Языческий храм Гарни
В последний день своего отпуска решили с семьей посетить храм Гарни и монастырь Гегард. Оба эти места являются одной из «визитных карточек» туристической Армении. Даже несмотря на то, что первый из них языческий храм, а второй христианский монастырь, в народе их имена передают вместе, говоря «посетили Гарни-Гегард» и все потому, что они расположены недалеко друг от друга, на одном шоссе.
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Она была построена армянским царём Трдатом I в 76 г. о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак (летний дворец) царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Об этой надписи имеются упоминания у отца армянской истории Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286—330 г.). Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Ее начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом.
Это фото не мое. Не мог же я полететь на вертолете и заснять такой кадр ))
Эти 3 фото тоже не мои.
Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных базальтовых призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней».
В остальной части крепости создана мощная оборонительная система — могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями.
Вход на территорию комплекса. Под мостиком - ров для защиты от врагов.
Остатки крепостной стены.
Крепостные стены и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Гарни находится в 28 км от Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно.
Маленькие тругольники на камне это клинопись. Этой записи около 2700 лет.
Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.
Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории бывшего СССР памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре.
Хотя храм и построем в эллинистическом стиле, древним грекам не было присуще такое украшение стен и потолка. Мастера украсили потолок и наличники типично армянскими узорами - гранатами, виноградом, цветами.
Ступеньки ведущие в храм очень высоки и круты. По преданию, это сделано специально, что бы человек поднимался и опускался по ним с прямой спиной и гордо поднятой головой.
Двадцать четыре колонны, окружающие святилище, символизируют количество часов в сутках.
А вот и само святилище. Его размеры не велики. Внутри все просто и без изысков.
За нашей спиной когда то стояла статуя божества, которому приносились жертвы.
Потемневший камень - жертвенный алтарь.
В 1679 году сильное землятрясение полностью разрушило храм. С 19-го века многие исследователи, в том числе и из России, и из Европы пытались воссоздать его макет. Это в полной мере удалось только в 30-х годах двадцатого века. А в 60-70-х архитектор А. Саинян за десять лет смог полностью восстановить храм из руин, почти полностью используя найденные при раскопках обломки и фрагменты.
Родник посвященный А. Саиняну за восстановление храма Гарни.
Рядом с храмом есть остатки крупных сооружений. В одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры.
Надпись на древнегреческом. Эта мозаика украшала царскую баню.
То, что осталось от царского летнего дворца.
Как ни старался так и не смог прочесть. Хотя и написано по армянски, но так, что слов ни разобрать, ни понять.
Несмотря на то храм Гарни языческий и не был "перепрофилирован" в христианский, на его территории довольно много хачкаров. Многие из них настолько стары, что время и ветер почти стерли узоры на камне.
Как и водится во всяком крупном туристическом объекте, местные жители вовсю продают свой аппетитный и специфический товар. В банках - варенья из фруктов нашей благодатной Араратской долины. Рядом с ними разные сухофрукты и домашний мед.
И никак не обойтись без разных сувениров, побрякушек и подарков.
Ну очень витиеватое дерево во дворе комплекса.
На этом все, дорогие друзья. Хочу попросить прощения за то, что очень обильно использовал тексты из Википедии, но сам многого не знал. Зато теперь и сам поучился и вам рассказал. Надеюсь, что понравилось.
P.S. Скоро ждите и пост про Гегард. Это будет уже совсем другaя история и, поверьте мне, вы заслуживаете того, что бы узнать этот монастырь поближе. Становитесь гражданами "Страны Оффтопия" подписавшись на блог и не пропустите много интересного.
P.P.S. Если вам не жалко оценок и, что главное, комментариев, то я говорю вам "мец шноракалутюн"
насчет Греции не стоит удивляться, в то время сила эллинизма была так высока, что все подряд копировали их стиль. Император Нерон, кроме всего прочего, был большим поклонником древней Греции, и неудивительно, что именно в эпоху его царства эллинизм снова поднял голову.
Однажды читал, и полностью согласился, что все религии мира произошли от поклонения солнцу. У разных народов была разная форма культа, но суть у всех была одной, именно дневному светилу мы все обязаны жизнью.
А насчет впечатления несколько не соглашусь. Храм действительно великолепен, но, как ни странно звучит, он не оставляет в душе трепета и восхищения. Природа вокруг оставляет, но само строение - нет. Я не знаю почему так, но поразиться им я не смог. Принимал его как одну из самых древних построек Армении, понимал, что эти камни "видели" целые эпохи, но все это воспринималось не так как в других местах. В монастырях и церквях которые посещали до сих пор меня охватывал трепет, благоволение. Там я не мог заставить себя говорить громко, а когда фотографировал то немного было неудобно. Здесь же все разговаривали, кричали, фотографировались и все без стеснения. Думаю, что это из-за архитектуры. Если наши христианские храмы своей архитектурной формой и атмосферой подавляют тебя, что бы мог почувствовать свою никчемность перед Богом, то в языческом храме все с точностью наоборот. Как и отмечал, даже ступени сделаны так, что бы царь и его свита гордо поднимались к алтарю, а например во всех кельях и молельнях наших монастырей вход очень низкий, что заставить тебя преклониться перед святыней.
Может и ошибаюсь, но впечатления и мысли именно такие
Да уж, землетрясения ничего не щадят. Такую красоту разрушило. Хорошо хоть, что восстановили еще при Союзе, сейчас бы, наверное, так и осталось всё лежать в руинах.
Р.С. Вроде в Крыму еще есть древнегреческие памятники архитектуры.
Р.Р.С. Оганес, а дети с вами с удовольствием ездят в эти поездки, не капризничают?
Интересное место, необычное... Храм Солнца. Да, ему и на Руси поклонялись, русские называли себя внуками Даждьбога ( если вспомнить "Слово о полку Игореве) .
Архитектура отличается от классической архитектуры Армении, очень схожа с греческой.
Греция. Храм Ники http://img-fotki.yandex.ru/get/4417/27293089.22/0_6e4e0_431c6c69_XL
Мне кажется ,что чувствуешь себя песчинкой в этом временном пространстве...такой древний храм.
Ну что же , жду следующую работу. Надеюсь, она будет не менее интересной.
Спасибо.
но самое шикарное - это символизм ступеней, про спину и голову ввысь. Великолепно, очень-очень достойно.