе такие слова искренне.
- Не возникало ли у вас проблем с тем, что вы все-таки, футболист несколько иного игрового плана. Не типично английского.
- Не возникало. На мой взгляд, там, скорее всего, надо привыкнуть к ритму игры. Это основное. А в плане понимания игры, тактики – все понятно, никто ничего особенного не выдумывает. Ритм, ритм и только ритм. И вот этот ритм надо поймать. Все остальное проще. Никто мяч подолгу не держит, не «жует», один-два касания в основном и все. Быстрый переход из обороны в атаку. Есть, конечно, исключения, но в целом лига нацелена именно на такую манеру игры. Это создает зрелище, остроту. Там такие традиции.
- В музее «Битлз» были?
- Сто раз. Друзей водил, родственников. Все довольны оставались.
Появится шанс, докажу, что умею и могу
- Правда ли что ваш отец, в прошлом сам профессиональный футболист, а ныне заслуженный тренер России, сыграл определяющую роль в вашей командировке в Англию?
- Какую роль? Разве что воспитал меня, как футболиста, сына. За это ему большое спасибо. А в смысле перехода, контракта?.. Он мне тогда просто сказал: езжай и не думай…
- Но, насколько я помню, года два назад, когда вы уже вроде бы собрались возвращаться в Россию, он вам советовал все-таки вернуться в «Локомотив». Не так?
- Не помню такого. Первый раз слышу. Да и вообще, я уже в том возрасте, когда подобные решения принимаю сам. Советы слушаю, конечно, но последнее слово в таких делах остается за мной.
- Однажды вы сказали, что вторая страна после России для вас – это Чехия. А я думал, Англия.
- Это я еще, видимо, давно сказал. В девяностых там папа играл, завершал свою карьеру. Так что это, скорее всего, воспоминания детства. А какая сегодня вторая страна? Даже не знаю.
- «Спартак» в этом году не только декларативно, но и на деле пытается перейти на систему 4-3-3. Как вам видится это тактическое построение? Видите ли вы себя в нем? На какой позиции? Какое ваше любимое место в команде, на котором вам хотелось бы играть?
- Ну, я все время играл на инсайдных позициях: слева или справа. Тут проблем нет. Атакующий полузащитник. Схема 4-3-3, конечно, более атакующая. С двумя опорными. Сейчас подбор футболистов в «Спартаке» вполне позволяет воплотить такую схему. Просто еще рано делать какие-то выводы. Прошло всего четыре тура. Но, я думаю, что направление выбрано правильное и, от этой схемы мы отступать не будем. Тем более, что пока она приносит свои плоды. Все-таки идем на первом месте. Я просматриваю свою позицию на поле. И мне, конечно, хочется чаще играть. Но сейчас такой период, когда команда лидирует. Я ставлю себя на место тренера и прекрасно понимаю, что как-то кардинально менять победный состав нет смысла. Это известная футбольная истина. Поэтому приходится ждать и терпеть, хотя это и непросто делать. Но я могу сказать одно: если у меня появится шанс доказать свою силу и умение, я этим шансом воспользуюсь обязательно.
-Терпеть и верить... Это правильно. Но сейчас вы еще не тренер, а игрок. Время бежит быстро. Доказывать надо сейчас. Что делать? Может быть, стоит подумать об аренде. Все-таки вам необходима постоянная игровая практика. Это обычный мировой принцип.
- Тут надо смотреть. Все тщательно взвесить. Идти абы куда – это не дело. Потому что для меня даже тренировка с сильными партнерами в сильной команде – это совсем иное дело, нежели просто игровая практика в рядовом коллективе. Совсем другая история.
Динияру удачи, пусть доказывает, что он достоин быть игроком Спартака и сборной России.